Слайд 2КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО, течение в авангардистском искусстве 1960 - 90-х гг., поставившее
своей целью переход от традиционных художественных произведений к созданию "художественных идей-концептов", часто не имеющих устойчивой художественной формы и воплощенных в виде графиков, диаграмм, схем, формул и т.д.
Слайд 3Один из основателей Дж. Кошут в своей программной статье “Искусство после
философии” (1969) назвал Концептуализм “пост-философской деятельностью”, пришедшего на смену традиц. искусству и философии.
Слайд 5Первая выставка концептуалистов состоялась в 1969г. В Нью-Йорке, в ней приняли
участие Дж.Кошут, Дуглас Хьюблер, Роберт Бери и Лоренс Вейнер.
Слайд 6На первый план в Концептуализме выдвигается концепт – формально-логич. идея вещи,
явления, произведения искусства, его вербализуемая концепция, документально изложенный проект
Слайд 7Джозеф Кошут, "Один или три стула", 1965.
Слайд 8
Суть арт-деятельности усматривается Концептуализма не в выражении или изображении идеи, а
в самой “идее”, в ее конкр. презентации, прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов типа кино-, видео-, фонозаписей.
Слайд 9Художники-Концептуализм
Значительное влияние на концептуалистов оказала деятельность теоретика и практика дадаизма Марселя
Дюшана
Слайд 11Марсел Дюшан писсуар «Фонтан» (1918),
Слайд 12Марсел Дюшан «Мона Лиза» с усами,1919
Слайд 13Марсел Дюшан велосипед на табуретке (1913)
Слайд 14Подчеркивая это влияние, английский концептуалист Брюс Науман сфотографировался выплевывающим струю воды
и назвал изображение Автопортрет фонтана .
Слайд 15Брюс Науман " автопортрет фонтана"
Слайд 16Bruce Nauman - Double Poke in the Eye II, 1985.
Слайд 17Концептуализм в литературе.
В 1976 американский писатель Реймон Федерман опубликовал роман На
ваше усмотрение, который можно читать по желанию читателя с любого места, тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы
Слайд 19В 1979 Жак Риве выпустил роман Барышни из А., составленный из
750 цитат 408 авторов.
Слайд 20В 60-е годы ВАЛИ ЭКСПОРТ начинает работать как свободный художник, делает
видеоинсталляции, занимается цифровой и концептуальной фотографией, сочетает тело с различными материалами.
Слайд 22ВАЛИ ЭКСПОРТ, новатор в области перформанса и кино, создала философию феминистского
акционизма и использовала женское тело в мультимедийных перформансах в целях критики мужского взгляда. В 1960-е годы художница экспериментировала в основном в рамках «Расширенных фильмов», исследуя возможность замены киноматериалов (экрана, проектора и т. д.)
Слайд 23Концепт, тело, пространство, время, парадоксы перцепции, пол, сексуальность, социум, его конфликты
взаимосвязаны. Тело в этом случае является скорее перцептивно-когнитивным инструментом, с помощью которого может произойти пересечение этих тем. Оно само работает как производитель не только эмпирического, но и трансцендентального, — ведь тело не только осязает и чувствует, оно еще и орудие записи пространства и времени, окружающей среды — орудие их моделирования.
Слайд 25Художница как будто бы пытается делать маникюр, но делает это кухонным ножом и опускает руку
в молоко. Когда она ее вынимает, мы видим, что пальцы в крови. Она продолжает скрести кровоточащие пальцы, опуская руку в молоко, пока оно не становится красным. Все эти образы можно истолковать символически, но на самом деле, они являются скорее документами определенной этической реальности. А именно, того, что социальные роли не обеспечивают сокрытия того ужаса, который порой стоит за жизнью социума.
Слайд 26
Перформансы Экспорт можно было бы скорее сравнить с сократической майевтикой, целью которой является
не шок аудитории или завоевание художественного сообщества
Слайд 28Вали Экспорт. Конфигурация с красной рукой. Ч/б фотография, раскраска красной акварелью.
1972
Слайд 31Джозеф Кошут. Зачёркнутый. Перевёрнутый. 1988
Слайд 32Джозеф Кошут. Проект с флагом. 1988
Слайд 34Сол Ле Витт
Сол Ле Витт— американский художник, одна из ключевых фигур
минимализма и концептуализма, автор теоретических работ по концептуализму.
Слайд 35БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Родился в 1928 году в городе Хартфорд (США, штат Коннектикут) в
семье еврейских эмигрантов из России. Благодаря инициативе матери начал учиться в школе искусств Хартфорда.
С 1949 года изучал историю искусств в Сиракузском университете, после окончания обучения путешествовал по Европе.
Участвовал в Корейской войне: служил сначала в Калифорнии, потом в Японии и Корее. Переехал в Нью-Йорк в 1950-х, где учился в Школе визуальных искусств, параллельно работая в журнале.
Позднее работал дизайнером у архитектора Пея. В 1960 году начал работать в Музее современного искусства (MoMA).
Принимал участие в проектах концептуального искусства и лэнд-арта.
Слайд 36В 1978-1979 гг Музей современного искусства в Нью-Йорке устроил первую ретроспективу
Ле Витта.
В 1992 году состоялась выставка Sol LeWitt Drawings 1958—1992 в Нидерландах, которая потом путешествовала три года по музеям Великобритании, Германии, Франции, Испании, США.
В 1996 Музей современного искусства в Нью-Йорке организовал выставку Sol LeWitt Prints: 1970—1995.
В 2007 году умер в Нью-Йорке, причиной смерти стал рак.
ТВОРЧЕСТВО
На Ле Витта оказали сильное влияние русские авангардисты и конструктивисты.
Можно сказать, что как художник, Сол Ле Витт вышел из «Черного квадрата» Малевича.
Слайд 37Куб Ле Витт называл своей «базовой единицей».
Слайд 38Сол Ле Витт. Серийный проект N1, 1966-1985
Слайд 41
Картина: Not Straight Brushstrokes in All Directions
Слайд 42http://kino-rating.ru/622746-Sol-LeWitt-smotret-online.html