Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ НЕМЦОВА Э. Е.
Образ человека – главная
Слайд 2Портрет
-Изображение человека или группы людей в произведении живописи или скульптуры.
Портрет
является одним из основных жанров живописи, скульптуры, графики.
Слайд 4
Особенности графики позволяют художнику проявить особую чуткость в понимании человека. Условность
и лаконичность графического языка дают возможность выявить самое главное, ярко характерное.
Слайд 5Портрет в скульптуре
С. Т. Коненков. «Иоганн Себастьян Бах». Мрамор
Портрет такого великого
музыканта создал С. Т. Коненков из мрамора. Из целой, монолитной глыбы специальными инструментами создал скульптор высек образ Баха. Крупная, с пышной шевелюрой голова композитора, его опущенные и как бы обращённые внутрь себя глаза, крепко сомкнутые губы, одухотворённая неподвижность лица-всё говорит о глубокой сосредоточенности музыканта. Он постигает музыку, её волшебную красоту и силу.
С. Т. Коненков. «Паганини» Дерево
Образ Паганини необыкновенно романтичен, как и его музыка. Сильные и нежные звуки скрипки словно льются в пространство, они будто застыли в воздухе. Изящные пальцы музыканта способны извлечь из инструмента самые виртуозные звуки и пассажи.
Лицо Паганини вдохновенно. Похоже, что его музыка и есть его душа, она заполняет всю его жизнь, вовлекая и нас в прекрасный мир гармонии.
Слайд 6Изображая человека в круглой скульптуре, скульптор может ограничиться только маской, то
есть только лицом, головой без затылка, может изваять голову или погрудный бюст с плечами. При этом подставке бюста может быть придана самая разнообразная форма. Изображение человека по пояс называется полуфигурой, а изображение во весь рост - статуей. Многофигурная композиция называется скульптурной группой.
В. Соскиев. Портрет матери.
Слайд 7Живописный портрет – это форма выражения глубокого интереса к личности человека.
Через живописный портрет нам раскрывается также образ эпохи, духовные ценности того времени, когда жил и творил художник.
Слайд 8Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но
и для создания определённого настроения, для поэтического воплощения замысла. Это относится и к портретному изображению людей, ведь звучание цвета раскрывает образ человека.
Леонардо да Винчи. Портрет музыканта
Около 1485 г. Дерево, масло.
Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи.
Около 1473-1475 г.г. Дерево, масло.
Слайд 9Мадонна (божья матерь) – широко распространённая тогда тема. Но Леонардо да
Винчи отказался от традиционной трактовки образа мадонны, которую изображали величавой, неземной, и создал образ жизнерадостный, исполненный земной прелести. Исследуя законы оптики, он впервые применил светотень не только как средство моделировки формы, но и как средство «оживления» персонажей.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта.
Около 1491 г. Холст, масло.
Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком.(Мадонна Бенуа). Около 1478 г.
Холст, масло.
Слайд 10Картины принадлежат к числу прекрасных образцов психологического портрета в творчестве Леонардо.
Портреты отличаются строгим и точным рисунком и тонкой моделировкой форм светотенью.
Леонардо да Винчи. Портрет молодой женщины. Около 1497 г.
Дерево, масло.
Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Около 1483 – 1484 гг. Дерево, масло.
Слайд 11Групповой портрет в интерьере
Апогеем придворной карьеры Гойи стал портрет королевской семьи.
На грандиозном полотне изображены фактически все члены венценосного семейства. Роскошные одеяния, дорогие ткани, блеск драгоценностей, регалии власти… но какие пустые, посредственные лица у этих людей!
На заднем плане из темноты выступает затуманенный образ ещё одного героя полотна – художника, рисующего королевскую семью.
Слайд 12Парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим,
сидящим, с предметами, говорящими о классовой принадлежности, профессиональной).
Слайд 13Портреты не только доносят до нас образы людей разных эпох, отражают
часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он сам относился к портретируемому. Основное качество портрета – сходство с оригиналом. Но внешнего сходства мало. Наблюдательный глаз художника – портретиста в мимике лица, в жестах и позе, в манере ходить, сидеть, одеваться, в окружающей обстановке видит проявление тех или иных черт характера, привычек, переживаний, настроений и чувств, т. е. внутреннего состояния человека.
Слайд 14Слово портрет происходит от французского выражения «черта в черту». Но портрет
– это ещё и духовный мир человека, который стремится постичь художник в искусстве, выразить его наиболее полно, правдиво, глубоко.
Слайд 15Автопортрет – это ещё одна разновидность портретного жанра. Для того чтобы
художник написал самого себя таким, каков он есть в действительности, требуется определённое мужество. Не каждый решится рассказать о себе правду.
Художник в автопортрете стремится не только к внешнему сходству, но и к сходству внутреннему, запечатлевая свою «духовную биографию», своё отношение к жизни, людям, искусству.
Этот «Автопортрет» нарисован графическими материалами. В рисунке художник использовал множество мелких коротких штрихов, которые могут понять состояние художника. Эти штрихи, похожие на иголочки, словно говорят о тревожном настроении, беспокойстве художника. Он напряжённо держит голову и грустно смотрит на нас, словно его мучает боль.
Слайд 16«Автопортрет» Петрова – Водкина – произведение одновременно отмечено и мудрой зрелостью
большого таланта, и стремлением к открытию нового, и чувством ответственности за будущее людей. Перед нами превосходный образец живописного самоанализа, отразившего сложные переживания художника в переломную историческую эпоху.
В творчестве З. Е. Серебряковой очень много автопортретов. Один из них называется «За туалетом». На нас смотрит красивое женское лицо, его озаряет улыбка. Изящный, неторопливый жест рук, расчёсывающих прекрасные волосы, говорит о нежности и грациозности героини.
Слайд 17Портрет
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты
помнишь, как из тьмы былого.
Едва закутана в атлас.
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потёмки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
Н. Заболоцкий
Слайд 18В русском искусстве художники впервые обратились к созданию портретов в 17
в. и вначале писали их точно таким же методом, как иконы, - на доске темперными красками. Такие портреты называли парсунами, от слова «персона». К концу 18 в. русские живописцы достигли совершенного мастерства. Портреты было принято делить на парадные и камерные. Парадный портрет обычно имел целью показать общественное положение героя. В камерном большое внимание уделялось индивидуальным особенностям человека. Его лицо обычно приближено к зрителю, доверительно раскрывая внутренний мир героя. В это время особенно ценилось очень и тонкое умение передавать едва уловимые трепетные оттенки переживаний.
И. П. Аргунов (1727-1802)
Портрет неизвестной в русском костюме.
Портрет был написан в зрелые годы творчества
И. Аргунова, в эпоху господства классицизма. Имя изображённой неизвестно, возможно, она была кормилицей или горничной в барском доме и потому должна была носить праздничный крестьянский костюм. Её лицо простое, с ясным и спокойным взглядом и лёгкой полуулыбкой, поза естественна. Но в этой простоте есть особая, прирождённая красота русской женщины. Которая заключается не только во внешности, но и в ясной гармонии её внутреннего мира, чистоте и целомудрии. Свой незатейливый крестьянский наряд – расшитый золотой мишурой кокошник, красный сарафан и простые красные бусы – носит она со скромностью и достоинством. Художник с искренней симпатией и уважением изобразил эту крестьянку.
Слайд 19Знаменитый художник В. Л. Боровиковский создал много мастерских парадных портретов, но
особое место в его творчестве занимают образы юности. Самый знаменитый из них – портрет Марии Лопухиной, задумчивой и одновременно чуть шаловливой девушки в белом платье на фоне пейзажа. Всё творчество художника было посвящено утверждению светлых и возвышенных идеалов.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали.
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души её от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить. Страдать, прощать, молчать.
Я. И. Полонский
Слайд 20Кипренскому удалось создать уникальный портрет – портрет не просто человека, но
именно Поэта, не только добиться внешнего сходства, но запечатлеть душу. Тут важна каждая деталь – даже скрещенные руки, ведь именно эта поза придаёт образу поэта внутреннюю собранность. Вся фигура Пушкина напряжена, натянута, как струна, безмятежность его лица кажущаяся. Сейчас он находится во власти своей музы: «минута – и стихи свободно потекут».
Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит,
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Слайд 21Портрет Александра Александровича Челищева (чаще его называют «Портретом мальчика Челищева») был
создан Кипренским в годы, когда он едва ступил на стезю живописца, но уже завоевал всеобщее восхищение.
Обратиться к образу ребёнка было смелым шагом. Вспомним, что 18 век не знал детских портретов. Если подобные изображения и встречаются, то на них изображены маленькие взрослые, а эпоха романтизма, открывшая мир детства, ещё не вступила в свои права.
Кипренский раньше других почувствовал новые веяния, увидел в ребёнке чистый внутренний мир и отобразил его на полотне.
Картина построена на контрастах – тёмные волосы и огромные чёрные глаза подчёркивают бледность ярко освещённого лица Челищева, которое кажется ещё бледнее за счёт тёмного фона портрета. Такие же контрасты присутствуют и в одежде – белый воротник, тёмно – синяя куртка, алый жилет. Вообще в романтической живописи, у истоков которой стоял Кипренский, цвет играл очень важную роль, помогая добиться необходимого настроения. «Колорит – это музыка живописи».
Слайд 22О. А. Кипренский. «Автопортрет»
Свой «Автопортрет» Кипренский написал, когда ему было
26 лет. Художник старался не только передать характерные черты своей внешности, но и запечатлеть свой внутренний мир.
В. М. Васнецов.»Портрет В. В. Васнецова, сына художника»
Художник не только писал картины на темы сказок, но и создавал портреты. Вот один из них.
Мальчик словно герой русской сказки – голубоглазый, русоволосый, с открытым добрым лицом. Мальчик с интересом что – то рассматривает или внимательно слушает. Может быть, сказку?
Слайд 23Ренуар. Портрет Жанны Самари
В отличие от других импрессионистов, которые отдавали предпочтение
пейзажу, подчиняя ему фигуры людей, у Ренуара же напротив, главный герой – человек, а пейзаж служит лишь фоном ему.
В этот свой «импрессионистический» период (70 – 80-е годы) Ренуар создаёт целую галерею шедевров: «Мадемуазель Жанна Дюран – Рюэль», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Качели» Как и другие члены их маленького кружка, Ренуар тоже захвачен передачей света, вечно всё изменяющего и преобразующего.
Слайд 24В 1921 Кустодиев создал одно из лучших своих произведений – большой
портрет Шаляпина. Художник представил Шаляпина в его полный богатырский рост. Великий артист, стоя на снежной горке, обозревает раскинувшийся у его ног небольшой уездный городок. Мы явно ощущаем величие Шаляпина, его возвышение над тем миром, из которого он некогда вышел.
Портрет Горького был первым крупным произведением Корина. В портрете Горького Корин особенно мастерски соединил два трудно соединимых начала – монументальность и психологизм. Это лучший портрет М. Горького.
Слайд 25А. Архипов
Девушка с кувшином. 1927
В Цветущем, жизнерадостном облике по – хозяйски
сидящей молодой русской крестьянки мы ощущаем полнокровность её бытия. Этому способствует необычайно яркий, праздничный живописный строй портрета. Художник щедрой рукой сплавляет красные, синие, жёлтые, зелёные краски в удивительно подвижный, песенно-звучный хоровод. Сильно обобщённое скуластое лицо смеющейся девушки с узкими щелками искромётных глаз проложено смело и широко и в то же время с необходимой тщательностью.
Архипов издавна мечтал о создании типичного образа русской крестьянки.
Здесь эта мечта нашла своё достойное воплощение.
Слайд 26
Новым жизненно конкретным содержанием наполняются интимные портреты Сарьяна, в которых особенно
полно выступает лирическая основа его монументализма. Избрав вертикальный формат холста, автор усадил портретируемых тесной, компактной группой на ярком диване. Головы портретируемых, очень похожих друг на друга, даны в одинаковых трёхчетвертных поворотах. На светло-розовой стене, слева от головы жены художника, небольшой автопортрет Сарьяна, справа - египетская маска. Автопортрет как бы намекает на духовное присутствие здесь главы семьи, на прочные, незыблемые узы, связывающие его со своими домочадцами.
В основе колористистического строя картины - великолепно связанные между собой широкие, насыщенные яркими незамутнёнными красками цветовые пятна: зеленые, синие, розовые,
жёлтые. Они повторяются в лицах, одежде портретируемых, в деталях фона, пёстрой полосатой ткани, покрывающей диван, сообщая картине не передаваемую словами эмоциональную приподнятость и музыкальность.
Слайд 27Э. Саккаев с успехом работает в области портрета. Здесь он предстаёт
как умелый рисовальщик, обладающий острым чувством характерности типажа. Сама юность, трепетная и прекрасная, смотрит на зрителя с портрета Лоры Басиевой.
Н. Е. Кочетов много работал в портретном жанре. Один из лучших его портретов «Портрет девушки-осетинки» (1954 г.). Кочетов умеет постигать сложный и многообразный внутренний мир человека, стремится в первую очередь показать духовную возвышенность своей героини.
Слайд 28Г. С. Едзиев.
Портрет С. Едзиева. 1960 г.
На картине изображён талантливый
самобытный скульптор. В портрете художник стремится в первую очередь выявить духовное начало, подчеркнуть богатство жизненного мира, при этом Г. Едзиев умело использовал свой дар колориста.