Усадьба С.И. Колокольникова
(ул. Республики, 18)
Карта
Содержание
Карта
Содержание
Усадьба Козловых
(ул. Тургенева, 9)
Карта
Содержание
Дом И.С. Ларионова
(ул. Тургенева, 12)
Карта
Содержание
Дом С.Г. Селиверстова - Л.X. Брандта (ул. Комсомольская, 6)
Карта
Содержание
Купеческий жилой дом
(ул. Водопроводная, 13/ул. Комсомольская, 18)
Карта
Содержание
Флигель А.И. Михалева
(ул. Хохрякова, 53а)
Карта
Содержание
Дом Дементьевых
(ул. Хохрякова, 33)
Карта
Содержание
Дом С.С. Бровцына
(ул. Дзержинского, 32/ул. Хохрякова, 28)
Карта
Содержание
Дом Д.Т. Горбунова
(ул. Володарского, 27/Дзержинского, 36)
Карта
Содержание
Дом Ф.З. Рубцовой
(ул. Дзержинского, 34)
Карта
Содержание
Купеческий жилой дом
(ул. Дзержинского, 34а)
Карта
Содержание
Дом С.С. Бровцына
(ул. Дзержинского, 40)
Карта
Содержание
Флигель усадьбы Миншутиных
(ул. Водопроводная, 37)
Карта
Содержание
Купеческий жилой дом
(ул. Дзержинского, 13)
Карта
Содержание
Дом Игнатьевых
(ул. Ленина, 46)
Карта
Содержание
Дом М.В.Миншутина
(ул. Водопроводная, 43)
Карта
Содержание
Дом Е.Ф. Бобковой - С.Д. Машарова
(ул. Луначарского, 22)
Карта
Содержание
Мелодия моей жизни
Карта
Содержание
В то время я уже много умел как резчик, но знаний по реставрации не хватало. Поэтому в свободное от полетов время я работал в Тобольской реставрационной мастерской. Но скоро понял, что и знаний, полученных там, мне недостаточно. И я уехал в Москву.
В институте «Спецпроектреставрация» я стал стажироваться на кафедре «Реставрация и консервация древесины». Моими преподавателями были Сергей Яковлевич Шинаев, Юрий Кукс, Светлана Платонова. Так я стал изучать секреты реставрации. Потом было несколько лет работы по реставрации, ежегодные стажировки в Москве, обмен опытом в мастерских Новгорода, Нижнего Новгорода, Кижи, Суздаля, Киева... Все это расширяло мои знания реставрационного дела и повышало профессионализм как реставратора.
В Тюмени до 90-х годов памятники деревянной архитектуры еще никто не реставрировал. Чувствуя, что уже приобрел богатый опыт в реставрации, я решил создать свою мастерскую и назвать ее «Мних», что на древнерусском языке означает «отшельник, ваятель, строитель». Комитет по культуре для этой цели выделил мне помещение. К тому времени я набрал необходимый летный стаж, вышел на пенсию и полностью посвятил себя реставрационной деятельности. Сначала в помощь приглашал старшего брата-скульптора Анатолия с московскими резчиками, потом появились единомышленники и в Тюмени. Создался профессиональный костяк мастерской — художник А. Опарин, архитектор А. Клименко, мой старший сын Святослав, который с 14 лет начал работать в мастерской, ученики Д. Щетков и Н. Холманский.
Мы не только любили эту работу, мы жили ею, находя в ней радость и удовлетворение. Каждый объект, который мы спасали от уничтожения временем, придавал нам огромный прилив творческих сил и хотелось как можно больше успеть сделать. Я увеличил коллектив мастерской, что дало возможность реставрировать по два объекта в год. Таким образом, мы противостояли появившейся в то время тенденции сознательного уничтожения памятников деревянного зодчества. Работа нашей мастерской была замечена, и город начал выделять средства на восстановление памятников. В результате было восстановлено более 25 объектов культурного наследия Тюмени.
Приятно было понимать, что наконец-то наступило время, когда осознали значимость этого достояния и по достоинству оценили искусство народных мастеров. На примерах сохранившихся памятников и сегодня можно изучать историю развития народного творчества, увидеть как со временем усложнялся рисунок, понять, с каким внутренним чувством красоты старые мастера создавали деревянные узоры наличника. Как гармонично они сочетали различные узоры: геометрические, растительные орнаменты, солярные и другие древние символы и обереги. И все это выполнялось в уникальном стиле, отличном от известных стилей Томской и Иркутской резьбы.
Карта
Содержание
Мастерская
(ул. Дзержинского, 34)
Карта
Содержание
Посмотрите, как выглядела колонна до восстановления. Вы можете заметить облупившуюся краску, трещины, утраты частей. Прежде чем начать реставрацию, необходимо демонтировать деталь, затем освободить ее от покраски. Для этого применяются специальные составы на основе извести.
После расчистки и удаления трухлявых частей начинается подготовка детали непосредственно к восстановлению. Делается ровная подрезка трещин, сколов, частей с утраченными фрагментами.
Далее берется новый материал, такой же, из которого сделана деталь, в нашем случае это кедр, и при помощи ножа-косяка вырезаются кусочки необходимого размера. Осуществляется их подгонка для точного дополнения трещин, сколов, всех утраченных частей. После подгонки эти кусочки приклеиваются специальным клеем.
Когда клей высохнет, можно
выступающие части подклеенных кусочков подрезать соответственно оригинальной резьбе. Это делается с помощью инструмента резчика по дереву, который не изменился за последние 150 лет.
И завершается реставрация детали резного декора консервацией, тонировкой или покраской, а затем монтажом на место.
Карта
Содержание
Карта
Содержание
Карта
Содержание
Тюменская
деревянная игрушка
Карта
Содержание
В 2010 году, проведя исследование в экспедициях сёл Тобольского и Тюменского районов Тюменской области, мы возродили традиционную сибирскую игрушку «конёк», которая отличается особыми стилистическими признаками. Несколько лет ведём студию для детей и родителей по изготовлению этой игрушки, которая теперь сохранена и стала известным брендом Тюменской области не только в России, но и далеко за ее пределами. Благодаря усилиям нашей мастерской удалось сохранить традиции уникальной школы деревянной резьбы города Тюмени.
Глубокий научный подход к сибирскому зодчеству помог открыть мир символов в домовой резьбе, что позволило раскрыть новые грани богатого потенциала нашего региона. Тюменская деревянная игрушка «Солнечный конек» стала лауреатом многих международных конкурсов, получила высокую оценку экспертов на Всемирном конгрессе ЮНЕСКО в Пекине, где признана неотъемлемой частью мировой культуры. И по сей день юные тюменцы, горожане и гости города мастерят своими руками игрушку из сибирской сосны и кедра, которая воистину стала общенародным и любимым брендом нашего региона, области, города.
Реставратор деревянного зодчества Святослав Шитов
Карта
Содержание
Тюменская традиционная резьба
- современное воплощение
Карта
Содержание
Позади учеба в Киеве и новый поворот в жизни. Судьба забросила его в тюменский край. С 1970-х В.М. Шитов стал летать на грузовых самолётах АН-12 и ИЛ-76. Суровые необъятные просторы тайги, тундры, необычный быт и культура северных народов, их верования, история Сибири увлекли серьёзно. И Вадим поступает на заочное отделение исторического факультета Тюменского госуниверситета. Он работает в архивах Тюмени, Тобольска, Березова, Салехарда. Его заинтересовало, как и когда у народов Севера их вера в природные стихии, в дух предков соединились с христианством.
Найдя в архивах атлас со старинным маршрутом купцов-новгородцев, проложенным до знаменитой Мангазеи, Вадим Шитов решил пройти по нему сам. Чтобы доказать, что по этому пути идеи христианства могли быть донесены новгородцами до народов Севера еще в XI веке, намного раньше известного сибирского просветителя XVIII века Филофея Лещинского. За две недели пешком перешел горы Приполярного Урала: от реки Печоры, через горный хребет, вдоль реки Щекурья до поселка Саранпауль. Убедился, что такой маршрут, такая тропа существует до сих пор. Диплом написал на тему «Религия и культура аборигенов Крайнего Севера первой половины XVII–XIX вв.».
А сколько было перевидано В.М. Шитовым великих памятников архитектуры, сколько заповедных городов он повидал благодаря летной работе. Побывал будущий реставратор в Сергиевом Посаде, Переславле, Новгороде, Муроме, Суздале, Вологде, Кижах. Древние города с неповторимой архитектурой храмов и великолепной резьбой сохранившихся иконостасов, киотов впечатляли. Впоследствии, когда Вадим Макарович сам будет делать иконостасы сибирских храмов, он не станет копировать то, что видел в европейской части России. Создаст свое, уникальное, вдохновляясь сибирской резьбой, которая имеет особый образ и стиль.
Призвание - Реставратор
Карта
Содержание
И вот случается то, что направило жизнь В.М. Шитова в совсем иное русло. Кажется, на первый взгляд — рядовой эпизод. Будучи в гостях у брата-скульптора Анатолия получил от него подарок — резцы для работы по дереву. Попробовал. Резьба увлекла, захватила. Почувствовал душу дерева, его плоть, энергетику. Это вошло в будущего реставратора Вадима Шитова как-то само собой, органично. И сейчас он говорит, что мастер, работающий с деревом, должен быть добрым человеком, поскольку дерево чувствует любое зло, зависть, душевное неустройство, ибо оно живое.
Первый важный объект реставратора Шитова — это памятник деревянной архитектуры федерального значения — Музей-усадьба Колокольниковых. Это неповторимый по красоте и изяществу дом, в архитектуре и декоре которого органично сплелись неоклассицизм, барокко и традиционная тюменская резьба.
Шитов в течение 15 лет кропотливо восстанавливал тонкую уникальную резьбу этого дома. Приходилось «включать» интуицию, которая мастера не подводила. Консультировался у специалистов и, наконец, поступил учиться в Московский институт «Спецпроектреставрация» в Измайлово. Практику проходил в Кусково (уникальный деревянный дворец Шереметевых под Москвой), в Киево-Печерской лавре, в реставрационных мастерских Новгорода.
Именно работа по восстановлению декора усадьбы Колокольникова сделала Вадима Шитова реставратором. Приобретенный огромный реставрационный опыт дал возможность в кратчайшие сроки мастерской, которую он возглавлял, восстановить более 30-ти памятников деревянного зодчества, благодаря чему они Тюменью не утрачены.
Но в реставрации мало восстановить, надо суметь и сохранность восстановленного обеспечить. Реставратор Шитов — противник покраски. Дерево «не дышит» под её слоем, быстрее загнивает. Большинство отреставрированных им зданий краской не покрываются и смотрятся благородно. У мастера есть авторское изобретение, он придумал свой особый состав покрытия, который продлевает сохранность деревянной резьбы.
Кроме реставрации деревянных старинных зданий, В.М. Шитов сделал иконостасы в Знаменском соборе, в приделе Иоанна Златоуста, в храме поселка Тараскуль, в селе Слобода Бешкиль.
При реставрации Шитов очень бережно относится к стилю резьбы, чувствует мастера, который ее творил, старается попасть в его тон и настрой. Мало кто обладает таким чутьем и деликатностью. Чаще хочется показать себя, а не «в чужой восторг переселяться». Но Вадим Макарович неумолим — это художник абсолютно свободен в своем творчестве, а истинный реставратор должен иметь внутренний настрой, камертон, чтобы чувствовать манеру, творческий почерк того, кто изначально создавал резьбу для красоты жилья и облика города.
В 1980 году В.М. Шитов едет по приглашению в Петрозаводск на международный конгресс ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест, имеющий в ЮНЕСКО высший консультативный статус) — международная музейная общественность узнает об уникальной тюменской деревянной резьбе.
Карта
Содержание
Тогда выделяли две сибирские школы резьбы: Томскую и Красноярскую. В Тюмень же деревянная резьба пришла из Верхотурья и от поморов Севера. Называлась она корабельной, а затем домовой. Резьбой украшали ворота, наличники и ставни, крылечки и причелины домов.
Первые публикации о тюменской деревянной резьбе были сделаны искусствоведом Нелли Шайхтдиновой. Она классифицировала тюменскую резьбу, определив три её основных вида: глухая, объёмная и пропильная. Искусствовед Н. Шайхтдинова теоретически и реставратор В.М. Шитов практически доказали, что в Тюмени существовала своя школа резьбы и ее особенный вид – объёмная резьба. Рельеф этой резьбы может быть разной высоты, и поэтому при изменяющемся освещении возникает эффект его подвижности, получается богатая игра светотени, что смотрится необыкновенно живописно. Но главное – мотивы сравнимы с золочёной иконостасной резьбой: пышные розы, виноград, груши и яблоки, акантовые листья, раковины, свитки. Такой необычный вид резьбы напоминает также интерьерную, дворцовую резьбу стиля барокко. Эти особенности вводят деревянный декор Тюмени в разряд уникальных. Такой тип резьбы, подчеркнем, встречается в основном именно в нашем городе, где дома именитых купцов выделялись высотою окон и разнообразием пышного декора наличников. На одном доме могло быть до четырех разных мотивов.
Особенно богата особняками, украшенными разнообразной резьбой, улица Дзержинского. Большинство домов здесь было восстановлено Вадимом Макаровичем, в одном из них — мастерская Шитова. Есть у мастера мечта — сделать эту улицу пешеходной, дабы ничто не мешало жителям и гостям города созерцать все резное богатство этой улицы.
Карта
Содержание
Рельефная резьба
Резьба по дереву, связанная с ручной обработкой и моделировкой деталей и наложением их на доску-основу. Композиции представляют собой рельефы высокие (горельеф) либо низкие (барельеф). Тюмень богата такой резьбой. Основные сюжеты ее — изображение различных плодов, цветов, трав. Часто в многочисленных вариациях встречается виноградная лоза. Изображение кедровых и еловых шишек — мотив местного происхождения.
Пропильная резьба
Резьба, выпиленная в доске и имеющая сквозные отверстия. Пропильная резьба сложного рисунка напоминает кружево. Такая резьба украшает карнизы крыш и причелины, наличники и многое другое.
Объемная резьба
Такую резьбу можно назвать скульптурной. Используется для создания объемных пластических форм, художественные особенности которых выявляются при рассматривании их с разных сторон. В деревянной резьбе Тюмени объемную резьбу можно видеть на примерах колонн, кронштейнов, вазонов и т.п.
Карта
Содержание
Вадим Шитов
Резная мелодия Тюмени
Карта
Содержание
По вопросам организации мастер-классов «Резьба по дереву» для взрослых
обращайтесь:
тел. +7-922-265-04-48
По вопросам организации мастер-классов «Резьба и роспись по дереву» для детей
обращайтесь:
тел. +7-982-943-48-65
Тюменская деревянная игрушка
Резная мелодия Тюмени
Фото - Анна Борисова
Карта
Содержание
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть