Слайд 1Нидерланды
Возрождение
Выполнил: студент 2 курса ФНО «До» и «Но»
Долгих Е.А.
Слайд 2Принципы искусства Возрождения
в Нидерланды пришли позднее - 15 - 16 века.
Персонажи в
живописи нидерландцев скромные и будничные. Они, как сказал один из ведущих искусствоведов эпохи Северного Возрождения Николай Никулин, «соразмерны Вселенной и органически входят в нее, не утверждая себя и не претендуя быть ее грозным хозяином».
Слайд 3Особенности:
Отношение к античности: гораздо меньшее влияние античной культуры чем в Италии.
Значительное влияние готического
стиля. «Осень средневековья» - произрастание Северного Ренессанса непосредственно из Готики.
Меньше наукообразия, больше мистицизма.
В искусстве - тема пути, жизненной дороги человека полной страданий, вместо его пребывании в божественном пространстве у итальянских мастеров.
Слайд 4Отсутствие идеализации, героизации и монументализации образа человека
В искусстве. Строгий порой саркастический взгляд на его пороки.
Присутствие иронии
и юмора в искусстве, смех и плач одновременно.
Значительная роль пугающих образов в картинах Северного Возрождения (влияние средневековой символики).
Слайд 5МАСТЕРА
Братья Ян и Губерт ван Эйк.
Рогир ван дер Вейден
Гуго ван дер Гус
15 век
Ханс Мемлинг
Иероним Босх
Питер Брейгель 16 век
Слайд 6В Нидерландах в 15 веке яркий расцвет искусства.
Развитие торговли, производство тканей, ковров, стекла.
Храмы строились в основном из
кирпича ( мало камня).
Скульптура не получила особенного развития.
Развитие миниатюрной живописи в продолжение готических традиций.
( «Часослов герцога Беррийского» - братья Лимбург 15 век.)
Внимательная пристальность взгляда пришла и в алтарную живопись.
Слайд 7Братья - Ян и Губерт ван Эйк
Ян ван Эйк начал как миниатюрист. Изобретение масляных
красок приписывается им.
Самое прославленное произведение братьев - большой Гентский алтарь.
Начат Губертом, окончен Яном в 1432 году.
Створки алтаря расписаны в два яруса - снаружи и внутри.
Наружные створки - «Благовещение» с коленопреклоненными донаторами.
В раскрытом виде алтарь вшестеро больше.
Совокупность сцен воплощает идею искупления человеческих грехов и грядущего его просветления.
В нижнем ярусе - «Поклонение Агнцу», сюжет из откровения Иоанна Богослова. Агнец - мистический символ апофеоза ожидающего праведников.
Слайд 8Гентский алтарь - 1426 -1432 г.г., Гент, церковь святого Бавона.
Слайд 9Гентский алтарь – одно из самых грандиозных творений Ян ван Эйка.
Слайд 10« Чета Арнольфини» - 1434 год., Ян ван Эйк.
Тема таинства брака, сокровенный
церемониал.
(Уже здесь - бюргерская привязанность к миру вещей.)
Смиренные труженики Нидерландов противопоставляются гордым «Икарам» Италии.
Слайд 11«Мадонна канцлера Роллена» - 1435 -1436 г.г.
Слайд 12Необычайно ярким художником 15 века был Иероним Босх (около 1450-1516г.)
Его творчество – это как бы взрыв средневекового мировоззрения, которое видит человека скопищем всевозможных пороков и грехов, а мир – обителью зла.
Иероним Босх
Слайд 13Родился и прожил всю жизнь в городе Хертогенбос.
Писал преимущественно алтарные триптихи.
Его картины
- это картины притчи, картины пророчества.
В своем творчестве он активно использует язык символов, свойственный готическому стилю.
Наиболее ярко это выразилось в картине-триптихе - «Сады земных наслаждений».
Слайд 14На левой створке триптиха, что вполне канонично, изображен рай и сотворение
Евы. На правой ад. В центральной части основная тема картины - сады земных наслаждений.
В соответствии с готической традицией земные наслаждения часто сплетаются с пороками и грехами. Грехи представлены в картине в символическом виде. Где то эти символы согласуются со средневековыми традициями (чревоугодие - свинья, гнев - лев, грифон - зависть, осел - жадность), а где то они совершенно неожиданны самобытны и не подлежат простому объяснению.
Аллегории Босха многогранны и неоднозначны, они вполне актуальны и сегодня, поскольку всегда актуальнатема борьбы добра со злом, «полем для которой являются человеческие сердца».
Слайд 15Босх триптих «Воз сена»
Нидерландская пословица гласит: «Мир - это воз сена,
и каждый берет из него все что удастся ухватить.»
Развивая эту тему в своей картине, Босх вновь напоминает человеку о тщетности земных желаний и их тесной связи с пороками, о реальной людской нищете, ведь земные блага - это только сено.
Босх написал довольно много картин на тему страстей (страданий) Христа. Одна из них, наиболее знаменитая -«Несение креста», где Христос изображен в окружении монстров, он закрыл глаза будто устав от людских пороков. Тяжесть креста утраивается этими лицами, искаженными страстями. Темный густой фон картины выделяет цветовые удары почти так же интенсивно как в готических витражах, и делает картину подобной чудовищному сновидению или наваждению, от которого хочет проснуться и сам Христос.
Слайд 16Страшные образы Босха всегда есть обличение зла.
В его картинах также всегда
есть альтернатива злу в лице добра и красоты живущих в мире. Добро часто представлено также символами и аллегориями, но концентрируется прежде всего в облике Христа, и святых изображаемых художником.
Слайд 17Особенности творчества Босха
В русле религиозного жанра, притчевый иносказательный характер картин.
Мистицизм, фантастичность,
сказочность.
Необычный подход к каноническим сюжетам.
Сложная символика.
Композиционная насыщенность, многофигурность.
Детализация, подробная гладкая живописная манера.
Декоративность цветовых решений картин.
Иронический взгляд на человеческие поступки.
Слайд 18Одно из самых безысходных произведений – «Несение креста»
Слайд 19Большое место в его творчестве занимает пейзаж, где прекрасный и величественный
мир природы предстает в тесном соприкосновении с жизнью людей:
«Сенокос»
«Жатва»
«Охотники на снегу»
Питер Брейгель Старший
Слайд 20Босх уже 4 года как умер, когда Брейгель родился. И тем не менее,
Брейгель считал себя его учеником.
Работал в Антверпене. Учился у Кука ван Альста.
Писал картины в манере Иеронима Босха, но все же по иному.
Был прозван «мужицкий», а также Питер - шутник.
Слайд 24Особенности:
Притчевый характер картин.
Пестрота и многолюдность композиций.
Ирония и юмор по
отношению к человеку.
Много аллегорий, иносказаний и символики.
Точка зрения - с высоты птичьего полета.
Спокойствие и совершенство природы в противовес суетливой мелочности людей. Значительная роль пейзажа.
Простонародные типажи, гротеск, бытовые сюжеты.