Основы риторики. Культура ораторской речи презентация

Риторика – ораторское искусство – наука о красноречии: 1) это наука о красноречии, в основу которого положены правила и закономерности публичной речи с целью произвести наибольший эффект воздействия на аудиторию;

Слайд 1Лекция Основы риторики Культура ораторской речи
1. Понятие об ораторском искусстве. 2. Классификации

красноречия. Законы риторики. 3. Подготовка речи. 4. Композиция речи и ораторские приёмы.

Слайд 2Риторика – ораторское искусство – наука о красноречии:
1) это наука о

красноречии, в основу которого положены правила и закономерности публичной речи с целью произвести наибольший эффект воздействия на аудиторию;

2) это высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение словом;

3) учебная дисциплина, излагающая основы ораторского мастерства.

Предмет риторики – правила построения и публичного произнесения речи с целью убедить аудиторию в правоте оратора.

1. Понятие об ораторском искусстве


Слайд 3История становления риторики: Античность и Средние века


Слайд 4Риторика в России


Слайд 5Философия
Логика
Психология
Педагогика
Языко-
знания
Этика
Эстетика
Ораторское
искусство


Слайд 61) Подходы к пониманию назначения риторики
задача – убедить аудиторию, воздействовать посредством

логично и чётко организованной речи
(Платон, Сократ, Аристотель, Цицерон).

Содержательная риторика


Риторика как искусство украшения речи

задача – поразить аудиторию красотой, сложностью и многообразием различных словесных фигур (Квинтилиан).


2. Классификации красноречия.
Законы риторики.


Слайд 72) Законы риторики
1. Концептуальный закон: систематизация материала; анализа темы /

вопроса; чёткая и доступная формулировка идей.


2. Закон эффективной коммуникации: контакт с аудиторией на протяжении всей речи.

3. Речевой закон: умение владеть речевыми средствами, умение находить уместную и доступную словесную форму.


4. Закон общения:
диалогизация речи;
актуальность речи;
эмоциональность речи.



5. Системно-аналитический закон: умение оценивать собственное впечатление от выступления.


Слайд 8Формы: монолог (описание, повествование, рассуждение), диалог, полилог.


Виды (по

целевой установке):

1) информативная речь: основная цель – сообщение, знакомство аудитории с определенными фактами;


2) убеждающая речь: основная цель – воздействовать на аудиторию, убедить её в правильности своей позиции;


3) аргументирующая речь: основная цель – доказать свою точку зрения с помощью набора аргументов;


4) побуждающая речь: основная цель – побудить публику к какому-либо действию.

3) Формы и виды речи


Слайд 9
1. Выбор темы речи и её формулировка.

2.

Определение цели вступления.


3. Поиски и отбор материала.


4. Изучение отобранных сведений с их последующей обработкой.


5. Составление письменного текста речи.


6. Репетиция выступления с опорой на текст.

3. Подготовка к публичному выступлению


Слайд 10
– построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение

каждой части ко всему выступлению как к единому целому.


1. Работа над Вступлением.
Основная цель – привлечь внимание слушателей.
Задачи: 1) подчеркнуть значение темы для аудитории,
2) сформулировать тезис для убеждения (цель выступления).


Варианты реализации:
обращение к аудитории;
ссылка на речь предыдущего оратора;
риторический вопрос;
занимательная фраза или юмор;
цитата;
парадоксальное утверждение.

4. Композиция речи и ораторские приёмы


Слайд 11
2. Работа над Основной частью.
Цель: изложить свою позицию,

убедив слушателей.
Задачи: 1) последовательно разъяснить выдвинутые положения; 2) доказать их правильность.
Схема развёртывания речи:
тезис – положение, которое нужно доказать в ходе выступления с помощью аргументов;
аргумент – демонстрация способов доказательства с помощью логических и выразительных средств.


Варианты реализации:
фразеологизмы, половицы, поговорки;
образно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения и т.д.);
стилистические фигуры речи (антитеза, повтор, вопросно-ответный ход и т.д.);
цитата.


Слайд 12Академик И.И. Артоболевский
В чем же сила молодого исследователя? Почему именно он,

а не убелённый сединами, наделённый знаниями и званиями учёный бывает обычно творцом принципиально нового в науке? Именно молодой учёный смотрит на традиции, на здание науки, выстроенное поколениями исследователей, глазами, ещё не привыкшими к трафарету, и его «здоровый глаз, – как говорил Гёте, – сразу может увидеть то, чего приглядевшийся не видит…». А без нового, свежего взгляда, без новаторства, а иногда и бунтарства, нет настоящего учёного!

риторический вопрос

выразительные и изобразительные эпитеты

наречие в функции выразительного эпитета

метафора

эпитеты

однородные члены

высокая стилистическая лексика

риторический восклицание

цитата


Слайд 13
3. Работа над Заключением.
Основная цель – подведение итогов.

Задачи: 1) сформулировать выводы;
2) закрепить в сознании слушателей призыв.


Варианты реализации:
призыв;
афоризм;
интригующая концовка;
цитата.


Слайд 14Лекция Основы риторики Культура ораторской речи
1. Понятие об ораторском искусстве. 2. Классификации

красноречия. Законы риторики. 3. Подготовка речи. 4. Композиция речи и ораторские приёмы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика