Слайд 1ДИСЦИПЛИНА «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА РОССИИ»
ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАТУРЫ
51.04.01 КУЛЬТУРОЛОГИЯ.
ПРОФИЛЬ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРАТУРЫ ЭТНОКУЛЬТУРОЛОГИЯ.
Тема 2. Художественная обработка дерева: резьба, роспись, плетение, обработка бересты. Лаковая миниатюра.
Утилитарная и художественная обработка дерева, художественная резьба (резное дело) и роспись по дереву: эстетическое значение для русского крестьянского жилища, его внешнего и внутреннего убранства, бытовой утвари, орудий труда и т. д. Виды резьбы по дереву.
Слайд 2Географические центры резьбы по дереву. Россия:
Село Унцукуль в Дагестане (проживают авары).
Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости, шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях - вода и солнце.
Село Хохлома (Нижегородская обл.). Роспись «золотом» на цветном фоне деревянной посуды. Промысел возник в конце 17 века. Материал: древесина липы или березы.
Основные цвета: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Сюжетный рисунок: растения, птицы, рыбы. Дополнительный материал: глина, льняное масло, алюминиевый порошок, олифа.
Город Городец (Нижегородская обл.). Роспись масляными красками по чистой поверхности дерева или цветному фону.
Изделия: детская мебель, кухонные приборы, декоративные тарелки, настенные панно.
Часто применяется мореный дуб.
Основные цвета: черный, синий, темно-красный, коричневый. Особенность:
штриховка белой краской. Сюжеты: декоративный орнамент, конь, птица, фигура человека.
Села Полхов-Майдан и Крутец (Нижегородская обл.): расписные игрушки из древесины (матрешки, птички-свистульки, коробки, шары, похожие на яблоко).
Сюжеты: растения, пейзаж. Особенность: черный контур рисунка, выполненного анилиновыми красками.
Сергиев Посад. Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 - начале 20 века.
Изделия: шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов «Золотого кольца» России.
Киров, Сергиев-Посад, г. Семенов, село Полхов-Майдан: матрешка.
Различия: Сергиево-Посадская классическая матрешка расписана гуашевыми красками и довольно спокойна по расцветке. Матрешки г. Семенова очень ярко раскрашены. Кировская матрешка украшена узором из соломки. Матрешки из Полхов-Майдана отличаются несколько вытянутыми пропорциями.
Слайд 3Технологии обработки древесины:
Виды резьбы по дереву
ГЕОМЕТРИ-ЧЕСКАЯ
ПЛОСКО-РЕЛЬЕФНАЯ
ТРЕХГРАННОВЫЕМЧАТАЯ
СКУЛЬПТУРНАЯ
СКОБЧАТАЯ
Слайд 4Трехгранно-выемчатая резьба
Русская народная резьба и роспись по дереву славятся далеко за
пределами нашей Родины. И особенно яркой страницей ее истории является знаменитая трехгранно- выемчатая резьба, украшавшая собой самые разнообразные бытовые предметы: сундуки, люльки, ларчики, ковши, солоницы, швейки, льнотрепала, рубели и, конечно, прялки - обязательный подарок жениха - невесте, мужа - жене, отца - дочери. Именно на них, традиционных монументальных копылах, выполненных из единого куска дерева, сохранились в наибольшей чистоте удивительно архаичные трехгранно-выемчатые орнаменты, истоки которых ведут в глубочайшую седую древность. На прялках можно проследить все разнообразие приемов резьбы, они, как никакой другой бытовой предмет, несли в себе огромную и разностороннюю смысловую нагрузку. В связи с этим, анализируя семантику трехгранно-выемчатой резьбы, мы, прежде всего, обращаемся именно к северорусским, а точнее, к вологодским прялкам, распространенным еще на порубежье века нынешнего и века минувшего на огромных просторах бывшей Вологодской губернии.
Слайд 5Утилитарная и художественная обработка дерева, художественная резьба (резное дело).
Роль резьбы
в крестьянском жилище.
Слайд 6Резьба на наличниках (г. Городец).
Слайд 7Роль резьбы в крестьянском жилище.
Богатство и разнообразие орнаментальных мотивов.
Слайд 10Наличник окна светелки крестьянской избы. Фрагмент
Лев. Вторая половина 19 века.
Нижегородская
область
Слайд 11Лев. Деталь домовой резьбы 19 в.
Слайд 17Утилитарная и художественная обработка дерева.
Резьба и роспись по дереву.
Пряничная доска
19 век
Слайд 19Работы современного нижегородского мастера Сергея Соколова
ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА «НАБОРНАЯ»
ПРЯНИЧНАЯ ДОСКА «ЩУКИ»
Слайд 22Донце прялки (фрагмент). Городецкая резьба. 19 век.
Слайд 23КАРГОПОЛЬСКИЕ ПРЯЛКИ
КАРГОПОЛЬСКАЯ ПРЯЛКА. ОКОЛО1882 Г.
КАРГОПОЛЬСКАЯ ПРЯЛКА (ОБРАТНАЯ СТОРОНА). ОКОЛО 1882
Г.
Слайд 27ГОРОДЕЦКАЯРОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ. ДОСКИ
Слайд 28Дверь в голбец, начало XX века. Вологодская обл, Тотемский р, д
Федотово
Слайд 30Росписная кровать в северном доме. Роспись работы костромских отходников. 1891 .
Слайд 32Русская народная резьба и роспись по дереву. Деревянная посуда
Вот какая деревянная
посуда и утварь традиционно использовалась в русской национальной кухне:
большие миски-братины для подачи окрошек, ухи (специальные наборы), супов, компотов, салатов и других блюд;
миски среднего размера для соленых грибов, ягод;
блюда для пирогов, пирожков, конфет;
скопкари для подачи сметаны, хрена и т. п.;
кольца для салфеток;
ложки, черпаки и половники;
кубки, стопки, стаканы, бокалы для напитков;
жбаны для кваса;
доски для подачи хлеба, выпечных изделий;
солоницы (солонки);
блюдца для варенья и других сладостей.
Слайд 33Ендова
Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома.
Белофонная роспись.
Ендова́ (также яндова́) — низкая большая медная, луженая братина с рыльцем, используемая для хранения и употребления пива, браги, меда; в ендовах в старину подавали питья на пирах.
Бра́тина — русский шаровидный сосуд для подачи на стол и питья алкогольных напитков (пива, мёда, вина). Использовался в XVI—XIX веках на братчинных пирах и поминках (для питья на всю братию).
Деревянный сосуд по форме напоминающий братину, но имеющий носик для слива. В Вологодской области медный сосуд такой формы до сих пор называют братиной. По белому фону ендова расписана пермогорской росписью.
В растительный узор вокруг всей ендовы в четком ритме вписаны женские фигурки. Традиционного сирина заменил здесь обыкновенный петух. Все сюжетные вставки органично вливаются в общий ритм яркой орнаментации предмета
Слайд 34Блюдо.
19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень
Мокрая Едома. Белофонная роспись.
Блюдо покрыто пермогорской росписью и по краям пропильной резьбой, напоминающей подзор северной избы. Композиция узора состоит из стилизованного куста, вьющегося двумя побегами по кругу.
В центре изображена женщина в яркой одежде, с повойником на голове, со штофом и рюмкой в руках. Она словно приглашает гостя отведать напитка. Прямодушно и по-детски наивно излагает художник свое представление о почтении к гостю, о хлебосольстве и гостеприимстве.
Слайд 35Жбан. 19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень
Мокрая Едома Белофонная роспись.
Праздничный сосуд для пива. Сделан из узких дощечек-клепок. Крышка скреплена вертлюгом с ручкой, верх которой напоминает стилизованную конскую голову.
Жбан обвязан тремя поясами деревянных обручей, окрашенных в красный цвет; они играют основную роль в декоре предмета. Промежутки между обручами заполнены пермогорской росписью: вьющимся стеблем, веточками, петухами и курочками. На крышке в растительный узор вписаны фигурки мужчины, женщины и петуха
Слайд 36Хлебница. 19 век. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень
Мокрая Едома Луб, дерево. Белофонная роспись.
Хлебницы, хлебенки, короба, или укладки, как их называли на Северной Двине, использовались для хранения хлеба и в качестве сундучков для тканей, лент, головных уборов и других принадлежностей женского крестьянского костюма. Хлебенка выгнута из луба. Украшена пермогорской росписью.
В центре крышки нарисована рыба. В растительный узор вокруг нее вписаны изображения мужчины с ножом и женщины с вилкой в руках. Персонажи одеты в городскую одежду. В растительный узор на крышке и на стенках вписаны изображения домашних животных. Этот предмет обычно увозился невестой из родительского дома как приданое. По-видимому, он являлся своего рода пожеланием ей богатства и благополучия.