Слайд 2Живопись и скульптура. От авангарда до модерна.
Слайд 3«Мир искусства»
На рубеже XIX-XX вв. модернистские поиски привели к складыванию группы
художников, объединяющихся вокруг журнала «Мир искусства» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов, Е.Е.Лансере, Л.С.Бакст, Н.К.Рерих, И.Э.Грабарь). «Мирискуссники» пропагандировали индивидуализм, свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них – красота и традиции русской национальной культуры. Особое внимание они уделяли возрождению и новой оценке наследия прошлых эпох, а также популяризации западно-европейского искусства.
Слайд 4А.Н.Бенуа «Прогулка короля» (1906)
Слайд 5А.Н.Бенуа «Парад при Павле Первом»
Слайд 10Б.М.Кустодиев «Масленица» (1916)
Слайд 12Пленэризм
Пленэ́ризм — термин, обозначающий передачу в картине всего богатства изменений цвета,
обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. В этом направлении работали художники В.А.Серов, И.Э.Грабарь, К.А.Коровин.
Слайд 13В.А.Серов «Девочка с персиками» (Портрет В.С.Мамонтовой) (1887)
Слайд 14В.А.Серов «Портрет М.Н.Ермоловой» (1905)
Слайд 15В.А.Серов «Похищение Европы» (1910)
Слайд 17К.А.Коровин «У балкона. Испанки Леонора и Ампара» (1888-1889)
Слайд 18К.А.Коровин «Портрет Ф.Шаляпина»
Слайд 20«Союз русских художников» (1903-1923)
В начале XX в. традиции пленэризма получили дальнейшее
развитие в деятельности московского объединения «Союз русских художников», противопоставивший себя «Миру искусства». Среди его членов выделяются К.Ф.Юон и И.Э.Грабарь.
Слайд 22К.Ф.Юон «Мартовское солнце» (1915)
Слайд 23Б.Борисов-Мусатов «Весна» (1901)
Слайд 25Пленэризм в скульптуре. П.П.Трубецкой. Памятник Александру III (1900-1906)
Слайд 29Ранний русский авангард
Родоначальником русского авангарда принято считать общество «Бубновый валет», основанное
М.Ларионовым в 1910 г. Ядро группы составили И.Машков, П.Кончаловский, А.Лентулов, Р.Фальк.
Также представителями русского авангарда были К.С.Малевич, М.З.Шагал, К.Петров-Водкин.
Художники этого направления разработали собственную живописную систему, в которой приемы кубизма и фовизма (буйство красок) сочетались с восточной орнаментальностью и мотивами русского народного творчества.
Слайд 30М.Ф.Ларионов «Отдыхающий солдат» (1911)
Слайд 31А.В.Лентулов «Василий Блаженный» (1913)
Слайд 32И.И.Машков «Портрет Е.И.Киркальди»
Слайд 35К.С.Петров-Водкин «Купание красного коня»
Слайд 36К.С.Петров-Водкин «Петроградская Мадонна»
Слайд 37Объединение «Ослиный хвост»
В 1911 г. один из идеологов русских авангардистов М.Ларионов
и его спутница Н.Гончарова покинули «Бубновый валет» и создали новое объединение «Ослиный хвост», в которое вошли К.Малевич и В.Татлин. Экстравагантность и провакаторство.
Слайд 40Объединение «Союз молодежи»
В Петербургское объединение «Союз молодежи» (1913-1914) входили П.Филонов, Д.Бурлюк,
К.Малевич, В.Татлин.
Слайд 41П.Филонов «Формула петроградского пролетариата»
Слайд 42П.Филонов «Корабли. Ввод в мировой расцвет»
Слайд 43Абстрактное искусство. К.Малевич «Черный квадрат» и «Суперматизм»
Слайд 44Архитектура. Стиль модерн. Ф.И.Шехтель. Ярославский вокзал в Москве.
Слайд 45Влияние имперессионизма в скульптуре. А.С.Голубкина «Старость»
Слайд 47Неоклассицизм в архитектуре. И.И.Рерберг. Киевский вокзал.
Слайд 48Неорусский стиль в архитектуре. А.В.Щусев. Казанский вокзал.
Слайд 49Ф.И.Шехтель. Здание Художественного театра в Москве.
Слайд 50Р.И.Клейн. Музей изобразительных искусств в Москве.
Слайд 51И.В.Жолтовский. Здание Госбанка.
Слайд 52Музыка. Поздний русский романтизм.
Композитор А.Н.Скрябин (1872-1915) соединил музыку с игрой цвета.
Его произведения – «4-я фортепьянная соната», «Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Поэма огня».
Композитор С.В.Рахманинов (1873-1943) написал большое количество романсов, симфоний, концертов, сюит, три оперы («Скупой рыцарь», «Алеко»).
Произведения А.К.Глазунова – балет «Раймонда».
Слайд 54И.Ф.Стравинский. Балет «Жар-птица»
Слайд 55Вокальная деятельность Ф.И.Шаляпина