Слайд 1КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ, ИХ ВИДЫ И РОЛЬ В КОМПОЗИЦИИ.
Слайд 2 Практически любая композиция из любого вида
или жанра искусства становится схемой, удобной для контроля и анализа используемых принципов. Любая живописная или графическая работа мыслится в виде пятен, линий, тональных и цветовых составляющих (пример - авангардизм, когда художник останавливается на определенном уровне реализации схемы или делает попытку реализовать схему нестандартными средствами). В динамических искусствах (кино, например) - на общий экранный кадр накладывается сюжетная композиция или ряд таких композиций.
Слайд 3ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ?
Любая композиция, коллаж или картина по сути являются схемой на абстрактном уровне мышления, и в процессе разработки уже обрастают более-менее реалистичными элементами на уровне сюжета. На первом этапе работы художник сразу определяет схему, а затем начинает наполнять ее «жизненными» элементами, хотя выбирает он ее в любом случае от своего конкретного замысла (некоего виртуального конечного образа, существующего у него в голове).
Именно схема в предельно общих чертах выражает суть его композиции.
Слайд 4ВИДЫ КОМПОЗИЦИОННЫХ СХЕМ
Веками художники искали наиболее выразительные композиционные
схемы, в результате мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы изображения размещаются не хаотично, а образуют простые геометрические фигуры (треугольник, пирамиду, круг, овал, квадрат, прямоугольник и т. п.), вдоль которых перемещается взгляд наблюдателя в соответствии с законом направления движения (см. законы восприятия).
Слайд 5Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение, картина.
Этим полем может служить лист бумаги или холст определенного размера и формата, или пространство стены, или поверхность объемного предмета (упаковки).
Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Изображение находится в зависимости от размера, пропорций сторон, формы поля и от окружающей среды.
Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия, (о чем уже говорилось выше). В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его. Если представить поле в виде правильной геометрической фигуры, то легко обнаружить эти активные точки. Например:
В прямоугольнике наиболее активны точки, лежащие на центральной оси и горизонтали, пересекающей ее в оптическом центре: точки, лежащие на диагоналях, точки, обозначающие пропорции золотого сечения; точки, лежащие на границах овала, который вписывается в данный прямоугольник;
В квадрате - точки, лежащие на диагоналях; точки, лежащие на пересечении диагоналей с окружностью, вписанной в квадрат; точка пересечения диагоналей.
В круге - центр круга и точки вокруг него и чуть выше геометрического центра; точки, лежащие на сторонах пятиугольника, вписанного в круг и на его диагоналях.
В треугольнике - в зоне пересечения высот биссектрис и медиан.
Таким образом, геометрическая фигура сама по себе уже содержит "активные точки", на которых концентрируется внимание и поэтому ясно, что композиция не может игнорировать воздействие этих точек, обусловленное спецификой зрительного восприятия.
Слайд 6
Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением,
совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля.
В вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S - образную форму. Для круга - характерно движение вдоль окружности. Для многих фигур характерно движение по горизонтали и вертикали, составляющее крест.
Мастера эпохи Возрождения и последующих эпох - Рафаэль, Пуссен, Делакруа, Суриков - придавали большое значение композиционному построению, признавая роль композиционных схем, "основных линий", "активных точек", сознательно учитывая их воздействие в своих произведениях.
Слайд 7Равнобедренный треугольник
И. ВИШНЯКОВ.
Портрет Ксении Тишининой
Слайд 8Равносторонний треугольник
Н. ПУССЕН.
Пейзаж с Полифемом
Слайд 9Круг
П. РУБЕНС.
Снятие с креста
Слайд 10Квадрат
Н. ПУССЕН.
Аркадские пастухи
Слайд 11Овал
К. ЛОРРЕН.
Пейзаж с мельницей
Слайд 12Пирамида
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Мадонна в гроте
Слайд 14ОТКРЫТАЯ СХЕМА.
Если необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то
не следует его перегораживать с боков, ограничивать какими-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линий - из центра.
Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к скольжению по спирально расширяющейся траектории. Чаше всего композиция складывается из множества равноправных центров, заполняющих поле изображения.
Слайд 15ЗАМКНУТАЯ СХЕМА.
Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого
подойдет замкнутая, закрытая, статичная композиция. Основные направления линий стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимо решение.
Слайд 16Схемы простых композиций (по А. Кищук). Взято отсюда: http://landscape.totalarch.com/composition_landscape_paintings
Слайд 18ТОНОВАЯ СХЕМА.
Темный цвет как стабильность и
светлый как активность происходящего. Ритм светлых пятен прямо-таки тянет в яму.
Слайд 19ТОЧКА И НЕСКОЛЬКО ЛИНИЙ ДАЮТ МНОЖЕСТВО ВАРИАНТОВ КОМПОЗИЦИИ.
Можно представить, что
на первом рисунке изображен человек на берегу моря. На следующем рисунке может быть нарисован альпинист, поднимающийся в гору. Третья картина может показать охотников на берегу реки. А четвертая - пейзаж.
Каждый может увидеть в этих схемах свои картины. Из точек, линий и пятен можно составить бесконечное количество композиций
Слайд 20КОМПОЗИЦИОННЫЕ СХЕМЫ НА ОСНОВЕ ЛИНИЙ И ФИГУР, УРАВНОВЕШИВАНИЕ КОМПОЗИЦИИ (ВЗЯТО ИЗ
"CREATIVE ILLUSTRATION" ANDREW LOOMIS)
Слайд 21ВЕЛАСКЕС. СДАЧА БРЕДЫ.
Постепенно, приобретая опыт, можно научиться строить композиционные схемы только
мысленно.
В качестве примера композиционного построения картины рассмотрим полотно Веласкеса "Сдача Бреды". Это - одна из наиболее ясно читаемых композиций, благодаря четкому распределению масс, чередованию темных и светлых пятен. Сюжетно-композиционный центр совпадает с центром холста. Две фигуры, расположенные в центре, нарисованы на фоне дали. Голова человека, подающего ключи от крепости, подчеркивается большим белым воротником, выразительно передан силуэт правой руки с ключом. Его полусогнутая поза говорит о необходимости сдаться на милость победителя.
Слайд 22
Фигура человека, принимающего ключи, написана на светлом фоне пейзажа. Его лицо
выглядит светлым пятном на темном фоне, оно обрамлено темными волосами и светлым воротником. Везде контрасты и противопоставления. Шарф, диагонально перевязывающий костюм, и силуэт лошади справа позволяют подчеркнуть одну из диагоналей картины.
Другую диагональ полотна образуют знамя, положение рук центральных фигур и оружие в левом углу картины.
Слайд 23ИСТОЧНИКИ
http://www.hardline.ru/8/68/4222/
О.Л.Голубева - Основы Композиции.
http://shedevrs.ru/kompoziciya/323-bazovie-principi-kompozicii.html
http://scrap-info.ru/myarticles/article.php?storyid=245
http://scrap-info.ru/myarticles/article_storyid_476.html