Слайд 1Михаил Шемякин
российский и американский художник, скульптор.
Слайд 2Родители Михаила
Отец — кадровый военный, был комендантом Кенигсберга, преподавал тактику в
Академии им. Фрунзе.
«Мой отец, чистокровный кабардинец, горец, рано потерял близких и был усыновлён офицером Белой гвардии Шемякиным. Приёмный отец погиб во время Гражданской войны. А отец стал красноармейским сыном полка, в 13 лет получил один из первых орденов боевого Красного Знамени. Но всю жизнь звался Шемякиным – и всегда гордился, что принадлежит к роду Кардановых».
«Первые следы Кардановых в России обнаружены еще в XVI веке, когда их послы пришли к Ивану Грозному да так и остались на служение, о чем упоминает Карамзин. ...столбовые дворяне Предтеченские были католиками, приехали кто из Испании, кто из Греции. Только во мне намешано столько кровей...»
Мама — Юлия Предтеченская, актриса.
Слайд 3Где учился?
Где и как работал?
Учился в средней художественной школе при Институте
живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде.
«Петербург воспитал меня как художника и человека. Помог создать свой мир - мир карнавалов, мир моих натюрмортов, который зарождался во мне в те далекие шестидесятые годы...».
В 60-е сменил множество профессий — был чернорабочим, лаборантом, такелажником...
«Я рос и формировался в другое время. Мы считали совершенно естественным жить в нищете, заниматься живописью по ночам, а днем вкалывать на государство, чтобы не увозили на 101-ый километр за тунеядство».
Первая выставка состоялась в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда» в 1962-м. Художественные работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Памятники и скульптуры установлены во многих городах мира.
Слайд 4Ученые степени и звания
Почетный доктор Университета Сан-Франциско (США).
Сидар-Крест Колледжа (США).
Европейской академии
искусств (Франция).
Российского государственного гуманитарного университета (Москва).
Университета Кабардино-Балкарии (Нальчик).
Народный художник Кабардино-Балкарии.
Действительный член Нью-Йоркской академии наук и Академии искусств Европы.
Слайд 5Термины.
Авангард—это прежде всего реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся
в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся их осознанный заостренно экспериментальный характер; революционно-разрушительный пафос, направленный на традиционное искусство и традиционные ценности культуры (истину, благо, святость, прекрасное); резкий протест против всего, что представлялось их создателям и участникам консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; в визуальных искусствах и литературе—демонстративный отказ от утвердившегося в 19 в. “прямого” (реалистически-натуралистического) изображения видимой действительности, или миметического принципа в узком смысле слова; безудержное стремление к созданию принципиально нового в формах, приемах и средствах художественного выражения; а отсюда и часто декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений и т. п.; стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств (в частности, на основе синестезии), их взаимопроникновению.
АНДЕГРАУНД (англ. underground букв. подполье) - художественные направления в современном искусстве. Для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, отказ от общепринятых ценностей, норм, от социальных и художественных традиций, нередко эпатаж публики, бунтарство. Андерграунд включает в себя неформальные, независимые или запрещённые цензурой виды и произведения искусства. Граница между андерграундом и мейнстримом всегда размыта, так как многие виды и произведения искусства, начинавшиеся как андерграунд, со временем стали популярными и массовыми.
Слайд 6Что такого сделал?
Издал в Париже альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского
художественного «андеграунда».
Автор цикла фильмов «Воображаемый музей Михаила Шемякина» об изобразительном искусстве (телеканал «Культура»).
Был художником-постановщиком балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в Мариинском театре в 2001 году.
Слайд 8Дела общественные
Основан Фонд художника Михаила Шемякина для культурных, научных, социальных и
благотворительных программ.
«Мы выставляем и продаём работы детей-инвалидов, маленьких пациентов онкологического центра, аутичных детей, а также заключённых колонии для несовершеннолетних. У каждого из них есть свой личный счёт, и так они узнают, что, оказывается, можно зарабатывать деньги самому, а не красть чужие велосипеды».
Основал Институт философии и психологии творчества в городе Хадсон и открыл филиалы института в Нью-Йорке и Владикавказе.
Слайд 9Известен тем, что…
Более сорока лет является представителем андеграунда — русского «неофициального»
авангарда. Создал трагически-гротескный памятник Петру I в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, а в Москве поставил памятник «Дети — жертвы пороков взрослых».
Слайд 10Достижения
Состоялась большая персональная выставка — более 600 работ — в Третьяковской
галерее, а также в Эрмитаже и Манеже Санкт-Петербурга (1995).
Работы находятся в постоянной коллекции в музеях: «Метрополитен» (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма "Яд ва-Шем" (Иерусалим) и Музей современного искусства (Тель-Авив).
Слайд 12О книге, посвященной Высоцкому – другу Михаила.
"Неистовость, корявость, взлеты, падения —
это черты, присущие и Высоцкому, и нашей матушке-России." — Михаил Шемякин.
Песни и стихи Владимира Высоцкого обрели свои лица, формы и оттенки.
То, о чём поэт спорил до хрипоты «на всю страну», можно увидеть воочию в работах Михаила Шемякина, который недавно выпустил книгу «Две судьбы».
В книге Шемякин приводит иллюстрации к стихам и песням Высоцкого и расшифровывает свои работы, такие же сложные, многослойные и философские, как и их прототипы.
Подготовленная издательством «Вита Нова», книга объединяет тексты песен Владимира Высоцкого, иллюстрации к ним и воспоминания художника о дружбе с поэтом.
Слайд 13В предисловии к изданию художник написал, что название книги несет в
себе довольно глубокий философский смысл: "Речь идет о двух неразделимых судьбах, объединенных любовью, болью, страданием и восторгом, - это судьбы России и Высоцкого. И это вмещает и друзей, и недругов, и "любимых и преданных женщин", и "черного человека", и печального светлого ангела. Об этом книга, об этом мои графические мечты".
Слайд 14Шемякин и Высоцкий познакомились в Париже в 1974 году, легко и
быстро подружились. Марина Влади не понимала, что их могло объединять, кроме «таланта и страсти к выпивкам».
Однако Шемякин это формулирует иначе: «Ангелы наши, творящие и любящие Свет, Красоту и Справедливость, узнали друг друга, а духи бесшабашности, буйного отчаянного веселья и разгула, сидящие в каждом из нас, узнали друг друга тоже».
Слайд 15Шемякин говорит, что одна из самых значимых для него работ –
это иллюстрация к песне «Купола», которую, как и многие другие свои произведения, Высоцкий также посвятил «другу Шемяке».
«Как вы знаете, там есть такие строки: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал».
Выясняется, что разговор идёт о русской душе – окровавленной, израненной, и это именно на неё накладываются золотые заплаты.
«Поэтому, когда я решил иллюстрировать эту вещь, я нарисовал церковный купол, с которого безбожники срывают крест.
Вся поверхность купола испещрена именами - их я брал наугад из расстрельных списков ленинградского мартиролога.
Это два огромных тома, где каждая страница – трагедия.
Всё это те люди, которые оказались неугодными системе – священнослужители, матросы, учителя, разнорабочие... "
Слайд 16Участвовал в скандалах
В 60-е годы был подвергнут принудительнуму лечению в психиатрической
больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником.
В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.
«Никаким "диссидентством" я не занимался, меня просто записывали в диссиденты. А я всего-навсего писал картины и пытался увидеть мир собственными глазами. Но это уже считалось преступлением. На тебя собиралось досье, и таким, как ты, полагалось сидеть в дурдоме или лагере. Когда происходили обыски, а потом меня сажали в сумасшедший дом...»
Слайд 17Люблю…
«Вся моя жизнь — где-то своеобразная аскеза... К еде я абсолютно
равнодушен и живу просто, как солдат. Сна бывает в сутки несколько часов, приучил себя спать сидя, обычно в машинах и самолётах. Отдых для меня — признак избалованности...».
«Для украшения интерьера использую сухие цветы, я их обожаю. Видите, на полках разложены десятки высушенных бутонов роз. В Америке принято делать сухие букеты, потому что цветы продолжают действовать своим ароматом».
Нью-Йорк
«Первый раз приехав в Нью-Йорк, я полюбил его ритм, его архитектуру. Меня привлек колоссальный эксперимент, основополагающий в творческой среде. Америка отзывается на мои запросы в творчестве. Там я выставляю свои сложные художественные эксперименты. В лучших университетах я читаю лекции студентам и профессорам. И меня встречает не снобизм, а энтузиазм».
Слайд 18Семья
Первая жена — Ребекка, дочь от первого брака — Доротея, занимается
живописью, графикой, скульптурой.
Вторая жена — Сара де Кей.
"Лет 20 назад она работала переводчицей на документальном фильме о Высоцком - его снимали американцы. Ей сказали: "В Нью-Йорке живёт его друг, свяжись с ним". Она восприняла это пожелание буквально и осталась со мной... Я женщин всегда выбирал, исходя из их выносливости. И первая жена у меня была такая, и вторая подруга, до Сары. Рядом со мной всегда идут настоящие солдаты, потому что жизнь у меня сложная, режим нечеловеческий. Порой мы с Сарой не спим по двое суток - она держится на кофе, я - на чае".
Слайд 19И вообще…
«Я служу России, но здесь на сегодняшний день я все
равно чувствую себя иноземцем, пришельцем, потому что я не вписываюсь в это общество. ...Я живу в России, которая находится не тут, а где-то выше. Но, как говорится, родню не выбирают, а я принадлежу этой стране душей и сердцем. Я ей служу и буду служить - это моя обязанность, это мой долг, это моя любовь к ней, к народу, который мне очень и очень жалко».
«Сам я ортодоксальный христианин, хотя и нерадивый изрядно. Я редко бываю в соборах, потому что у нас в Нью-Йорке во время больших церковных праздников образуется, как говорят здесь, тусовка».
Константин Кузьминский, поэт: «Шемякин гениален, капризен, работоспособен до невероятия, и истеричен. Щедр. Скандален. Благороден и полон интриги. Абсолютнейший мастер, мастер европейского класса и потому - слишком хорош для Америки. Его европейский эстетизм для нее непонятен. О нем нельзя говорить объективно...».