Слайд 1Макетирование
как творческий прием и как средство воспроизведения композиции.Материал для макетирования:
бумага,
картон, дерево, глина, гипс, пластилин, оргстекло, пенопласт, пластик и др.
Слайд 2Равновесие.
Равновесие всегда определяется зрительной осью.
«Это начало порядка. Представление об оси является
м.б. первым проявлением человеческого сознания. Роль оси в архитектуре – организация системы. Архитектура зиждется на осях.»
Ле Корбюзье
Слайд 3 Положение оси равновесия меняется в зависимости от изменения
массы элементов и их взаимного расположения по трем координатам. Разберем на фронтальной композиции, как меняется положение зрительной оси равновесия.
1.Два одинаковых параллелепипеда стоят на одной линии и образуют симметричную и уравновешенную композицию - ось равновесия совпадает с осью симметрии.
Слайд 42.Один из параллелепипедов увеличен при сохранении взаиморасположения. Композиция стала асимметричной.
Слайд 53.Увеличили толщину малого параллелепипеда. При этом ось равновесия переместилась к центру
и композиция снова уравновешена.
Слайд 64.Меньший параллелепипед выдвинули вперед, при этом он занял активное положение по
отношению к большому параллелепипеду. Ось равновесия снова в центральной части композиции.
Слайд 75.Малый параллелепипед под углом к большому и одновременно выдвинут вперед.
Слайд 8В результате перемещения параллелепипедов и изменения их массы ось зрительного равновесия
перемещается то влево, то вправо, происходит «колебание» оси равновесия.
Слайд 9Так же строится работа над объемной и глубинно-пространственной композициями. Ось равновесия
перемещается в любом направлении. Но композиция будет уравновешенной при проекции элементов, вписанных в круг или квадрат.
Слайд 10Осмотр макета сверху и со всех сторон дает возможность проверить условие
уравновешенности объемной композиции.
Слайд 11Три характера архитектурной композиции.
1. фронтальная композиция.
Слайд 133.Глубинно-пространственная композиция, построенная из одинаковых элементов.
Слайд 14Прежде, чем приступить к созданию сложных композиций, Вам необходимо познакомится с
их элементами, а также с приемами и методами их моделирования. Разберем приемы решения плоскостных элементов – пластика поверхности.
Плоскость и виды пластической разработки поверхности
Поверхность и типы их пластической разработки крайне разнообразны: типы членений в виде выступающих и западающих борозд различных очертаний, рельефов, профилей, орнаментов и плоскостей.
Слайд 15Членение рельефа может быть выступающим и заглубленным, горизонтальным, вертикальным и наклонным.
В архитектуре использование различных профилей членений с древних времен носит название «обломы».Величина их выноса должна быть небольшой, иначе плоскость превратиться в объем.
Слайд 16Образное решение поверхности зависит от ее структуры, конструкции и функционального назначения
при проектировании здания – это солнцезащитные решетки, выступающие части конструкции здания, общий тип пластической разработки здания.
Предложенное решение по образному решению поверхности здания должно быть творчески осмысленно, обладать закономерностью структурного построения и выявлять общий замысел автора.
В понятие пластической разработки поверхности входит разработка поверхности земли (подмакетник – это рельеф местности с горизонталями).
Слайд 17Роль подмакетника в решении объемной композиции.
Слайд 18Роль подмакетника в решении объемно-пространственной композиции.
Слайд 19
Одним из наиболее часто встречающихся примеров пластической разработки поверхности является орнамент.
Орнамент
– художественное украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов. Композиция орнамента разнообразна. Тип орнамента, его формы, мотив, трактовка обусловлены историческими, местными, национальными или стилистическими условиями.
Геометрический орнамент.
Слайд 20Орнамент растительный, то есть из растительных узоров.
Слайд 21Орнамент анималистический
Это изображение птиц, животных, людей.
Слайд 22Орнамент из фантастических образов.
Слайд 23Кулисные поверхности
Если общая композиция поверхности состоит из ряда плоскостей, располагающихся друг
за другом – такие поверхности называются кулисными. Они разнообразны по виду:
-имитация объема или целого ансамбля в ограниченном пространстве с небольшим выносом составляющих (сцена в театре, ширмы ,разделительные перегородки в выставочных залах, офисах и др.
Слайд 24В экстерьерном решении здания кулисные поверхности используются для фасада большой протяженности
с применением различных по характеру материалов (стекла, бетона и др.)
Слайд 25Шрифт.
Шрифт-это графическая форма букв, определяющих характер рисунка написанных букв. Выбор шрифта
сопряжен с рядом факторов, из которых ведущим является ассоциативный.
Также выбор шрифта зависит от техники исполнения его в натуре и от материала. Еще необходимыми требованиями, предъявляемыми к шрифту, м.б. изящность или массивность, строгость или живописность формы, но гармоничность их пропорций, простота и понятность - главные эстетические критерии
Слайд 26Трансформируемые плоскости
это плоскости, которые при последовательном сгибании составляющих их элементов преобразуются
в объем без использования клея.
Слайд 27При классификации всех видов трансформируемых плоскостей можно выделить три типа моделей.
1.Спирали
прямолинейные и криволинейные. Наиболее простые спирали прямоугольные.
Слайд 282. Трансформация плоскости с выдвинутыми элементами поверхности. Выдвижка образуется при складывании
листа под прямым углом (детские книжки).
Слайд 29Метод пространственного формообразования (содержит все способы трансформации листа -складывание, изгибание, разрезание)
получил современное название «оригамика» Старинное японское искусство «оригами» передавалось в Японии из поколения в поколение.
Слайд 30Трансформируемые плоскости как прием моделирования могут использоваться в декоративно-прикладном искусстве, архитектуре,
дизайне (выставки, витрины),пластический прием проработки стен, в книжной графике и др.
Слайд 31Простые объемные формы
Изучение объемно-пространственных форм начинается с простых геометрических тел, из
которых, как из детского конструктора создаются сложные объемы.
Слайд 32Для изготовления любого геометрического тела в макете необходимо вычертить его развертку
на бумаге или картоне.
Разверткой поверхности геометрического тела является плоская фигура, которая получается в результате совмещения всех граней или всех поверхностей, ограничивающих тело, с одной плоскостью.
Слайд 33Поверхности некоторых геометрических тел криволинейной формы нельзя развернуть в одну плоскость.
Для развертки таких поверхностей используют способы приближенной развертки.
Слайд 34Часто в макетах желателен показ внутренней структуры объекта, которая м.б. представлена
плоскостями различного вида и очертаний- спиралями или объемными формами.
Слайд 35На практике простые геометрические тела часто соединяются в сложные путем врезки
одного тела в другое. При изготовлении таких композиций требуется эскиз развертки.
Слайд 36Соединение объемов путем
врезки одного тела в другое под прямым углом
Слайд 37Сложные объемно-пространственные формы
Любое объемно-пространственное формирование предполагает дифференциацию и взаимосвязь отдельных элементов.
Выявление систем соподчинения элементов и основных типов их отношений – главное в изучении общих закономерностей построения композиции.
Слайд 38Структура композиционного построения объемно-пространственной формы основана на принципах сопоставления:
массивность - пространственность
легкость-тяжесть
симметрия-асимметрия
динамика-статика
контраст-нюанс
Первичные
свойства построения являются исходными для понятий, таких как пропорции, соподчиненность, масштабность
Слайд 39Тематическое макетирование
Слово «модель» (лат.»модулус»)- мера, образ. В наст. Время понятие «моделирование»
является способом отражения внешнего мира в познании человека. Модели помогают осуществить практическую проверку положения теории.
Слайд 40Процесс макетного моделирования делится на две части.
1.Процесс творческого поиска. Ведется поиск
формы с заменой деталей, подбором цвета и фактуры, соотношение частей. Т.о.выбирается система средств раскрытия и организации образов, их связей и отношений, создающих целостность и единство композиции.
2.Второй этап моделирования окончательный вариант авторского решения. Это есть завершение работы над макетом.
Сущность моделирования – в построении художественного произведения. Выбор темы композиционного решения обусловлен исходными требованиями или творческим выбором автора и базируется на целостности образного и стилевого решения.