Слайд 1КОМПОЗИЦИЯ В АРХИТЕКТУРЕ
ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Слайд 2Архитектурной композицией называют определенное закономерное расположение и сочетание всех внешних и
внутренних элементов здания, гармонично согласованных между собой и образующих единое целое.
Закономерное расположение нескольких или многих зданий в сочетании их с внешним пространством также составляют еще более сложную композицию — ансамбль.
Слайд 3СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
1.Простейшее средство создания единства — придание
объему здания простой геометрической
формы.
2. В сложном ансамбле здания
единство достигается соподчинением:
главному объему - композиционному
центру, которому подчиняются второстепенные части здания
Единство архитектурного произведения достигается рядом композиционных и художественных средств.
Эйфелева башня в Париже
Слайд 4СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
3.Композиционными
средствами являются также
тектоника -
художественно выявленное
конструктивное строение здания
4.
Ориентация - направленность частей
архитектурного сооружения в сторону композиционного центра
Слайд 5СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
5. Симметрия - важное средство достижения единства и художественной
выразительности композиции в архитектуре .
Симметричными считают тождественные элементы формы относительно точки (центра), оси ил и плоскости симметрии.
Мавзолей Тадж – Махал в Агре
Слайд 6Храм Василия Блаженного Покровский собор
Слайд 8СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
5.Асимметрию.
Средством создания единства в асимметричных композициях является зрительное равновесие
частей по массе, фактуре, цвету и пр.
Роль асимметрии в композиции архитектурных форм состоит в выявлении динамики художественного образа сооружения.
В сложных композициях могут сочетаться симметрия и асимметрия
Слайд 9СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
7.Доминанта - главенствующая идея, основной признак
В композиции -
это не всегда самый крупный элемент , это может быть самая мелкая обособленная форма, создающая пластический конфликт.
8.Одно из средств создания композиционного единства — масштабность: соразмерность формы и ее элементов по отношению к человеку, окружающему пространству и другим архитектурным формам.
Слайд 10СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
Ритм – это изменяющееся повторение в композиции.
Ритм
- важное средство приведения элементов архитектурных форм к единству -(соразмерность, стройность), с помощью которого достигается необходимая соразмерность и выразительность произведения архитектуры.
Слайд 11СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
9 и 10. Другими средствами художественной выразительности в создании
единства композиции являются контрастные и нюансные отношения элементов формы, а также отношения равенства, или тождества.
1.
2.
Слайд 12ВИДЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ
фронтальная;
объемная;
высотная;
глубинно-пространственная.
Слайд 13В основе композиции лежит распределение элементов формы по двум координатам: вертикальной
и горизонтальной.
ФРОНТАЛЬНАЯ
Слайд 14ФРОНТАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Фронтальная композиция отличается преобладанием размеров по
протяженности здания над размерами
по глубинной координате.
В связи с этим построение композиции внешних объемов осуществляется преимущественно в фасадных плоскостях. Фронтальные композиции присущи большинству дворцовых и
учебных зданий.
При размещении таких зданий в застройке учитывается, что для обеспечения целостного восприятия их фронтальности необходимо свободное пространство перед ними (площадь, парадный двор).
Слайд 15ПЛОСКОСТНАЯ ФРОНТАЛЬНОЙ
КОМПОЗИЦИЯ
Плоскостность фронтальной
композиции обогащают
включением отдельных
объемных или глубинных
элементов.
В качестве последних
используют такие
функциональные элементы
зданий:
сквозные проезды,
галереи,
лоджии,
эркеры,
выступающие
объемы групп входных
помещений и прочие.
Слайд 16ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Объемная композиция представляет собой форму, развитую
по трем координатам, воспринимаемую со
всех сторон.
Слайд 17ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Присуща большинству зданий цирков, крытых рынков, крытых спортивных сооружений или
выставочных павильонов.
Размещение объектов объемной композиции в застройке должно обеспечивать возможность
всестороннего обзора и в свою очередь требует согласование форм всех фасадов
Стадион с спортивным комплексом
Слайд 18ОБЪЕМНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Объемная композиция сокращениям в перспективе. всегда взаимодействует с окружающей средой.
Слайд 19ВЫСОТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Высотная композиция отличается преобладанием размера высоты сооружения над его размерами
в плане.
Слайд 20ВЫСОТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Высотные композиции присущи древним культовым и оборонительным зданиям и
сооружениям (храмы,
колокольни, минареты, крепостные башни) и современным высотным офисам, гостиницам, а также инженерным сооружениям — телевизионным, водонапорным, радиобашням.
В высотных сооружениях композиционно выявляется ведущая роль вертикальной координаты с помощью соответствующей системы членений и их пропорциональной согласованности.
Слайд 21ВЫСОТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
В архитектуре прошедших веков ведущим приемом гармонизации высотного объема служило
его членение на ярусы, массивность которых убывала по высоте, а высоты ярусов пропорционально согласовывались с учетом перспективных искажений их действительных размеров при восприятии композиции с основных точек зрения.
Слайд 22ГЛУБИННАЯ ИЛИ ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
В основе художественного облика этой композиции – расстановка
объемов в пространстве, где пространство преобладает над элементами, а зритель воспринимает этот облик целиком.
Слайд 23ГЛУБИННАЯ ИЛИ ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Композиция отличается развитием
преимущественно по глубинной координате.
Ее применяют
в целях организации продольно-осевых пространств в градостроительстве или интерьеров анфиладного типа.
В градостроительстве характерно ее применение для обеспечения архитектурного единства относительно узких продольно-осевых уличных пространств, ориентированных на расположенный в глубине этого пространства главный объект.
Для усиления единства композиции фасады зданий обстраивающих улицу проектируют одинаковыми элементами.
Слайд 24ГЛУБИННАЯ ИЛИ ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ
КОМПОЗИЦИЯ
Такое композиционное
построение может
относиться как к одному, так и
к группе зданий.
Существует два основных
вида глубинного пространства:
внутреннее(интерьер)
и внешнее(архитектура
ансамблей).
Слайд 25АНСАМБЛЬ В АРХИТЕКТУРЕ
Ансамбль в архитектуре - совокупность зданий и прилегающей среды,
приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
Ансамбли бывают городские, загородные и парковые
Слайд 26ТИПЫ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ
КОМПОЗИЦИИ АНСАМБЛЕЙ
- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться вдоль вытянутой
площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п.
- замкнутое пространство, ограниченное зеленью или застройкой.
К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади,
внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
- свободное пространство без строгих границ, в котором здания
располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных
линейных границ площади или улицы;
- панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы,раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка.
Слайд 27ГЛУБИННО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Эта перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо приводить
к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может быть главным элементом по отношению к окружающему
Слайд 28ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО
К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые
площади,
Слайд 29СВОБОДНОЕ ПРОСТРАНСТВО
В этом случае элементом, определяющим пространственную
среду, служат природные границы или
периметральные
Слайд 30ПАНОРАМА
В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт
застройки и высотные сооружения.
Слайд 31ПАНОРАМА
Один из основных приемов построения архитектурного ансамбля - постановка его композиционных
узлов:
зданий, выделяющихся в застройке своим масштабом, композицией или являющихся историческими памятниками архитектуры;
монументов, посвященных важным событиям и видным деятелям.
Крупными композиционными узлами в ансамбле городской застройки могут быть центры площадей.
Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт- Петербурга