Слайд 1Кузнецов Павел Варфоломеевич – русский и советский художник-символист (1878-1968)
Слайд 2Кузнецов Павел Варфоломеевич
Павел Кузнецов родился в Саратове в семье иконописца
(дед его был садоводом). Когда художественные наклонности мальчика ясно определились, он поступил в «Студию живописи и рисования» при Саратовском обществе любителей изящных искусств, где занимался в течение нескольких лет (1891—1896 гг.) под руководством В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки, там же встреча с В. Э. Борисовым-Мусатовым оказала на него серьёзное воздействие, как и на его одноклассника и друга, выдающегося скульптора А. Т. Матвеева, впрочем, как и на всю саратовскую художественную молодежь.
Блестяще выдержал вступительные экзамены в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1897. Учился: сначала у А. Е. Архипова, потом у К. А. Коровина и В. А. Серова. Учёба дала круг друзей и единомышленников, позже сформировавших художественное объединение «Голубая роза».
В 1902 году сблизился с В. Я. Брюсовым и символистами. Сотрудничал с изданиями символистского толка: журналами «Искусство», «Золотое руно», входил в объединение «Мир искусства».
В 1902 году Кузнецов совместно с К. С. Петровым-Водкиным и П. С. Уткиным расписали церкви Казанской Божьей Матери в Саратове. Находясь на острие художественной мысли того времени (участвуя в деятельности «Мира искусства»), талантливая молодёжь и в церкви попыталась вольно обойтись с канонами, что вызвало взрыв общественного негодования и их росписи были уничтожены.
Слайд 3Выставки
Париж (1906)
«Голубая роза» (1907)
Париж (1923)
Слайд 4Кузнецов Павел «Девочка на солнце» 1901-1902 Холст, масло
Слайд 5Кузнецов Павел «Садик в Саратове» 1901-1902 Холст, масло
Слайд 6. Кузнецов Павел «Голубой фонтан» 1905 Темпера, холст
Слайд 7
Кузнецов Павел «Весна в Крыму» 1910 Холст, масло
Слайд 8«Мираж в степи»
Картина получила очень девственный и исключительно поэтический окрас.
Праздное и некое лирическое звучание, даже более глубокое, чем есть на самом деле.
Зрителю становится понятно, что весь антураж, предметы, человеческие фигуры, будто случайно увиденные мастером, специально выполнены немного размыто и расплывчато, будто привиделись не только художнику, но и впоследствии зрителю.
Люди, изображенные на полотне, в степи будто мираж, и их образы мимолетны, на фоне чего-то вечного, именно поэтому, создаются такие призрачные образы, что упрощает их цветовой отблеск и восприятие, до каких-то невесомых фигур, но они-то как раз и являются центром картины, позволяющие понять основную задумку.
Можно обратить внимание, что изгибы и наклоны фигур, повторяются в линиях юрт, что на заднем плане. Мазки довольно широкие, даже чувствуется вибрация при их нанесении, именно они и передают дух пространства. Мастер показывает степь, разомкнутое пространство, что превращается в поток гаммы цветов.
Такая техника создает особенный матовый стиль, наполняя картину свечением
Слайд 9Награды
В 1901–1902 годах, будучи студентом, Павел Кузнецов дважды награждался двумя малыми
серебряными медалями. В 1929 году он был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1937 году за панно "Жизнь колхоза" художник был награждён серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.
Слайд 10Память
В Саратове с 1988 года работает дом-музей Павла Кузнецова, расположенный в
восстановленном особняке его родителей, где он провёл детство и делал первые шаги как художник.
Слайд 11Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Слайд 12Петров-Водкин Кузьма Сергеевич – выдающийся российский и советский художник, теоретик искусства.
Кузьма Сергеевич родился 24 октября 1878 года в Хвалынске в семье сапожника. В детстве обучался в четырёхклассном училище, в эти годы имел возможность наблюдать за работой местных иконописцев, с чего началось увлечение живописью. В 1893 году после окончания школы работал в судоремонтных мастерских, предпринял неудачную попытку поступить в Самарское железнодорожное училище. В последующие два года учился живописи у Ф. Е. Бурова, после чего вернулся в Хвалынск. На родине его познакомили с находившимся в Хвалынске петербургским архитектором Р. Ф. Мельцером, который заинтересовался талантом юного художника и увёз его в столичное Центральное училище технического рисования Штиглица. С 1897 по 1905 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова. В дореволюционные годы путешествовал (в частности по Италии, Северной Африке), сотрудничал с театрами, для которых оформлял декорации, писал теоретические статьи (в основном исследование перспективы) и сочинял прозу. Раннее творчество художника было большей частью сконцентрировано на изображении обнажённой натуры. На этом этапе Петров-Водкин испытывал сильное влияние символизма и модерна. Визитными карточками художника стали работы "Купание красного коня" 1912 года и автопортрет, написанный в 1918 году. В дальнейшем после Октябрьской революции и женитьбы основными темами были исторические мотивы, сцены из сельской жизни, портреты. В советские годы Петров-Водкин преподавал в ряде художественных институтов и мастерских, был одним из реорганизаторов системы художественного образования в стране. В августе 1932 года был избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников. Умер 15 февраля 1939 года в Ленинграде, похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.
Слайд 13«Купание красного коня» 1912 год
Эта картина впечатляет размахом и яркостью красок.
Цветовой выбор построен вокруг контраста красного и синего. Также заметно типичное для символизма уплощение форм вместе с заполнением большей части холста одним и тем же тоном.
Багровый конь на этой картине понимается зрителем точно так же — как аллегория с Россией, вырывающейся из рук молодого наездника, еле справляющегося с вожжами.
Сюжетным, цветовым и композиционным центром картины безусловно является конь. Он так огромен, что даже не виден в полный рост, он просто не помещается на полотно целиком. Он буквально излучает мощь. Огненно-красный, кроваво-красный конь на этой картине делает ее совершенно нереальной. Он будто сознательно позволяет наезднику на себе удержатся. Его зрачок, устремленный в сторону зрителя, создает необычное чувство, будто животное думает о чем-то немыслимо важном, будто знает что-то очень существенное, но мы, людям, не в состоянии его услышать.
Молодой парень без одежды, сидящий верхом, подчеркивает окрас коня еще сильнее и еле сдерживает его вольный порыв. Эта своенравность животного усиленна концентрическими кругами на фоне его копыта, в то время как остальное водное пространство находится в состоянии спокойствия.
Слайд 14«На линии огня»
Движения военных плавные и замедленные. А выбранный художником композиционный
принцип позволяет рассмотреть героев и сбоку и сверху. Петров-Водкин удачно передал образ Земли именно как планеты. Военные будто поднимаются к какой-то вершине, но не могут подняться. И в целом образ этот весьма трагичен. Второе название этого полотна – «Первая немецкая война». Солдаты русской армии гибнут с полными ужаса и отчаяния глазами. Их задача – спасти, защитить царя и отечество. Вот только им не удается сделать ни то, ни другое. Складывается впечатление, что они сейчас также медленно упадут один за другим замертво на землю. И каждого будет эта паника и этот ужас в широко раскрытых глазах.
Картина четко выражает то трагическое время, когда страна буквально разваливалась на глазах, но каждый твердо верил в счастливое светлое будущее.
Слайд 15«Богоматерь умиления злых сердец»
Весомый опыт религиозных изображений художник получил ранее, во
время росписи стен церкви при Ортопедическом институте в Санкт-Петербурге. Затем мастер принимал участие в декорировании стен собора, расположенного в Кронштадте. Храм в Суме также расписан его рукой. Церковная деятельность оказала влияние на восприятие Петрова-Водкина. В 1915 году он закончил работу над изображением матери Божьей в образе простой крестьянки, кормящей ребенка грудью. Полотно получило название «Мать».
«Богоматерь умиления злых сердец» создавалась автором в период Первой мировой войны в 1915 году. Ее название перекликается с понятием иконописи Русской Православной церкви «Умягчение злых сердец». Полотно несет в себе отпечаток трагических для страны и людей событий военного времени. Несмотря на свои относительно небольшие размеры, картина является монументальным образцом живописи. Божья матерь на полотне покрыла голову красным платком. Ее ладони несут в себе успокоение и благословление.
В левой части картины имеется силуэт Богородицы с младенцем. Справа – Иисус Христос на распятье. Встревоженный, трепетный, сострадательный образ – один из сильнейших подобных шедевров, воздействующих на эмоции и чувства зрителя.
Слайд 16«Черемуха в стакане»
Что особенно уникально и ярко проявлено в этом произведении
– особый вариант перспективы, переданный художником. Весь натюрморт видится как бы сверху, создается необычная трехмерность изображения. Все детали группы перемежаются, прячутся друг за другом, но, наряду с этим, находятся на одной плоскости. Это неправильно, ведь получается, что все, что видимо глазу, должно скатиться вниз. Но именно в этом противодействии заключена особенность картины и творчество Петрова-Водкина. Это порождает напряженность атмосферы и эластичность пространства, которым он так умело жонглирует.
Многие не принимали и не понимали это видение мастера. Но художник оставался верен себе, постоянно находясь в поиске так называемой «подвижной» видимости. Петров-Водкин жаждал расширения художественных границ своих полотен. Уходя от сферической и классической перспектив в творчестве, он прибегал, фактически, к преображению художественного мира, извлечению нового путем искривления и нарушения правильности академических правил построения перспективы.
Слайд 17«Фантазия»
Дата создания полотна – 1925 г. Художник в расцвете творческих сил
являет миру новый шедевр. Фоном выступает пейзаж природы с городским ландшафтом. Мазки кисти плавные и ритмичные. Фоновые краски спокойные, соответствуют природным. Зеленый, синий и оттенки коричневого разбавлены белыми полосами.
Центральный герой картины – юноша, сидящий на алом коне. Ярко-красный цвет скакуна захватывает основное внимание. Он выступает как цвет революционный, огненный, стремительный. Фигура животного зависла в прыжке, она кажется парящей над землей. Красного коня трактуют как символ самой Октябрьской революции. Настолько значимым было это событие для русского художника, и для судьбы страны.
Непривычным является характер построения композиции. В картине практически отсутствуют строгие горизонтальные и вертикальные линии. Вместо них живописец взял за основу наклонные оси. Горы, очертания равнин, даже перья облаков расчерчены хаотично. Эффект задает динамику изображению и делает все пространство композиции сферичным.
Простой и лаконичный фон сочетается на картине с фантастической главной фигурой. В итоге изображение кажется поэтичным, возвышенным и таинственно притягательным.
Слайд 18Память
На родине в Хвалынске в честь Петрова-Водкина названа улица, возле дома
культуры установлен памятник художнику. В городе также открыты его дом-музей и картинная галерея. Основанное в 1973 году Самарское художественное училище носит имя Петрова-Водкина. К 100-летию со дня рождения живописца в СССР были выпущены памятные почтовые марки.