Особенности языка визуальной культуры. Сезанн презентация

Содержание

■ «Превратиться в наиболее совершенное эхо».→ «Вся воля художника теперь должна сосредоточиться на безмолвном созерцании природы. Надо заглушить в себе предвзятое. Умолкнуть, превратиться в наиболее совершенное эхо». /Сезанн/. ■ Собственное

Слайд 1Сезанн был инициатором модернизма. ?Живопись существует только для живописи. •Жутко эгоцентричен. •Замкнут

на себе. •В молодости писал стихи. Мечтал о карьере писателя. •Его захлестывали приступы гнева. •Страх прикосновения. ■ Живопись заняла всю его жизнь. Особенности языка визуальной культуры. Сезанн.



Слайд 2
■ «Превратиться в наиболее совершенное эхо».→
«Вся воля художника теперь должна сосредоточиться

на безмолвном созерцании природы. Надо заглушить в себе предвзятое. Умолкнуть, превратиться в наиболее совершенное эхо». /Сезанн/.
■ Собственное видение, незамусоренное.

Стремление вырваться от порабощения предметной тождественностью изображения и идеализации.
 
■Созерцание мира и восприятие безмерного.→
«Меня влечет к себе небо и безграничность природы». /Сезанн/.


■Ощущение пульса вечности→ сил геологических становлений, планетарных сил. 
Жить в унисон с ритмами природы.→
Деформированные, лишенные индивидуальности фигуры Сезанна – порождения природы. Живут в унисон с ее ритмами.

Мироощущение.


Слайд 3■«Вернуться к классицизму через природу». /Сезанн/. 
■Подражание не предметной видимости, а ее

законообразности, упорядоченности, гармоничности.
 
Подход к природе с заранее выработанными обобщениями, нормами. 
Формирование = жизнеутверждение. 
«Искусство развивается в соприкосновении с природой». Но подражание не предметной видимости природы, а «ее законосообразной упорядоченности, гармоничности». 
Природоцентрическое искусство→ вместо антропоцентрического. 
■Стремление создавать искусство более «правильное»→ за изменчивой внешностью увидеть неизменное, прочное строение. 

Мировоззрение.


Слайд 4•Великие временные длительности. Изобразительная поверхность – поле их убыстрения, сжатия, экспрессивной

концентрации.
 
•«Большое время» вплотную придвинуто к мгновению.

•Длительность проступает в мгновении.
← Это реальность «большого времени», космических процессов – геологическое время.
Это большие хронологические отрезки.



Сезанн. Карьер Бименю. 1898-1900.
 

Время Сезанна.


Слайд 5
■ Резкое возрастание роли композиции.
?Характерная черта творчества Сезанна, отличающая его от

других импрессионистов. Главной и первой по действию пружиной в композиционной деятельности является смысл произведения. 
■ Стремление к цельности изображения.
•Есть прямое следствие повышенного внимания к композиционной работе. Теория композиции как единая система взглядов на организацию целостности произведения. В.Фаворский.
В цельности заинтересовано любое произведение искусства.

■ Концентрация композиции. •Первоплановость. •Фронтальность.
 
•«Его произведения – однородная глыба. Двигается при взгляде на него, корчится, вытягивается…». /Глез и Метценже/.
 
■ Сезановская идея возвращения к классицизму через природу определила его традиционное отношение к проблеме композиции.

Композиция.


Слайд 6Теория всеобщего родства.

«Мы все из одного и того же космического теста».


•Человек как сгусток думающей материи. 
Весь мир (от горного массива до яблока)→ формы одной и той же организованной и упорядоченной материальной субстанции. Это и объясняет важность пластического единства, взаимного срастания всех элементов картины.
 
•Сезанн называл предметы «существами».→
Деревья, здания, вода равно имеют плотность, тяжесть.
Вытягиваются, удлиняются, круглятся, расширяются, ритмически дополняют друг друга, образуют единое материальное целое.

Сезанн. Дорога в Шантийи.
 


Слайд 7«Быть классиком в пределах новых форм».
Сезанн и Рафаэль. Общие черты и

различие. •Сезанн не интересовался чувствами. •Доминирующим устремлением Рафаэля был Идеал. Можно ли сказать, что Рафаэль тоже не интересовался чувствами?

Задача состояла в том, чтобы писать «с натуры», используя открытия импрессионистов, но при этом вернуть ощущение порядка и закономерности, отличавшие искусство Пуссена.

Слайд 8Идеал и индивидуальное восприятие. •Как они взаимоотносятся? •Что есть Идеал?
Идеал -

высшая, трудно достижимая степень совершенства в чем-нибудь, мыслимый предел стремлений, желаний.
•Можно ли это сравнить с взаимоотношениями: Бог + человек.
• Как они могут быть взаимосвязаны: 1)механическая реализация идеала – отказ от индивидуального восприятия; 2)трансформация, развитие ощущений в сторону идеала.

•Страх потерять свое ощущение.
Сезанн.

•У Писсарро
к 1873 году: «эмансипация глаза».





Скульптура Пигаля «Меркурий».

Сезанн. Рисунок.


Слайд 9В чем разница академического рисунка с гипсовой скульптуры и

рисунка Сезанна.
•В академическом рисунке качественно организован первый план. Разноудаленные детали фигуры расположены в одной плоскости.Создается иллюзия объема при помощи светотени. Ясно читается дальний план. Организация графической материи направлена на реализацию этой задачи.
• У Сезанна способ организации графической материи принципиально другой.

Слайд 10Сложная задача совмещения опыта импрессионизма с опытом мастеров прошлого

Возрождение. 1. Видение

сущего. + 2.Представление о должном.
Классицизм. Исправление натуры согласно своим идеалам.
Импрессионизм. Не стремились и не надеялись исправить мир. Смотреть на природу как можно более непосредственно.

Слайд 11Сезанн совершил подлинный синтез на основе аналитического метода импрессионистов. •Возвратил вещам

слитную форму. Цвет импрессионистов- совокупность световых вспышек предмета, его излучение. •Цвет у Сезанна – как всеобщая материальная субстанция предметного мира; основная характеристика его вещности. •Моне 1876. •Сезанн. 1878.


Слайд 12
Писсарро для Сезанна как «добрый Боженька».

Сезанн. Пруд в Жа де Буффан.

1878. Писсарро. Пейзаж рядом с Понтуазом. 70-е годы.

Слайд 13Природа сквозь призму видения Сезанна. Задача слить воедино данные зрения и

умозрения – восстановить классическое величие Пуссена. ■ Данная схема показывает, как согласует Сезанн само изображение с основной структурой изобразительной поверхности. •Сезанн. Плоскогорье горя Сент-Виктуар.


Слайд 14Изменение отношения к фактуре.
•Сезанн завершил процесс, начатый

импрессионистами: фактурность вещей как выражение внешнего, поверхностного приносилась в жертву структурности, как выражению внутреннего, сущностного.
Деталь работы Сезанна. Деталь работы Сислея.

Слайд 15Ясность изображения. Характерный признак классического искусства. Геометризация у Сезанна проявляется

не только в упрощении видимого до шара, конуса и цилиндра, но и упрощаются оси композиции, ■ проще проявляется схема ее построения. ? Это способствует ясности изображения.


Слайд 16●Подготовка «ложи» фигуры» - классический способ организации связи фигуры и пространства.

Пространство заполняется таким образом, что в целом повторяет внешние очертания фигуры.
●Организация взаимосвязей среды и фигуры.

Слайд 17
■Пластическое сознание как новая форма мышления.

И так, пластическое мышление – это

мышление дологическое или «сверхлогика»?

«Живопись не является больше искусством передавать какой-нибудь предмет с помощью линий и красок. Но призвана передавать нашему инстинкту пластическое сознание».
/Глез и Метценже/. 



Концентрация – очень важная характеристика метода Сезанна.
Концентрация -средоточие, центр], сосредоточение, скопление, насыщенность, объединение.






Можно ли сказать, что установка импрессионизма только на ощущение ? это дологика?
Установка Сезанна: классика + ощущение
? это сверхлогика?









Возвращение к невербальному языку искусства.


Слайд 18Форма.
Стремление •вырваться от порабощения предметной тождественностью изображения и •идеализации. ?
Приводит Сезанна

к примитиву и упрощению видимого. 

Упрощение видимого.
•Упрощение видимого в творчестве Сезанна говорит о возникновении в области изобразительного искусства тенденции к примитиву.

Си́нтез — процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое — соединение, складывание, связывание.
Стремление к синтезу может реализовываться через упрощение. Упрощение сообщает образам большую универсальность (всеобщность, всеохватность, общезначимость).

Примитив - • Неразвитое и простое явление по сравнению с последующими явлениями того же рода. •Что-либо упрощенное, невысокое по технике исполнения. 


•Рафаэль. •Сезанн. •Сезанн. •Курбе.

 


Слайд 19Но стремление к приведению форм к геометрическому виду у Сезанна→кажущаяся примитивность.
Примитивность

≠ неумелости. 
•Сознательность Сезанна ярче его предшественников. Стремление к примитиву, к упрощению выразилось у Сезанна в
ПОСТРОЕНИИ НАТУРЫ НА ОСНОВЕ ПРОСТЫХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ – шара, конуса и цилиндра.
У каждого предмета есть определенная геометрическая основа: цилиндр; шар; конус.? Криволинейные объемные формы. ■Так голова человека и яблоко изображались им на основе шара, рука – на основе цилиндра и т.д.

«Построение натуры на основе простых геометрических форм→ это сведение ее к геометризации, не как к простоте, а как ясности выражения: плоскости, объема, прямой и кривой линии». /Малевич/.
«Изучение первоначальных объемов откроет неслыханные горизонты» /Глез и Метценже/

В итоге в современном пластическом языке появилось понятие «ГЕОМЕТРИЗАЦИЯ». ■ 
Оно говорит о том, что начинает проявляться новая форма подражания реальности: не ее предметной видимости, а « ее законосообразной УПОРЯДОЧЕННОСТИ, гармоничности».

■ Сезанн начинает процесс геометризации, искусство 20 века превращает его в систему.
•Сезанн. Мадам Сезанн в желтом кресле.1890-1894 ■

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сезанн учит видеть нас ГЕОМЕТРИЮ устройства любой материи.

■Суть геометризации не в простоте, а в ясности выражения.
 


Слайд 20 ■ СВЯЗНОСТЬ.  Организация связей предметов друг с другом.  


Эти связи

организуются им двумя способами:
1) на основе подхвата или перетекания;
2) на основе прямого угла.
 
Мы пока не касаемся ритмической взаимосвязи элементов друг с другом и целым.


Слайд 21Неразрывно связаны друг с другом предметы ■ И неразрывна их связь

с пространством.
 



Слайд 22Предмет + среда.

Линейные связи.

Слайд 23Предмет + среда.
Цветовые связи.






Тесно взаимосвязаны. Более глубоко, чем у импрессионистов.


■Пишутся с одним и тем же напряжением.

■От предмета к фону + от фона к предмету. ?Единство красочной массы – эквивалент материального единства мира.

■Предмет «разбирается» цветом – распредмечивается. Становится чисто живописным явлением.

Сезанн. Портрет фермера. 1905-1906.



Слайд 24■Единая живописная ткань.

Способ создания неразрывного единства. И самоценная плавкая и прозрачная

субстанция.
Как бы стелется параллельно плоскости холста. Создает нерушимую целостность поверхности.





Сезанн. Лес у скальных пещер над Черным замком. 1904.
 


Слайд 25Живописная форма.

Сам способ, каким природа показывается. ?Тема работ Сезанна.









■ Сезанн

пытался видеть предметы уплощенными, зная, что они объемны. «Цветом распинает Сезанн объем на плоскости». «Разгибает форму».

■ Неизбежные «швы» живописной ткани.
Цвет как обобщенный суммарный эквивалент определенного плана предмета. ? «Крупная смальта живописных планов». Мочалов.

■ Отказ от рефлексов также усиливает роль касаний отдельных живописных планов, роль стыков изобразительной формы.


Слайд 26Цвет. ■Импрессионисты увидели синее, голубое, сиреневое там, где прежде предпочитали видеть

серое. Сезанн уже не мог отказаться от этого. Определить предмет через цвет – предмет выражается густой красочной массой. •Материально ощутимый цвет утверждает плоскость, выявляет пластику предметов.
•Вещество краски срастается с веществом холста. •Тон- основной способ передачи объема в старой живописи. Для Сезанна тон – есть цвет определенной насыщенности. ?Цвет активизируется. •Сезанн отказывается от рефлекса. •Избранный язык живописи у Сезанна начинает строится на отношениях насыщенного цвета. • Сезанн вытащил» на поверхность диалектику теплых и холодных цветов


Слайд 27■ Гармония оставалась рабочим принципом его живописи. Она примиряет и объединяет

контрасты, лежит в основе их организации.
Гармония достигалась при помощи тщательно организованного: •равновесия всех элементов изображения, •подчеркивания статичности композиции, ее •спокойствия.
Равновесие реализуется в каждое мгновение процесса творчества.

Слайд 28По мнению Мочалова до импрессионизма существовало две формы символизации натуры. Природа

перелагалась на две шкалы: 1- тоновую; 2- цветовую. То есть,
существовали две основные системы «кодирования»: тоновая и цветовая.
До импрессионизма картина возникала на пересечении и переплетении этих двух основных систем.

Импрессионисты начинают истолковывать темное и светлое с точки зрения их цветового содержания - теплохолодности. ?Вводился единый «код» интерпретации природы. При помощи его раскрывалось зрительное разнообразие природы.
Детали двух натюрмортов Сезанна. В одном случае - тональная живопись (ранний Сезанн), ■ в другом – цветовая (контраст теплых и холодных цветов).


Слайд 29■ C именем Сезанна связано принципиальное изменение европейской живописи в целом.

До импрессионистов она была тональной, то есть все цвета различались друг от друга в основном по светлоте: светлые цвета, темные цвета. главным контрастом, который разделял изображение на две большие группы, был контраст света и тени ■ После импрессионистов живопись становится преимущественно цветовой, а не тональной. А после Сезанна главным контрастом, который организует художественное произведение, становится  КОНТРАСТ ТЕПЛЫХ И ХОЛОДНЫХ ЦВЕТОВ.
Организация живописной материи на эти две большие цветовые зоны – становится важнейшим средством ее упорядочивания. 

•Делал установку на выявление крупных отношений теплого и холодного.
Важна организация противостояния двух больших зон → зоны теплых и зоны холодных цветов.
•Как решить проблему взаимосвязи этих больших зон? →
Введением в холодные зоны теплых цветов, в теплые зоны – холодных цветов.→
Теплое вплетается в холодное и наоборот.

Сезанн. 1898.

■Контраст теплых и холодных цветов-
важнейший формообразующий принцип в строительстве картины, характерный для Сезанна.


Слайд 30Метод перемещения. - это один из способов организации цельности цветовой композиции. 
Для

того, чтобы усилить связность больших групп цветов друг с другом, Сезанн разрабатывает специальный метод, который известен нам как МЕТОД ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ■ Суть его во введении в зону теплых цветов кусочков холодного цвета, а в зону холодных – осколков теплого. При работе необходимо следить за тем, чтобы эти перемещения не раздробили самих замкнутых масс или пятен. Этот метод позволяет организовать взаимосвязи между :•различными предметами, •предметами и пространством, •пятном и фоном. 

 


Слайд 31Масса. Все, что в изображении может быть воспринято со стороны объема,

плоскости, веса. ? Все, что предметно в изображении, фигуративно: человеческая фигура, вещь, растительный мир… ■

Массы находятся в движении, передаваемом художником: человек идет; птица летит; облака плывут…

Каждая такая сила обладает скоростью движения (или темпом); направлением этого движения; его характером (рисунком) или ритмом. Тарабукин.

Пассивное цветовое пятно, обработанное движением цвета – может быть названо цветовой массой. Истомин.

Цветовая масса – цветовое пятно, построенное по принципу цветовых переходов. /Волков/.


.
←Стала важным средством в изображении материальных объемов в его творчестве.


Слайд 32
■Объединить человеческое тело с природой.

■Сезанн видит отдельный предмет (и человека)

через общий архитектонический строй.


Сезанн часто не доходит до деталей фигуры, лица. Важнее выяснить соотношения главных цветовых масс.


Внутреннее состояние модели – производное от выявления ее живописно- пластической структуры. •Сезанн. Большие купальщицы. 1905.


Архитектоника –строительное искусство. •Образная интерпретация конструкции. (Ляхов). •Внешняя уравновешенность частей. Она не синоним симметрии; не предполагает тождества уравновешиваемых частей. (Тарабукин).

Слайд 33Архитектоника –строительное искусство. •Образная интерпретация конструкции. (Ляхов).

•Внешняя уравновешенность частей. Она

не синоним симметрии; не предполагает тождества уравновешиваемых частей. (Тарабукин).

Слайд 34Обеспечение равновесия цветовых масс. ?Одна из самых

существенных задач композиции.

Равновесие + дисбаланс.

Слайд 35СТРОЕНИЕ ■
НОВЫЕ ФОРМЫ ПОДРАЖАНИЯ РЕАЛЬНОСТИ.



Конструкция. Составление, построение.

Конец 19-начало20 века ?

мощное развитие идеи формальной основы в искусстве. В это время понятие «конструкция» становится осознанной проблемой.

«Живописец все, что хочет сказать – должен показать». ? Акцент на материальных и реальных компонентах холста обращает внимание художника к понятию «конструкция». /Тарабукин/.
Стремление создавать искусство более «правильное»→ за изменчивой внешностью неизменное, прочное строение.

Представители «Бубнового валета», взявшие на вооружение принципы Сезанна, понимали конструктивность как мастерски сделанную вещь, передающую организованное, синтетическое бытие природы и предметов. 
Конструкция - суть построения.

Слайд 36Строение – новый способ подражания реальности.

■Оси. ■Схемы.

Слайд 37Каким образом организуется графическая материя этого рисунка Сезанна.
■Организация графической материи подчиняется

вертикально- горизонтальному строю.
? Структурное мышление Сезанна.
Устойчивость построения может быть достигнута и за счёт подчёркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами.

■Диагонали работают также структурно. + Они еще и параллельны диагоналям изобразительной поверхности.

■Организуется двигательная форма цельности – спираль снизу вверх по часовой стрелке.
 


Слайд 38Организация графической материи.


Слайд 39Можно сказать, что организация графической материи мало отличается от организации материи

цветовой. Симультанная форма – это форма подобий. Организуется каждая форма подобия. В акварели Сезанна организуется желтая форма и контрастная ей форма сине-фиолетовая сами по себе, и друг с другом.

Слайд 40Пример начала работы. Сезанн. Сквозной ритм.

Холодная цветовая форма.

Слайд 41Пример начала работы Сезанном. Организация сначала холодных, а затем теплых цветовых

тонов.

Слайд 42Вслед за Малевичем попытаемся вывести некую формулу или значок, указывающий на

порядок строения отношений элементов в творчестве Сезанна.




■У многих рисунков Сезанна есть замечательное качество: это органический рост формы, которая строится изнутри, как бы нащупывая свои границы. Причем границы могут оказаться так и не обозначенными, но лишь угадываемыми. Благодаря этому рисунок Сезанна кажется вылепленным из единой пластической массы. Но это не аморфная масса. Это сама природа. "Кажется, что каждая точка картины знает обо всех остальных" (Рильке о Сезанне).


Слайд 43Особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей.


С

их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы.





Слайд 44
Рисунок представляет собой систему дугообразных линий, ритмически связанных друг с другом.

















Рисунок

Сезанна. Обрезано неиспользованное пространство изобразительной поверхности.

Слайд 45В. Мошников. Аналитичес-кий рисунок
с Сезанна.
80-ые годы.


Слайд 46 ■ Живопись Сезанна часто сравнивают с живописью Врубеля. Аналогии -

на поверхности; прежде всего -мозаичная техника структурирования цвета. Фаворский говорил о "кристаллах" Врубеля: "...отвлеченно можно вообразить себе, что человек или вообще предмет как бы построен из кристаллов и пространство вокруг него строится из отвлеченных невидимых кристаллов такого же строя. Прежде всего предмет получает вертикаль и горизонталь и, как я говорю, приобретает пространственный строй.

Слайд 47Особенности
взаимодействия линий
у Сезанна.

Это органическое их взаимодействие. Особая чувствительность к влияниям.


Малевич

был прав, акцентируя внимание на роли «волокнистой кривой» в творчестве Сезанна?
  


Слайд 48Чувственная конструкция.


?Это понятие очень важно для Сезанна. Конструирование натуры.

«Пейзаж становится

человеческим.
Я становлюсь одним целым с картиной». Сезанн.

Пейзаж становится думающим, живым.

Поймать основную структуру натуры. +Сохранение спонтанности.

Картина: 1) цветовое построение; 2)пластическое построение. Пластика формы передается цветом.




■ Близко к системе,
но не система.


Слайд 49
Цветоконструкция.

Этот термин стал широко применяться в искусстве ХХ века.
Сезанна можно назвать

пионером в области цветового конструирования: 1- в сознательном и продуманном расположении цветовых пятен;
2- в организации иерархии цветовой композиции.

■ Картина как завершенная, замкнутая в себе живописная конструкция.

■ Сезанн взвешивает и уравновешивает красочные звучания.

■Внутренние силы сцепления картины.

«Каждое произведение Сезанна – своего рода живописный храм». Мочалов.

«Архитектура» природы – разумное тектоническое начало.

Сезанн. 1900. Акварель.

Живописная конструкция.


Слайд 50Тенденция к упрощению→ •осей композиции; •к статичности;
•к наиболее четкому обнаружению схемы

построения; •геометризация.
 

Слайд 51«Сфероидность» Сезанна.
Сезанн использует отчасти прямую перспективу. Она лишь отчасти искривляется.

Сферичность –

сферичность, шаровидность, шарообразность. Только это слово есть в словаре. Слова «сфероидность» – нет.


Не становится всеобщим принципом художественного мышления.




Понятие «мембрана» – может наглядно объяснять организацию пространства в работах Сезанна. /А.Ливанов/.
Мембрана - туго натянутая тонкая пленка или тонкая гибкая металлическая пластинка, способные совершать упругие колебания.



Сезанн. Карьер Бибемю.



Слайд 52Мазок. Основной элемент, создающий и организующий живописную ткань произведения.


Становится у Сезанна

■модулем строительства живописной ткани произведения.
■Мазки сопрягаются, но не сливаются друг с другом.
Чередование мазков отождествляет различные предметы. ■ Их единая пластическая природа становится отражением пластической однородности мира.
■Мазок динамичен. Но это неистовство, приведенное к возвышенной упорядоченности

Слайд 53Мазок. Старые мастера- густота красочного мазка нарастала по мере выдвижения

предмета.
Сезанн и дальнее, и ближнее пишет мазками одной и той же густоты. Часто пастозно. ? Сохраняется неразрывность красочного сплава на всей поверхности картины.

Цвет лишь относительно (ассоциативно) связан с далеким и близким. ? Лежит на изобразительной поверхности – как материальной поверхности. ? Активизируется роль картинной плоскости.

Сезанн и дальнее, и ближнее пишет мазками одной и той же густоты.


Слайд 54

О связи со структурой изобразительной поверхности.

Слайд 55Конфликт между пространственностью мира и плоскостностью картины ?очень остро переживается. •В

Средние века этот конфликт решался в пользу плоскостности; •Возрождение – в пользу глубинности. •В китайском и японском искусстве – компромисс между плоскостностью и глубинностью.
•В творчестве Сезанна «трехмерность мира интерпретируется внеиллюзорными средствами».
Внеиллюзорная, стремящаяся к сохранению плоскости живопись с натуры. ? Впервые в истории изобразительного искусства.

Слайд 56






Сезанн разрушил искусство Ренессанса. Возвращение к основам: Сезанн отбрасывает логичные теории

Ренессанса. ? Сезанн возвращает нас к визуальному пониманию.
Возвращение к чистому, не вербальному языку искусства. Сезанн не интересовался чувствами.

Перевод двухмерного пространства в трехмерное. Он строит в плоской двухмерной плоскости иллюзию глубины.

Получить ощущение перспективы через цветовую гамму. Сам цвет создавал глубину. Создание перспективы цветом.

Сезанн. Вид на залив в Марселе со стороны Эстака.

«Живопись плоской глубины».

Новый путь создания образа. Сезанн возвращает нас к визуальному пониманию. Возвращение к чистому, не вербальному языку искусства.


Слайд 57
Глубина пространства у Сезанна изъясняется цветом.
Глубина пространства для Сезанна неразрывно связана

с цветом.
«Отсюда происходит необходимость ввести в наши цветовые ощущения, передаваемые красными и желтыми цветами, достаточное количество голубого для того, чтобы чувствовался воздух». Сезанн.

Предметы уже не отделяются от картинной плоскости и не уходят за нее.

Слайд 58•Сезанн положил конец иллюзорному пониманию пространства. •Вернулся к классическому делению пространства

на три плана.
1-Первый план как бы пропускается: высветляется, раздельный мазок лишает его весомости.
2- второй план самый активный. Пишется энергично сдвигающимися мазками+ кристаллические гранения формы.
3- третьему плану придавал тяжесть и непроницаемость. Лилово-фиолетовые оттенки голубого. Формы сплавленные, лавообразные. Плотные, весомые объемы. Этот план приближается к зрителю.

Конструктивное пространство Сезанна.


Слайд 59Пространственные ступени в работах Сезанна неравномерны.
•первый план резко сокращается и уходит

вниз;
•средний план становится непропорционально глубоким, вместительным;
•задний план вдавливается в средний.

Сезанн. Гарданн. 1886.
 


Слайд 60Построение пространства в картинах Пуссена. Строгая арх. конструкция уходящих и сокращающихся

в глубину горизонтальных планов: 1-землистый (плотный); 2-зеленый (более легкий);
3-голубой (самый легкий).










Пуссен. Пейзаж.
Пуссен. Пейзаж. Рисунок. 1650 г.

Слайд 61Напряжение пространства.

Первый и третий планы давят на второй.
Это силы

геологических становлений→планетарные силы. Ощущение пульса вечности.
 
Сезанн мечтал передать цельность пространства не членя его на планы.→
Планы наплывают друг на друга.

Сезанн. Гора Сент-Виктуар в сумерках. 1905.
 
 

Слайд 62ЕЩЕ РАЗ О ГЕОМЕТРИЗАЦИИ.

Пейзажи с большим количеством деталей трудно представить как

одно целое. Каким образом решал эту проблему Сезанн? ■
Он стал сводить все многообразие видимого мира к фронтальному типу композиционной организации ,располагая стволы деревьев, предметы и т. д. на одной фронтальной плоскости.

■Мало деталей – склоняться к абстракции.

Задача выявления формы.
Но как от целого перейти к частям? Каким образом добиться желанной для настоящего искусства четкости и ясности всех его элементов? ■ Эту задачу создания четкости и ясности всех элементов формы в ХХ веке стали называть задачей ВЫЯВЛЕНИЯ ФОРМЫ ■
 
■Для выявления формы Сезанн стал использовать ПРИЕМ ЧЛЕНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ ■ Причем в его работах можно обнаружить все виды встречающихся в практике современного искусства членений: ■ вертикальные, ■ горизонтальные, ■ диагональные, ■ членения с разрывом, ■ членения с разрывом и сдвигом.
Сезанн. 1894.


Слайд 63Выявление формы.

Важная конструктивная задача в творчестве Сезанна.
Пейзажи с большим количеством деталей не просто представить как одно целое. Неопытному зрителю трудно отвлечься от множества взаимодействующих между собою деталей и элементов, мешающих целостному восприятию. 
Каким образом решал эти проблемы Сезанн? ■Сводил окружающее его многообразие видимого мира к фронтальному типу композиционной организации. Как далее от целого перейти к частям? Каким образом добиться желанной для настоящего искусства четкости и ясности всех его элементов?

■Задачу создания четкости и ясности всех элементов формы в ХХ веке стали называть задачей выявления формы. Решается она при помощи членения изобразительной поверхности.
Членение поверхности →это особая геометрическая форма создания целостности произведения. Происходит оно на основе развитого чувства числовой меры, в частности, золотого сечения. 


Слайд 64В творчестве Сезанна можно встретить все виды использующихся в практике членений. 
1-горизонтальные.
2-вертикальные.
3-диагональные.
4-

членения с разрывом
5-членения со сдвигом.
Способ конструктивной организации плоскости.
 
 
 

Слайд 65«Линии, параллельные горизонту передают пространство, … выделяют кусок природы…


Линии, перпендикулярные горизонту,

сообщают картине глубину, а в восприятии природы для нас большую роль играет глубина, чем плоскость» . Сезанн.


Слайд 66В дальнейшем это привело к появлению термина «геометризация».
Это особое средство достижения

целостности. Оно не дает идти на поводу у предмета.
Механизм геометризации → «деление».
«Деление» стало определять специфику строительства формы, способ ее организации.
Линия – ведущий элемент деления. Она – граница, начало одной формы и конец другой, начало одного тона и конец другого.
1-ое деление.
2-ое деление и т.д.

Так можно делить до «предела вами установленного. Мир, подробный до ресницы». /Стерлигов/.
 


Слайд 67Техника разнообразных точек зрения.

?Разнообразные точки обзора.

Несколько точек зрения ? актуальная инновация Сезанна.

Слайд 68«Плоская глубина». Создание перспективы цветом. Продуманно и четко организовать пространство картины.

Картины Сезанна – невысокий живописно-пластический рельеф.
Сезанн ослабляет контрасты ближнего плана и усиливает контрасты плана среднего и дальнего.
Принцип возвращения уходящего плана к плоскости картины – становится у Сезанна всеобщим.
Различные глубинные планы в итоге уравновешиваются между собой. Игра с поверхностью холста.
Принцип «удержания плоскости» – становится всеобщим принципом художественного мышления. Сезанн. Отражение в воде. 1890.


Слайд 69Роль контрастов. Наш глаз прежде всего хватается за контрасты. Они кажутся

нам более приближенными.
Подчеркивание контрастов нейтрализует уход частей в глубину пространства. ? Своего рода «обратная перспектива» цветовых напряжений. Мочалов. Сезанн. ■Аналитическая работа по Рубенсу. 1880 г.


Слайд 70■«Не существует ни линии, ни формы, есть только контрасты.

Эти контрасты

порождаются не черным и белым, а цветовым ощущением. Форма создается точным соотношением тонов. Когда тона сопоставлены гармонически и без упущений, картина создается сама собой". Сезанн.


Слайд 71 СОБСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАРТИНЫ.  
 
С 1880 г. У Сезанна активизируются такие элементы картины,

которые способны приобретать самостоятельную пространственную характеристику ►
Углы и изломы скатерти, складки одежды или гористого пейзажа. Они казались глазу выступающими вперед по отношению с соседствующими с ними участками изображения ■

Возникала пространственная динамичность, не совпадающая с действительным расположением предметов в изображенной глубине.
Из этих элементов и строилось художественное или «СОБСТВЕННОЕ» пространство картины ■ Эта пространственная динамичность была усвоена и развита кубизмом.

Сезанн. ■ 1904-1906




Слайд 72
Сезанн не останавливался даже перед нарушением видимой цельности предметов. Бока бутылок

или ваз – не только как части единой вещи, сколько как независимые друг от друга «пространственные элементы плоскости».
Из этих «элементов» и строилось художественное или «собственное» пространство картины.
В результате возникает непрерывно разрешаемое глазом противоречие между действительным расположением предметов и таким подходом. 
Эта «пространственная динамичность» была в особенности усвоена кубизмом. В России→ Малевич, Татлин, Удальцова, Грищенко ← «живописцы-строители».
 
Пространственная динамичность→ непрерывное, разрешаемое глазом противоречие между:
1-действительным расположением предметов;
2-собственным пространством картины.
• Начинает обнаруживать себя динамический эффект.

Пространственная динамичность


Слайд 73НЕМНОГО О ПОНЯТИИ «СТРУКТУРА».

■ Задачу создания четкости и ясности всех элементов в ХХ веке стали называть проблемой ВЫЯВЛЕНИЯ ФОРМЫ. ■ И решается она путем организации самых основных, главных связей, повторяющихся из работы в работу. Они получили название «СТРУКТУРЫ».
 
Именно поэтому Сезанн стал использовать ПРИЕМ ЧЛЕНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ПОВЕРХНОСТИ.
■ Причем в его работах можно обнаружить все виды встречающихся в практике современного искусства членений (основных структур): ■ вертикальные, ■ горизонтальные, ■ диагональные, ■ членения с разрывом, ■ членения с разрывом и сдвигом.
Сезанн. ■ 1904-1

Слайд 74Данная акварель Сезанна ясно и гармонично организована. ■В ней существует иерархия

членений. Первая горизонталь разделяет изобразительную плоскость на две, разные по величине зоны. Вторая горизонталь -большее пространство еще на две части. А затем центральная вертикаль разделяет большую горизонтальную зону на две неравные части. ■ Существуют и диагонали. Они организованы в два нюансных по направлению ритма. Выделены синим и зеленым цветом.

Слайд 75Размеренный ритм вертикалей и горизонталей –

доминирующий ритм Сезанна.
Точка пересечения горизонтали и вер­тикали предстает особо акцентированным местом.
Оба эти направления носят плоскостной характер и при од­новременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.

Слайд 76Горизонтальные членения изобразительной поверхности. ? Сезанн развивался по направлению

к абстракции.

Слайд 77Использование диагонали в конструировании картины. Использует их часто в виде свода

– это взаимно нейтрализует действие наклонных. (Замечание Мочалова.)

Сезанн. Дама в голубом.

Слайд 78Конструктивная схема.
Изображение выстраивается согласно ей.
•На этом натюрморте Сезанна сам ли

он процарапывал основные конструктивные линии?

Слайд 79Завершая разговор о Сезанне, мы можем сделать следующий вывод. ? Настоящее

художественное произведение на самом деле может стать своеобразной МОДЕЛЬЮ ВИДИМОГО НАМИ МИРА ■
На основе того, как строит картину Сезанн можно сделать вывод. ? Видимый мир ■ОРГАНИЗОВАН, ■ СТРУКТУРЕН, ■ НЕПРЕРЫВЕН, ■ ПРОСТРАНСТВЕНЕН, ■ Сфероиден (замкнут). Картина для Сезанна – осознанная модель мира. Модель внутренне логичная и целостная.




















•Сезанн. Большая сосна близ Экса.


Слайд 86Членение изобразительной поверхности как новая конструктивная форма ее организации. Вертикальные, горизонтальные,

диагональные членения. Членения на основе кривой. Членения с разрывом и сдвигом.
6 час.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика