Слайд 2Содержание лекции
История возникновения и развития мезенской росписи.
Семантика мезенской росписи.
Традиционные
изделия под роспись.
Подготовка основы под роспись – инструменты, материалы, технологические приёмы (грунтование, шлифование, роспись, лакирование).
Практическая работа.
Слайд 4 Исследователь росписи В.С. Воронов, например, сказал о мезенской росписи:
«Это
орнамент, сохранивший в своих элементах глубочайшие пережитки архаики древнегреческих стилей, густым кружевом покрывает поверхности деревянных предметов».
Слайд 5История возникновения
мезенской росписи
Слайд 6История возникновения мезенской росписи
Предпологают что мезенская роспись возникла в начале XIX
века в низовьях реки Мезень Архангельской области.
Но доподлинно, как возникла роспись, из чего она появилась, никто не знает. Одни исследователи сравнивают ее с росписью Коми Республики, другие считают, что она взяла начало от древнегреческих изображений.
Слайд 7История возникновения мезенской росписи
С конца XIX века центром мезенской росписи становится
деревня Палащелье, поэтому мезенская роспись по дереву известна также как «палащельская роспись».
Слайд 8История возникновения мезенской росписи
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится
к 1815 году, хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах XVIII века, выполненных в мезенском регионе.
Слайд 9История возникновения мезенской росписи
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее
архаичным видам росписи, дожившим до нашего времени.
Рисунки имеют глубокие корни. Найдены наскальные изображения на берегах Белого моря и Онежского озера, которые перекликаются с рисунками Мезенской росписи.
Слайд 10История возникновения мезенской росписи
Благодаря подписям на прялках можно выделить семьи палащельских
мастеров, что уникально для, как правило, анонимного крестьянского искусства: Аксеновых, Новиковых, Федотовых, Кузьминых, Шишовых - тех, кто работал еще в 1920-е гг., в период угасания промысла.
В середине 1960-х годов Мезенская роспись была возрождена потомками старых палащельских мастеров: Ф.М. Федотовым в деревне Палащелье и С.Ф. и И.С. Фатьяновыми в селе Селище.
Слайд 12Мезенские прялки
Мезенские прялки были поистине уникальны. Во-первых, если обычные прялки состояли
из трех частей: днища, стояка и лопасти, то в Мезени прялки изготавливали цельные, для чего выбирали такие деревья, корень которых мог стать днищем.
Такие прялки называли «корневыми» или «корневушками».
Слайд 13Мезенские прялки
Прялка была своеобразным атрибутом девушек. Идя на посиделки, они несли
свою прялку лицевой стороной вперед, показывая всем, какая она красивая. Уходя в другую семью, девушка уносила прялку с собой, такие прялочки называли собойными.
В каждом доме прялка считалась очень ценным предметом, ее бережно хранили и относились к ней с уважением.
Слайд 15Мезенские прялки
Самая древняя датированная прялка с мезенской росписью относится к 1815
году.
Хотя изобразительные мотивы подобной росписи встречаются в рукописных книгах, выполненных в мезенском регионе в 18 в.
По стилю мезенскую роспись можно отнести к наиболее архаичным видам росписи, дожившим до 20 в.
Слайд 17Мезенские прялки
Доска имела свои четкие пропорции. Ширина должна были три раза
укладываться в ее длине.
Древесина пропитывалась льняным маслом. От этого ее структура становилась яснее и ярче.
Характер рисунка волокон во многом определяет и сам орнамент, который состоит из символов, как слова из букв.
Внутреннее содержание символов, точное происхождение, взаимная связь уже практически утрачены, но частично, всё же сохранились.
Слайд 18Семантика (символика)
мезенской росписи
Слайд 19Символика мезенской росписи
Каждая чёрточка, каждый квадратик, ромбик орнамента мезенской росписи, равно
как и каждая фигурка животного, птицы глубоко символичны.
Идущие ещё с наскальных рисунков символы огня, неба, земли, воды, воздуха, плодородия, урожая, достатка и многие другие, органично вплетены в орнамент мезенской росписи и, фактически, являются видом древнего письма.
Слайд 20Символика мезенской росписи
Ученые считают, что лицевая часть прялки, изображаемая очень строго,
делится с помощью геометрических узоров на три части:
небо, землю и подземное царство.
На небе изображались птицы и так называемое «окно», с помощью которого можно было общаться с Богом.
Дальше ряд за рядом изображали лошадей и оленей или дерево, часто с сидящей на макушке птицей.
В подземном царстве также рисовали оленей и лошадей, но заштрихованными черной краской.
Слайд 21Символика мезенской росписи
Из глубокой языческой древности (сам язык нам подсказывает «древо»
— «древнее») перешло «древо жизни» в христианские апокрифы под именем «райского дерева».
У него листья и плоды от всех деревьев, на ветвях поют сладкоголосые птицы, с ветвей капает мед, у корня бьет источник живой воды.
Слайд 22Символика мезенской росписи
Солярные знаки — всевозможные круговые, крестообразные изображения, символизирующие солнце.
В мезенской росписи они часто выражены свастиками (другое название «движущийся крест» - древнейший знак коловорота, движения солнца).
Также с культом солнца в славянской мифологии связывают коня и уточку: утром огнегривый конь возводил солнце на небосвод, а уточка прятала его на ночь в воду
Слайд 23Символика мезенской росписи
КОНЬ — это древний символ, непременное условие хозяйственного благополучия,
мечта о быстрой езде, о других краях...
Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту северную местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там.
Слайд 24Символика мезенской росписи
Земля. Прямая линия может означать и небесную, и земную
твердь, но пусть вас не смущает эта двузначность. По расположению в композиции (верх — низ) вы всегда сможете правильно определить их значение. Во многих мифах о создании мира первый человек был сотворен из праха земного, грязи, глины.
Материнство и защита, символ плодородия и хлеба насущного — вот что такое земля для человека. Графически земля часто изображается квадратом.
Слайд 25Символика мезенской росписи
Вода. Небесные воды хранятся в нависших облаках или проливаются
на землю косыми дождями, причем дожди могут быть с ветром, с градом. Орнаменты в косой полосе более всего отражают такие картины природных явлений.
Вода земная изображается волнистой линией и символизирует течение жизни – постоянный атрибут водоплавающих птиц.
Слайд 26Символика мезенской росписи
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи во множестве разбросанные в
мезенской росписи по орнаментам или рядом с главными персонажами — скорее всего означают воздух, ветер — один из первооэлементов природы.
Поэтический образ ожившего духа, чье воздействие можно увидеть и услышать, но который сам остается невидимым. Ветер, воздух и дыхание тесно связаны в мистическом символизме.
Бытие начинается с Духа Божия. Он как ветер носился над бездной прежде сотворения мира.
Слайд 27Символика мезенской росписи
Кроме духовного аспекта этого символа, конкретные ветры часто трактуются
как неистовые и непредсказуемые силы. Считалось, что демоны летают на яростных ветрах, несущих зло и болезни. Как и любая другая стихия, ветер может нести разрушение, но он также необходим людям как могучая творческая сила. Недаром мезенские мастера любят изображать обузданные стихии.
Штрихи ветра у них часто “нанизаны” на скрещенные прямые линии, что очень походит на ветряную мельницу (“Пойманный ветер”, — говорят дети).
Слайд 28Символика мезенской росписи
Огонь. В изобразительном плане все, что стремится к кругу,
напоминает нам солнце, огонь.
Как полагает академик Б. Рыбаков, мотив спирали возник в мифологии земледельческих племен как символическое движение солнечного светила по небесному своду.
В мезенской росписи спирали разбросаны повсюду: они заключены в рамки многочисленных орнаментов и в изобилии вьются вокруг небесных коней и оленей.
Слайд 29Символика мезенской росписи
Спиральные формы встречаются в природе очень часто, начиная от
галактик и до водоворотов и смерчей, от раковин моллюсков и до рисунков на человеческих пальцах. В искусстве спираль — один из самых распространенных декоративных узоров.
Сжатая спиральная пружина — символ скрытой силы, клубок энергии. Спираль, сочетающая в себе форму круга и импульс движения, также является символом времени, циклических ритмов сезонов года. Двойные спирали символизируют равновесие противоположностей, гармонию.
Противоположные силы, наглядно присутствующие в водоворотах, смерчах и языках пламени, напоминают о восходящей, нисходящей или вращающейся энергии (“коловорот”), которая управляет Космосом.
Восходящая спираль — мужской знак, нисходящая — женский, что делает двойную спираль еще и символом плодовитости и деторождения.
Слайд 30Символика мезенской росписи
Олень (лось) — знак дождя. Он вызывает дождь, цепляя
рогами тучи.
Оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому на Земле.
Слайд 31Символика мезенской росписи
Оленихи — небесные роженицы, они дарят жизнь всему живому
на Земле.
Красные кони — условный знак Солнца, его движения по небосводу.
Уточки, гуси, лебеди — души далеких предков, которые вьются вокруг и помогают нам в трудную минуту.
Ёлочки — олицетворение мужской силы.
Мифологическое дерево жизни — состоит из ствола, заполненного ромбиками, бесчисленными родами. Корни дерева завиваются в спирали, олицетворяющие подземный мир. Верхушка увенчана Солярным знаком — знаком небесного мира.
Волнистые линии водной стихии непременно сопровождают все прямые линии орнаментов, а также являются постоянными атрибутами водоплавающих птиц.
Ромб являлся символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка из ромбов означала родовое древо жизни.
Слайд 32Традиционные изделия
под роспись
Слайд 33Традиционные изделия под роспись
В конце XIX века в селе Палощелье на
берегу реки Мезень развился промысел - расписывались различные бытовые предметы: туески, лукошки, короба, но особую известность приобрели прялки.
Слайд 34Традиционные изделия под роспись
В Северодвинске, Архангельске (на предприятии "Беломорские узоры") и
других местах сейчас широко развернуто производство сувениров в мезенском стиле — подносы, чаши, солонки, декоративные доски, шкатулки и др. Среди изделий встречаются и колокольчики…
Слайд 37Обработка абразивными материалами
Перед началом работы с основой (изделием) необходимо подготовить поверхность
древесины.
Подготовка поверхности сводится к ее очистке, легкому зашкуриванию и грунтовке.
Очистить поверхность можно при помощи щетки, слегка влажной тряпки, а также другими способами.
Слайд 38Грунтование поверхности
Следующий этап - грунтовка.
Широкой плоской кистью наносят на поверхность
грунтовочный состав или акриловую краску.
Для больших поверхностей можно использовать валик.
Слайд 39Шлифование
Наждачной бумагой пользуются для шлифовки древесины после грунтования, в целях
придания поверхности гладкости и шелковистости, чтобы процесс сцепления с последующим декоративным покрытием был более эффективным.
Желательно применить как минимум два типа бумаги - с крупным зерном и более мелким.
Независимо от типа наждачной бумаги, шлифовать древесину можно только вдоль волокон!
Слайд 41Практическая работа.
1. Подготовьте инструменты и материалы для подготовки деревянной основы под
роспись:
Материалы: шпатлёвки, грунтовки, абразивные материалы.
Инструменты: кисти (тампоны, валики), шпатели, клееварку, ёмкости для приготовления грунтовок, шпаклёвок.
2. Подготовьте основу любого деревянного изделия под мезенскую роспись (доска, шкатулка, линейка и т.п.).
Слайд 42роспись
ШЛИФОВАНИЕ
СУШКА НЕ МЕНЕЕ 24 ЧАСОВ
ГРУНТОВАНИЕ (ПРОКЛЕЙКА, ПОКРАСКА)
ШПАТЛЕВАНИЕ (ЕСЛИ НЕОБХОДИМО)
ОЧИСТКА, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ШЛИФОВКА
Слайд 44Рейтинговая оценка:
Оценка результата:
20-25 баллов – «отлично».
15-19 баллов – «хорошо».
10-14 баллов –
«удовлетворительно» - необходимо вернуться к изучению темы.
Менее 9 баллов – «неудовлетворительно» необходимо вернуться к изучению темы.
Слайд 45Источники информации:
http://webartplus.narod.ru/folk129.html
E-mail: belomoruzor@mail.ru
http://mebelmarketry.ru/news/2010/teh_rospis_derevo
http://avtor-makhmutova.spb.ru/reading-place/list-on-a-tree/10-list-on-a-tree/52-craft-bases.html
http://traditio.ru/wiki/Мезенская_роспись