Слайд 1Классицизм в архитектуре Западной Европы
Слайд 2Классици́зм — художественный стиль в культуре 17-19 в.
Как определенное направление сформировался
во Франции в XVII веке.
Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния.
В основе классицизма лежат идеи рационализма, выраженные в философии Декарта
Классицизм опирался на античное искусство (эстетические теории Аристотеля и Горация)[1], принимая его как эстетический образец
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов.
Интерес для классицизма представляет только вечное и неизменное.
Огромное значение придается общественно-воспитательной функции искусства.
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие и низкие. Каждый жанр имеет строго определённые признаки. Смешивание жанров не допускается.
Слайд 3Классицизм подарил миру архитектуру таких городов как Лондон, Париж, Венеция и
Санкт-Петербург.
Классицизм в архитектуре господствовал более трех сотен лет, в период 17-19 века, а полюбился он за его гармонию, простоту, строгость и при этом изящество
Слайд 4Основные черты архитектуры классицизма
Античная (греческая) ордерная система
Строгая симметрия
Чёткая соразмерность частей композиции
и их подчиненность общему замыслу
Простые и ясные формы
Спокойная гармония пропорций
Прямые линии
Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета
Простота и благородство отделки
Практичность и целесообразность
Слайд 5Классицизм в архитектуре зародился на исходе эпохи Возрождения, в 16 веке,
а отцом этого архитектурного стиля принято считать великого итальянского, венецианского архитектора Андреа Палладио.
Собор Сан-Джорджо Манджоре, Андреа Палладио
Слайд 6Город, где жил и работал Андреа Палладио – это итальянская Виченца,
расположенная на северо-востоке Италии недалеко от Венеции. Позднее архитектор переехал в Венецию, где спроектировал и построил замечательные церкви и палаццо. Палладио удостоился титула «виднейшего гражданина Венеции».
Вилла Ротонда, Андреа Палладио
Слайд 7Последователем Андреа Палладио был его талантливый ученик Винченцо Скамоцци, который после
смерти учителя завершил работу над театром Олимпико.
Слайд 9Английский архитектор Иниго Джонс, поклонник работ Андреа Палладио, в 17 веке
перенес архитектурное наследие Палладио в Англию. Считается, что Джонс был одним из архитекторов, положившим начало английской архитектурной школы.
Куинс-Хаус в Гринвиче, Иниго Джонс
Слайд 10Собор Св. Павла (St Pauls Cathedral) на площади Ковент-Гарден
Джонс обещал заказчику
построить «самый красивый сарай в Англии». Тем не менее фасад церкви крупномасштабен, величав, несмотря на небольшие размеры. Любопытно, что высокий дверной проем под портиком является фальшивым, так как с этой стороны церкви находится алтарь
Слайд 11Дом Банкетов, Иниго Джонс
Англия была богата архитекторами-продолжателями классицизма — наряду с
Джонсом огромный вклад в архитектуру Англии принесли такие мастера, как Кристофер Рен, лорд Берлингтон и Уильям Кент.
Слайд 12Сэр Кристофер Рен, архитектор и профессор математики в Оксфорде, перестраивал центр
Лондона после великого пожара в 1666 году, создал национальный английский классицизм «реновский классицизм».
Королевский госпиталь в Челси, Кристофер Рен
Слайд 13Считается, что начало классицизма во Франции положило строительство храма Святой Женевьевы
в Париже, спроектированной французским архитектором-самоучкой Жаком Жерменом Суффло в 1756 году, позднее получившей название Пантеона.
Слайд 14На смену извилистым средневековым улочкам пришли величественные, просторные проспекты и площади,
на пересечении которых разместились архитектурные монументы. В конце 18 века в Париже появилась единая градостроительная концепция - улица Риволи в Париже
Слайд 15Крыло Лувра, павильон Маршан, Шарль Персье и Пьер Фонтэн
Архитекторы императорского дворца,
яркие представители архитектурного классицизма во Франции – Шарль Персье и Пьер Фонтэн
Слайд 16 Французский историк Анри Соваль (Henri Sauval (1623—1676)) считал, что слово
«лувр» произошло от «leovar, lovar, lover, leower ou lower», что означало «крепость» или «укрепление».
Слайд 17В 1546 году Франциск I решил сделать Лувр своей главной резиденцией
в Париже. Он поручил архитектору Пьеру Леско строительство дворца в духе эпохи Возрождения.. Его сын, Генрих II продолжил строительство. С 1564 года королева Екатерина Медичи начала строительство нового дворца, Дворца Тюильри, рядом с Лувром.
Слайд 18Став королём в 1589 году, Генрих IV, начал реализацию «Большого проекта»,
в который входило удаление остатков средневековой крепости для увеличения внутреннего двора, и соединение дворцов Тюильри и Лувра. Дворцы были соединены с помощью Большой галереи по проекту архитекторов Жака Андруэ и Луи Метезо.
Слайд 19Восточный фасад Лувра был создан в результате сопоставления двух проектов -
приехавшего в Париж из Италии Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) (1598-1680) и француза Клода Перро (Claude Perrault)
(1613-1688). Предпочтение было отдано проекту Перро
Слайд 20Шарль Персье и Пьер Фонтэн. Совместно они создали ряд величественных памятников
архитектуры – Триумфальную арку на площади Каррузель в честь победы Наполеона в битве под Аустерлицем
Слайд 21В создании архитектурного облика Версаля участвовали зодчие:
Луи Лево (1612-1670),
Жюль Ардуэн Мансар (1646-1708), Андре Ленотр (1613-1700)
Слайд 22Средоточие – дворец, к которому ведут 3 сходящихся лучами подъездных проспектов
Фасад
представлен 3 этажами
Слайд 27Автор Версальского дворца Жюль Ардуэн-Мансар (1646-1708) в конце XVII-начале XVIII века
также создал в Париже ряд выдающихся ансамблей. К их числу относятся круглая площадь Побед, прямоугольная Вандомская площадь, комплекс госпиталя Инвалидов с купольным собором.
Слайд 30В XVII -начале XVIII века классицизм сформировался в архитектуре Голландии -
архитектор Якоб ван Кампен (1595-165), породившей особенно сдержанный его вариант – Королевский дворец в Амстердаме
Слайд 31Перекрестные связи с французским и голландским классицизмом, а также с ранним
барокко сказались в коротком блестящем расцвете классицизма в архитектуре Швеции конца XVII -начала XVIII века - архитектор Никодемус Тессин Младший
Copenhagen Opera House. Архитектор Никодемус Тессин Младший
Слайд 32Королевский дворец в Стокгольме. Архитектор Никодемус Тессин Младший
Слайд 34Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, — таких,
как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны.
Колонна, отлита из австрийских и русских пушек по образцу колонны Траяна по желанию Наполеона в 1807 г., со статуей императора и 76 скульптурными рельефами работы художника Давида по эскизам Бержере
Нынешняя статуя Наполеона, венчающая колонну, уже третья; скульптор Огюст Дюмон.
Слайд 35Триумфальная арка Септимия Севера
Арка на площади Каррузель
Слайд 36 В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль».
Крупнейший представитель
— Джон Нэш.