Слайд 2История развития
Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
Свою историю натюрморт начинает в XV—XVI в., когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религией, обрамляя рисунки цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто использовались в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.
Натюрморт становится самостоятельным жанром живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытый смысл — быстротечности жизни, либо неизбежности смерти. Это значение передаётся в изображении предметов, встречающихся в повседневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.
Слайд 3Нидерландский натюрморт XVII века
Нидерландский натюрморт представлял собой новое культурное явление XVII
века, оказавшее влияние на дальнейшее развитие всей европейской живописи. С развитием науки и появлением достижений в математике, естествознании, физики и географии, нидерландские мореплаватели начали привозить из своих путешествий редкие растения, посуду, фрукты, и предметы быта. Голландцы отразили в своих работах мир предметов, живущих тихой застывшей жизнью. Именно в это время начал употребляться термин «застывшая, мертвая жизнь».
Слайд 5Цветочный натюрморт
Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в нидерландской живописи
получил статус самостоятельного жанра. Одним из первых выделился цветочный натюрморт в произведениях таких художников, как Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар ван дер Аст, и продолжал своё развитие уже во второй половине XVII столетия. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта нидерландского общества — в традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения.
Слайд 7Учёный натюрморт
Ученый натюрморт начинает свою историю в городе и общине "Лейден"
и получает название «суета сует» или «memento mori» и является интеллектуальным видом натюрморта, требующим знания Библии и религиозной символики. Часто в натюрмортах использовались различные приемы, создающие обман зрения. Позже с развитием этих приемов возникает особый вид натюрморта -"Иллюзионистический натюрморт". Такие натюрморты были распространены в середине XVII века и имели большую популярность в стране и по всему миру.
Слайд 9Иллюзионистический натюрморт
Слайд 10Натюрморт в русской живописи 18-20 веков
В России натюрморт как самостоятельный жанр
живописи появился в начале XVIII века. Представление о нём было связано с изображением даров земли и моря и мира вещей, окружающих человека. До конца XIX века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве второстепенного жанра. Он существовал лишь в понимании как живопись цветов и фруктов. Начало ХХ века было расцветом русской натюрмортной живописи. Художники искали возможности расширить изобразительное искусство активными поисками цвета, формы и композиции. Все это ярко проявилось в натюрморте. Насыщенный новыми темами, образами и приемами, русский натюрморт развивался стремительно: за полтора десятка лет он прошел путь от импрессионизма до абстрактного творчества. В 30-40-е годы ХХ столетия это развитие приостановилось, но уже с середины 50-х годов натюрморт переживает в советской живописи новый подъём и с этого времени окончательно встает вровень с другими жанрами.