Слайд 2
В цирковом искусстве есть, пожалуй, лишь один жанр, не имеющий династических
традиций: клоунада. Наверное, с одной стороны это можно объяснить тем, что истинный клоун – явление уникальное, «штучное». Каждый клоун, несомненно опираясь на традиции предшественников, создает свой индивидуальный художественный мир, коренным образом отличающийся от всего, созданного ранее. С другой стороны, работа в клоунаде вряд ли может быть доступна детям: она требует философского осознания действительности, жизненного опыта, который приходит только с возрастом. Пожалуй, клоунаду можно определить, как самый сложный и всеобъемлющий жанр циркового искусства.
Слайд 3С другой стороны, клоунаду можно назвать и наиболее сложным, синтетическим, в
определенном смысле – элитарным цирковым жанром. Ведь для того, чтобы пародировать тот или иной номер, притворяясь неловким или неумелым, необходимо на самом деле профессионально владеть навыками пародируемого циркового жанра. Это обусловливает универсальность, многоплановость умений и дарований клоуна. Выступления клоуна сопровождают всю цирковую программу, все номера и аттракционы; то есть, клоун должен владеть профессиональные навыками практически всех цирковых жанров. А в дополнение к этому – и дополнительным мастерством в области пантомимы, вокала, исполнительского музыкального искусства, сценической речи и т.д. и т.п.
Слайд 4
Клоунада (англ. clown, от лат. colonus – неотесанный мужик, грубиян) –
жанр, который включает в себя выступление одного или нескольких клоунов.
Слайд 5В выступлениях клоунов всегда есть отчетливый элемент пародии, призванный преувеличить смешные
черты того или иного явления, аттракциона, характера и т.д. Собственно, пародийность лежит в основе всех смеховых видов искусства: юмор возникает тогда, когда присутствует неожиданная или непривычная точка зрения. Вот почему для клоунады наиболее характерны т.н. буффонные приемы (от итальянского buffa – шутка). Буффонада строится на резком преувеличении, острой динамике действия, характерных черт персонажа. Отсюда идет и традиционный клоунский грим с яркими париками, накладными носами, масочной раскраской лица и т.д.
Слайд 6
Специализацию клоунов
можно подразделить на:
– клоунов-буфф, исполняющих
разговорные или мимические сценки;
– коверных клоунов, заполняющих шуточными сценками паузы в представлении, когда униформисты готовят манеж к следующему номеру;
– музыкальных клоунов, играющих на различных, как правило, эксцентрических музыкальных инструментах и исполняющих куплеты под собственный аккомпанемент;
– клоунов-дрессировщиков;
– клоунов-акробатов.
Коверный -это клоун,который заполняет паузу между различными цирковыми номерами. И таких клоунов стали звать «коверный»,либо «клоун у ковра»,а также их называют- Рыжий. И такая должность появилась в цирке еще во второй половине девятнадцатого века.
Слайд 7Однако в цирковой практике каждому клоуну, независимо от его индивидуальности, приходится
работать все всех этих жанрах, составляя свой репертуар из реприз самых разнообразных жанров. (Реприза – фр. reprise, от reprendre – возобновлять, повторять, – шуточная реплика или трюк).
Слайд 8
Различают три основные разновидности клоунады: пантомима, разговорный и музыкальный жанры, и соответственно,
существуют три типа клоунов: артист разговорного жанра, мим, музыкальный эксцентрик. Они могут выступать в одиночестве, дуэтом, трио, группой. Такие выступления получили названия антре (от фр. entree –выход, клоунская сценка). Содержание антре составляют лации (шутки с комедийными трюками), пантомима, куплеты, частушки, репризы, содержащие сатиру на злобу дня. Антре должно быть коротким, лаконичным, метафоричным и избегать бытовизма, детализации.
Слайд 9Возникновение клоунады.
Уличная.
Слайд 10Клоунаду можно назвать наиболее демократическим жанром. Ее истоки – в выступлениях
странствующих артистов, в разных странах носящих разные названия (Россия – скоморохи, Франция – жонглеры, Германия – шпильманы, Польша – франты, Средняя Азия – масхарабозы и т.д.). Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.» В их выступлениях сочетался грубоватый юмор, ставящий своей целью потешить, рассмешить зрителей, со злободневными сатирическими элементами.
Слайд 12
Сценическая масочная. La commedia dell'arte.
Слайд 13Комедия дель арте (итал. la commedia dell'arte), или комедия масок —
вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актёров, одетых в маски.
Количество масок в комедии дель арте очень велико (всего их насчитывается более ста), но большинство из них являются родственными персонажами, которые различаются только именами и незначительными деталями. Сцены, разыгрываемые этими характерами, послужили в дальнейшем неисчерпаемым источником многих цирковых клоунад.
Слайд 14
Арлекин
(Меццетино, Труффальдино, Табарино),
— дзанни,
слуга,
плут и хитрец;
Слайд 15
Педролино
(Пьеро, Паяц),
слуга,дзанни,
глупец и простак .
Слайд 16 ДЗАННИ (Zanni) - Общее название комедийного слуги. Название происходит от
мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги.
Слайд 17Впервые клоун появился на сценах лондонских комедийно-фарсовых театров «Друри-Лейн», «Сэдлерс-Уэллс» в
1700. Это были Дж.Гримальди (1778–1837), Дж.Рич (1682–1761). Позднее во Франции в театре «Фонамбюль» работал мим Ж.Дебюро (1796–1846).
Слайд 18Дальнейшее развитие клоунады протекало в первых стационарных цирках, появившихся во второй
половине 18 в. в Англии и Франции. Первые цирки давали конно-акробатические выступления, поэтому клоуном стал наездник, изображавший неумение справиться с лошадью. К концу 18 в. – началу 19 в. сформировались два направления клоунады: конная пантомима и театральная (говорящая клоунада), исторически происходящая из итальянской комедии дель арте. Говорящие клоуны повлияли на становление амплуа Рыжей маски, наездники и акробаты впоследствии трансформировались в Белого клоуна. Впервые две традиции объединил в своем творчестве Ж-Б.Ориоль-Арлекин, выступавший в костюме средневекового шута (цирк Франкони, 1835, Париж). Он владел и пантомимой, и разговорным жанром. Окончательно маска Августа оформилась к 1870-м, когда на арену цирка Франкони вышел новый персонаж в рыжем парике. Вскоре клоуны стали выступать дуэтом, в основе которого читалась социальная антитеза: Белый – глупый господин, Рыжий – пройдоха слуга.
Слайд 19
Типы русского клоуна окончательно сформировались в 1880-х: это были разговорник и
акробат . Дуэтом впервые выступили в 1895 С.Альперов и Б.Мухницкий (Бернардо) с номером Буффонадная клоунада. Дуэтом выступали А.Дуров и С.Альперов, Бим-Бом, бр. Идеа, Донато и Россини, Кокко и Теодор, Кисс и Бондаренко, Д.Демаш и Г.Мозель, Г.Глущенко и В.Костеренко. Старшее поколение клоунов это – К.Берман, Б.Вяткин, Х.Мусин, А.Сергеев, Антонов и Бартенев, Биль-Виль, Д.Альперов, В.Е. и В.В.Лазаренко, бр. Танти, А.Межинский, К.Роланд, С.Ротмистров.
Слайд 20С 1927 буффонада постепенно исчезает из цирка. Исчезли гротесковые гримы, рыжие
парики, трюковая атрибутика, исчезла пантомима, ее вытеснил разговорный жанр. Часто копировались образы зарубежных комиков: Антонов и Бартенев (Пат и Паташон), Л.Ружанский (Гарольд Ллойд), Карандаш (Ч.Чаплин). На арене воцарился Клоун с легким гримом в обычном бытовом костюме, содержание антре стало публицистически-агитационным. П.Алексеев создал комическую маску бухгалтера с портфелем под мышкой, прославился М.Н.Румянцев-Карандаш в мешковатом костюме. С творчеством группы Румянцева (Н.Антонов и В.Бартенев, Х.Мусин, К.Лерри, Ю.Никулин и М.Шуйдин) связан взлет русской клоунады в конце 1950–1960-х. В 1950-е набирает силу среднее поколение клоунов, в том числе О.Попов (вновь в русском цирке появилась маска Иванушки-дурачка). С 1955 возродилась музыкально-эксцентрическая клоунада. Появляются клоунессы: Е.Амвросьева, Г.Богомолова, Е.Можаева.
Слайд 21В 1958 приехал М.Марсо. кинозрители увидели фильм М.КарнеДети райка с Барро в
роли Дебюро. Это время расцвета лирической клоунады, и Л.Енгибаров, представитель этого течения, развивал традиции беспредметной поэтической пантомимы и был также великолепным акробатом и жонглером. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения разговорной и сатирической клоунады. В 1990-х на арену пришло новое поколение клоунов-мимов, которое принесло с собой новую образность. Это – возврат к буффонаде, к гротеску, но есть и сторонники реализма
С 1960-х распространилась также клоунада театральная, для которой характерны форма спектакля, импровизация, вовлечение в действие зрителя. Лидер этого направления – В.И.Полунин и возглавлявшийся им театр «Лицедеи». Родился жанр уличных представлений, фестивалей.
Слайд 23
Рыжий клоун (Август).
Его отличает весёлый характер. Рыжий – это простак,
«козел отпущения», объект шуток. Он готов все сносить, все исполнять. Он задает несуразные вопросы, создает комические ситуации, путаницу. Это прообраз маски Арлекина из итальянской комедии масок.
Слайд 24
Белый клоун – смешной нелепый «умник». Немного надменен, не сказать что
плакса, но крайне не любит попадать в просак, порой злится, но также и любит ехидничать и хохотать украдкой над ошибками других.Ему свойственна важность, высокомерие. Прообраз- маска Пьеро.
Слайд 25Антиавгуст- считает себя подтянутым и элегантным,как Белый. Но это только претензия.
Думает логично, но его действия не приносят результата. Делает глупые выводы и принимает дурацкие решения. Руководит действиями Рыжего, любит командовать. А когда ничего не выходит, все тумаки достаются Рыжему.
Хобо- бродяга, сочетает в себе все три характера. Он наивен, как Рыжий, плутоват, как Белый, самоуверен, как Антиавгуст. Он философ, он одинок в этом мире.
Слайд 26
С наибольшей полнотой характер Хобо воплощал в русском цирке Леонид Енгибаров.
Слайд 27В понятие «клоунская маска» входит все: внешний вид, грим, манера поведения,
голос, костюм и даже репертуар.
Слайд 28Существуют две классические парные цирковые клоунские маски: «белый клоун» (прототипом которого
был персонаж комедии дель арте Пьеро) и «рыжий клоун» (прототипы – Август, Дурачок, Иван Кирпич, Арлекин). Однако наиболее интересные клоуны, отталкиваясь от традиционной маски, всегда искали в ней свою индивидуальность, подробно и углубленно разрабатывая особенности своего персонажа.
Смелая условность клоунады требует клоунского мышления: ассоциативных связей, алогичных поступков, парадоксов.
Слайд 29Белый клоун всегда разумел и логичен. Рыжий же - нелеп, глуповат,
неуклюж, он все делает невпопад, он является предметом насмешки. И какой бы сюжет ни разыгрывали Белый и Рыжий, в его основе всегда лежит конфликт их характеров. Рыжий постоянно стремится обмануть, перехитрить Белого. Но, даже когда они выступают не вместе, а создают сольные номера, эти черты основных клоунских масок сохраняются.
Поскольку Рыжий несет основной смеховой эффект в парной клоунаде, может показаться, что он в паре - главный. Но суть в том, что наиболее ярко, заразительно, смешно выступление Рыжего проходит только тогда, когда находящийся рядом Белый всем своим поведением (а если есть, то и текстом) оттеняет поведение Рыжего и как бы сосредоточивает внимание зрителей на последнем.
Эти две маски всегда контрастны, что выражается не только в гриме и костюме, но в их характерах, устремлениях, системе жизненных ценностей персонажей, их взгляде на мир.
Слайд 31
Михаил Румянцев (сценический псевдоним — Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся
советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969). Карандаш – обычный человек, добродушный, остроумный, жизнерадостный, находчивый, полный детской непосредственности обаяния и энергии. Его нарочитые неуклюжесть и неловкость порождали забавные ситуации.
Слайд 32
Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный
артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970)
.Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости.
Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.
Слайд 33
Олег Попов – советский клоун и актер.
Известен широкой публике по образу
«Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку.
В выступлениях клоун использует самые различные приемы — акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады.
Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.
Слайд 34
Сам Марсель Марсо называл его гением пантомимы и «великим поэтом движения»,
Владимир Высоцкий считал его талантливым артистом и своим другом, чешские журналисты писали, что это клоун «с осенью в сердце». Это был единственный в СССР клоун-лирик, интеллектуал, романтик и философ – Леонид Енгибаров..
Он не считал своей главной задачей рассмешить людей, для него куда важнее было заставить их задуматься. Многие не воспринимали такого подхода.В 29 лет он стал лучшим клоуном Европы, а в 37 безвременно скончался от разрыва сердца.
Слайд 35
Вячеслав Полунин.
В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он
буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. Тогдашние «Лицедеи» во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение.
Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура — важнейшая пища для его фантазии.