Николай Рерих презентация

Содержание

Николай Константинович Рерих – художник, учёный, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Слайд 1Николай Рерих
Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов

как мировую этическую систему.
Президент Экологической Академии,
академик Р.А.Н. Яншин 1966 год

Слайд 2Николай Константинович Рерих – художник, учёный, общественный деятель, оставивший после себя

огромное наследие.

Слайд 3

Известный, ныне ушедший от нас
академик РАН Д.С.Лихачёв так
писал в своём письме к
С.Н.Рериху в августе 1989 года:

" Я глубоко уверен, что наследие
семьи Рерихов, превращённое
в наше национальное
достояние, займёт заслуженное
место в культурной жизни
нашей страны ".

Феномен планетарного масштаба


Слайд 4Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии,

три года в США. Посетил почти все страны Европы, Америки, Азии.
Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединённых искусств и музеи. В долине Кулу-Гималайский институт научных исследований.

А. Я. Головин. Портрет Н. К. Рериха. 1913. Собрание ГТГ.


Слайд 5Рерих создал более семи тысяч картин.
Собрания произведений художника имеются в

Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бомбее и многих других городах.


Слайд 6Николай Константинович Рерих родился в России в, Санкт-Петербурге, 9 октября 1874

г.

В раннем возрасте проявил интерес и талант к самым разным занятиям, имел особые способности к рисованию, любовь к археологии, которая стала источником его творческого вдохновения.
В 1883 году Рерих успешно выдержал экзамены в частную гимназию фон Мая в Петербурге.
Окончив в 1893 году гимназию, Рерих поступает сразу в два высших учебных заведения Академию художеств и в университет.




Слайд 7     По признанию самого Николая
Константиновича, он уже

с 16 лет стал
задумываться о поступлении в Академию
художеств. Но при этом Рерих не мог
допустить и мысли отказаться от
приобретения знаний в других серьезно
интересовавших его областях – истории,
археологии, философии. И он принял
решение одновременно поступить в
Академию художеств и на исторический
Факультет университета.
    Однако выпускнику гимназии отец
сказал, что он, петербургский нотариус,
намерен дать своему сыну
юридическое образование, сделать его
преемником своего дела, способным
устроить свою судьбу и быть полезным
отечеству. Академия художеств, по
мнению отца, должна быть полностью
исключена.

Обучение


Слайд 8В Академии художеств Рерих нашёл себе «учителя не только живописи, но

всей жизни»- Архипа Ивановича Куинджи.

Куинджи считал подлинное творчество немыслимо без яркой индивидуальности. Поэтому развитие и оберегание творческой индивидуальности учеников было для него постоянной заботой.
Учитель протестовал против непосредственного использования во время работы над картиной написанных с натуры этюдов: для картины, по его убеждению, годилось только то, что запечатлелось в памяти.


Слайд 9Диапазон интересов
Рериха, кажется, был
безграничен. Он изучал
книги о персидских
захоронениях,
южноамериканских
аллигаторах,

читал
классиков Эллады,
сочинения Бальзака, А.
Франса, Л.Толстого, труды
по юриспруденции, общей
истории, истории искусств,
музыковедению,
литературоведению.
А.Куинджи предлагает
юному художнику работать
в своей мастерской.

Слайд 10 В ноябре 1897 года в Академии состоялись конкурсная
выставка и

торжественный акт вручения дипломов на
Звание художника. Это звание присвоили и Николаю
Константиновичу за его картину "Гонец. Восстал род на
род" .
Гонец" - первая картина из серии "Славяне", написанная на сюжет древнерусской истории: гонец в ладье спешит к отдаленному поселению с важной вестью о том, что восстал род на род. Тему художник нашел в "Повести пламенных лет" - первой русской летописи.
Темно-зеленоватая река - река жизни, охваченная послезакатным вечерним сырым воздухом. Река - единственная дорога.
На фоне сурового неба - груда каких-то построек, примитивных по форме, какая-то крепость, "городище, который еще с трудом создает туго двигающийся человеческий разум-расчет.
И тут же на частоколе, на тыне - примитивы человеческого и животного мира - черепа, костяки. Это схема основ жизни, ее суровая геометрия.
Вот и люди тех веков - настороженные фигуры, меч при бедре. Они скользят в ботике, выдолбленном из дерева.



Слайд 11 «Гонец. Восстал род на род».


Слайд 12Н. К. Рерих Заморские гости, 1901 Холст, масло. 85×112,5 см (Третьяковка )


Слайд 13в 1901 году, Елена Ивановна Шапошникова, дочь архитектора Ивана Шапошникова и

племянница композитора Модеста Мусоргского становится женой художника, рука об руку пройдут они все трудности жизненного пути.

Слайд 14Летом 1903-го и 1904-го годов Рерихи совершили большое путешествие по сорока

городам России

Целью Рериха было сравнительное изучение стилей и исторического своеобразия русской архитектуры. Экспедиция была одним непрерывным открытием русского прошлого: древние монументы, церкви, городские стены, замки.
Рерих решил привлечь общественное внимание к проблеме сохранения и защите этих ценностей.


Слайд 15Н. К. Рерих написал серию из семидесяти пяти картин, изображающих древние

строения

Это путешествие оказало глубокое влияние на всю дальнейшую деятельность Рериха, которая должна была привезти к организации повсеместной защиты культурных ценностей.

Тридцать один год спустя его труд увенчался принятием международного Пакта Рериха.

Такое направление мышления не было типичным для начала века; оно предвосхищало понимание важности сохранения культурного наследия.


Слайд 16 РЕРИХ. РОСТОВ ВЕЛИКИЙ. 1903 ГОД МАСЛО, ДЕРЕВО 31,4 Х 41 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ


Слайд 17 РЕРИХ "НИЖНИЙ НОВГОРОД.   КРЕМЛЁВСКИЕ СТЕНЫ (ГЕОРГИЕВСКАЯ БАШНЯ)
Фанера, маслоФанера, масло. 39,5 × 30,5. Государственный музей Востока, Москва. 


Слайд 18Николай Рерих. Галерея картин художника - Сеча при Керженце


Слайд 19Бой. 1906. Третьяковка. Холст, масло. 161 x 299.5 см.
Огромные краснопарусные ладьи

яростно сшибаются в кипящих волнах. Кто на кого напал, кто побеждён, многие ли погибли — неизвестно. Рериху важно сейчас воплотить “поле битвы духовной”, вечный бой, беспощадный и в то же время прекрасный. Кровь окрасила паруса, очертания людей сливаются с гребнями волн, с нависшими облаками, с неодолимым движением вечности .
• Картина “Бой” завершила период масляной живописи Н.К. Рериха.

Слайд 20Н. К. Рерих. «Небесный бой». Темпера. 1912. Русский музей. СПб.
Рерих использовал

резкие контрасты света и тьмы как знамение страшных событий, ожидавших Россию и всю Европу в ближайшем будущем.

Слайд 21Рерих Н.К. Илья Муромец. 1910. Холст, темпера. 203 x 338. Сюита

"Богатырский фриз«. Государственный Русский музей

Слайд 22ВЕСНА СВЯЩЕННАЯ, 1910



Слайд 23ВЕЛИКАЯ ЖЕРТВА


Слайд 24Вечное ожидание. 1917





Слайд 25Восток привлекал Рериха. Он считал
его самым загадочным краем.
Н. К. Рерих.

Борис и Глеб. 1942. Собрание ГРМ.

Н. К. Рерих. Вестник. 1922. Собрание
Боллинга , Мичиган, США, Грэнд Хэйвен.

Н. К. Рерих. Вестник. 1946. Собрание ГИМВ.

Н.К. Рерих. Тибет. 1933


Слайд 26В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который

вкладывал глубокий смысл

Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор.

Особенно близким и ярким источником вдохновения стали для него Гималаи.


Слайд 27 НИКОЛАЙ РЕРИХ ВЕЛИЧИЕ ГОР


Слайд 28«КАНЧЕНДЖАНГА»


Слайд 29«МАЙТРЕЙЯ ПОБЕДИТЕЛЬ»


Слайд 30«ГИМАЛАИ. РОЗОВЫЕ ГОРЫ»


Слайд 31«КАНЧЕНДЖАНГА. ГИМАЛАИ»


Слайд 32«ГИМАЛАИ (ГОРЫ, ОСВЕЩЕННЫЕ ЗАКАТНЫМ СОЛНЦЕМ)»


Слайд 33«КУЛУТА (ГОРЫ ПЕРЕД РАССВЕТОМ)»


Слайд 34«ГУГА ЧОХАН. КУЛУТА»


Слайд 35 «ЧАРА ЗВЕРИНАЯ»


Слайд 36«МАГОМЕТ-ПРОРОК»


Слайд 37 Конь счастья серия "Майтрейя (Красный Всадник)" 1925. Холст1925. Холст, темпера. 72,2 x 100,8. Нижегородский государственный художественный

музей

«Вокруг Хотана имеется много развалин старых буддийских храмов и ступ. Одна из этих древних ступ окружена сказанием. Указывается, что при наступлении времени Шамбалы от этой ступы будет излучаться таинственный свет. Указывается, что этот свет уже был виден».(Николай Рерих.)


Слайд 38Основание института
В 1928 г. в Рерих в Индии, где вместе

с женой основывают Институт
гималайских Исследований "Урусвати", привлёкший внимание многих крупных
Учёных (прекратил свою деятельность в связи со второй мировой войной.)
Из Кулу Рерих совершает в начале 30-х годов поездку в Америку и Европу, а
затем отправляется в экспедицию. Эти усилия приводят к подписанию в 1935
Года Пакта Рериха, Международного договора об охране художественных и
научных учреждений и исторических памятников в военное и в мирное время.

Слайд 39Знамя Мира — символ Пакта Рериха.


Слайд 40«Моя идея о сохранении художественных
и научных ценностей, – писал Н.К.

Рерих, –
прежде всего заключалась в создании
международного импульса к обороне
всего самого драгоценного, чем живо
человечество.... знак должен говорить
человечеству о сокровищах прекрасных».

Н. К. Рерих. Мадонна Орифламма.
1932. Частное собрание, США.


Слайд 41ПАКТ РЕРИХА
Пакт Рериха, также известный как Договор об охране художественных и научных

учреждений и исторических памятников — первый в истории международный договорПакт Рериха, также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в ВашингтонеПакт Рериха, также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреляПакт Рериха, также известный как Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников — первый в истории международный договор о защите культурного наследия, установивший преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, подписанный в Вашингтоне представителями двадцати одной американской республики 15 апреля 1935 года в 12 часов дня.

Слайд 42 Подписание Пакта Рериха 15 апреля 1935 год (в центре: Президент США(в центре: Президент США Ф. Рузвельт)



Слайд 43 Он вновь и вновь
обращается к судьбе
России, отмечая в
записной книжке:
"Повсюду
сочетались

две темы:
Русь и Гималаи". Потому
появляются такие картины
как "Святогор", " Богатыри
просыпаются","Настасья
Микулична", посвященные
подвигу русского народа в
Великой Отечественной
войне.


С 1935 г. Рерих живёт в Кулу, много занимаясь живописью, публицистикой, ведя громадную переписку, обширную общественную работу, встречаясь
с прогрессивными индийскими деятелями (гостями его дома были Д. Неру, И. Ганди).

Последние годы жизни


Слайд 44 Рерих поразительно работоспособен.
Общее число его живописных полотен
колеблется по оценкам

искусствоведов
от пяти до семи тысяч. Литературное
наследие Рериха не менее велико: при
жизни было опубликовано десять томов, но
это далеко не полное собрание рассеянных
по всему миру записей, очерков, статей,
писем и выступлений.

13 декабря 1947 г. в долине Кулу
Н.К. Рерих уходит из жизни.
На месте его кремации установлен
памятник с надписью: "Тело Великого
Святого (Махариши) Николая
Рериха, великого друга Индии
было предано сожжению на этом
месте 30-го Магхар 2004 года
Викрам эры, отвечающей 15-му
декабря 1947 года. Ом Рам".

Уход из жизни


Слайд 45НИКОЛАЙ РЕРИХ: АВТОПОРТРЕТ


Автопортрет


Слайд 46“Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку.
Культура

есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез

возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце”.

Сборник «Твердыня пламенная» Н.Рерих


Слайд 47Н. К. Рерих. Автограф стихотворения "Стража у врат". 1916. ОР ГТГ.


Н. К. Рерих. Заставка к стихотворению Н. Сперанского "Соловью". Из "Литературного
сборника произведений студентов...", стр. 391.

Жена Рериха Елена – Дева Света

Н. К. Рерих. Каменная баба. Из "Литературного
сборника произведений студентов...", стр. 13641.


Слайд 48Рериховский поиск археологических сокровищ продолжался. Он собрал большую коллекцию предметов Каменного

Века. Многие из картин отражают этот интерес - например картина «Три меча».

Слайд 49Камень изображённый Рерихом часто фигурирует в той или иной форме в

его художественном и литературном творчестве: «Белый камень». Идея «сокровища» используется в названии многих его картин: «Сокровище гор», «Клад Захоронённый».

Слайд 50Суровая Скандинавия вдохновила художника на создание живописной сюиты «Викинг», в которую

входили картины «Песни о Викинге», «Дочь Викинга», знаменитый «Бой»

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика