Слайд 1Искусство реализма
Презентация А.А.Фураевой
Слайд 2Значение понятия.
В сер. XIX века реализм становится ведущим и наиболее влиятельным
художественным стилем искусства, одержавшим победу над классицизмом и романтизмом.
Понятие «реализм» (от лат. вещественный) в широком смысле – это стремление к более полному, глубокому и всестороннему отражению действительности во всех её проявлениях.
- Это воспроизведение действительности такой, «как она есть».
Т.о. реализм родился вместе и одновременно с искусством.
Слайд 3Реализм как новое художественное направление. Появление стиля.
Впервые термин «реализм» употребил Жюль
Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму.
1857г. – книга «Реализм»
Художник Густав Курбе (1819-1877) – открытие персональной выставки в 1855 г. В Париже «Павильон реализма».
Слайд 4Основные черты реализма. Критический реализм.
- Пристальное внимание к окружающему миру, природе,
общественным отношениям и индивидуальным особенностям человека;
«срывание всех и всяческих масок»;
анализ и критика окружающей действительности.
Объекты критики:
антигуманная сущность эксплуататорского строя;
Бедствия и страдания обездоленного народа;
Система нравственных отношений;
Политика и жизненная философия власть имущих.
Утверждались идеалы Добра, Справедливости, всеобщего Равенства и Счастья.
Слайд 5Реализм и натурализм
Воспроизводя действительность такой, «какой она есть», художники-реалисты всё же
не стремятся к точному её копированию.
Опасность отождествления реализма с натурализмом – точное копирование явлений действительности без учёта их связей и отношений друг с другом..
С сер XIX в. термины «реализм» и «натурализм» употреблялись как синонимы. С 70-х гг. натурализм выделяется в особое литературно-художественное движение – «натуральная школа».
Слайд 6Натурализм
Эмиль Золя (1840-1902) подчеркивал, художник может изображать только то, что сам
видел и хорошо изучил. «Кусок действительности», воспроизведённый им с фотографической точностью, - антипод «типичным характерам в типичных обстоятельствах». Место сюжета занимает описание и анализ, при этом автор остаётся эстетически нейтральным по отношению к изображаемому, он не стремится заглянуть в будущее. Нет разграничений между красивым и безобразным. Если безобразное искажено достоверно, оно приобретает в глазах натуралистов значение подлинной эстетической ценности.
Слайд 7Интерес к жизни простого человека
На первый план выдвигается не идеализация, а
задача художественного познания народа, его истории, условий бытия.
Густав Курбе (1819-1877). «Дробильщики камня».
Слайд 8В частном эпизоде художник показывает т обобщает жизнь несчастных тружеников, передает
тягость их нищенского существования, трагизм и безысходность судьбы. Это социальное обобщение достигнуто многими художественными средствами:
1) автор не показывает лиц героев;
2) художник выбирает очень низкую точку зрения;
3)тёмный фон сливается с серо-жёлтой землёй, камными и блёклой травой, с фигурами людей, также покрытых пылью.
Эта картина, находившаяся в Дрезденской галерее, погибла во время Второй мировой войны.
Слайд 9Крестьянская тема
Франсуа Милле (1814-1875)
Сборщицы колосьев. 1857 г. Лувр,Париж.
Слайд 10Реализм в творчестве русских художников
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847)
На жатве. Лето. 1820-е
гг.
Третьяковская галерея. Москва.
Слайд 11Венецианов Алексей Гаврилович.
Гумно.
Сенокос.
Слайд 12Венецианов Алексей Гаврилович.
Крестьянка за вышивкой.
Крестьянка с васильками.
Слайд 13Венецианов Алексей Гаврилович
Девушка в платке.
Девушка с бураком.
Слайд 14Венецианов Алексей Гаврилович
Жнецы.
Гадание на картах.
Слайд 15Бытовые картины жизни
Василий Владимирович Пукирев.
Неравный брак.
Гос. Третьяковская галерея.
1863 г.
Слайд 16Купеческое и мещанское сословие
Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
Сватовство майора.1848 г.
Гос. Третьяковская галерея.
Москва.
Слайд 17Стремясь к достоверности, Федотов долго и тщательно подбирал необходимые предметы для
воссоздания интерьеров. В поисках нужных деталей он под разными предлогами посещал множество купеческих домов. В них он присматривался к цвету обоев, мебели, одежде. Красивую люстру к «Сватовству майора» он случайно увидел, проходя мимо трактира. Она «так и лезла сама в картину». Не менее тщательно Федотов искал прототипы. Так, например, дородного купца с огромной рыжей бородой и толстым брюхом художник увидел однажды неподалёку от Аничкова моста в Пб. Он «проводил» свою находку до самого дома, а впоследствии, познакомившись с ним, целый год изучал его характер, умоляя позволить написать с него портрет.
Слайд 18Павел Андреевич Федотов
Завтрак аристократа
Слайд 19Павел Андреевич Федотов
Свежий кавалер.
Слайд 20Павел Андреевич Федотов
Господа! Женитесь! – Пригодится!
Вдовушка
Слайд 21Павел Андреевич Федотов
Разборчивая невеста.
Слайд 22Перов Василий Григорьевич (1834-1882): нельзя работать, «не зная ни народа, ни
его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра».
Проводы покойника.
Слайд 23Реалистический пейзаж в русском искусстве (Ф.А.Васильев, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, А.И.Куинджи, В.Д.Поленов, И.И.Левитан)
Иван
Иванович Шишкин (1832-1898)
Вид окрестностей Петербурга
Слайд 24Иван Иванович Шишкин
Рожь.
Утро в сосновом лесу
Слайд 25Иван Иванович Шишкин
Берёзовая роща.
Дубы.
Слайд 27Иван Иванович Шишкин
Дубовая роща.
Лесной пейзаж с цаплями
Слайд 29Историческая живопись
Николай Николаевич Ге (1831-1894)
Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в
Петергофе.
Гос. Русский музей. СПб.
Слайд 30Особенности исторической живописи (И.Е.Репин, Н.Н.Ге, В.И.Суриков, В.В.Верещагин, В.М.Васнецов).
1) глубокий интерес к
национальной истории;
2) понимание роли народа как основной движущей силы;
3) обращение к важнейшим переломным событиям;
4) умение правдиво раскрыть их во всей полноте и сложности;
5) стремление к психологической трактовке образов.
Слайд 31Илья Ефимович Репин (1844-1930)
Крестный ход в Курской губернии.
1880-1883
Гос.Третьяковская галерея, Москва.
Слайд 32Илья Ефимович Репин
Бурлаки на Волге
Слайд 34Иван Грозный убивает своего сына, 1885.
Гос. Третьяковская галерея, Москва.
Илья Ефимович Репин
Автопортрет