Классицизм и его черты в России презентация

Содержание

это начало XIX века (от латинского classicus — образцовый) Основные черты классицизма: Обращение к образцам и формам античности как к идеалу; Принцип рационализма. Культ разума; Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения;

Слайд 1Выполнила: Базылева К.А
Классицизм и его черты в России


Слайд 2это начало XIX века (от латинского classicus — образцовый)
Основные черты классицизма:
Обращение к образцам

и формам античности как к идеалу;
Принцип рационализма. Культ разума;
Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного произведения;
Соблюдение в драме единства времени, места и действия
Стремление запечатлеть существенные свойства жизненного явления;
Обращение к общественной проблематике;
Утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности;
Спрямленность подачи человеческих характеров;
Идеализация героев.


Классицизм- это


Слайд 3Русский классицизм в Литературе


Слайд 4Характерные черты классицизма
Культ разума.
Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое.
Строгая

сюжетно-композиционная организация, схематизм.
Жизненные явления организуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства.
Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются.
Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.



Слайд 6Иерархия жанров классицизма


Слайд 7В Россию принципы классицизма принес А.П. Сумароков.
В 1747 году он

публикует два трактата - Эпистола о стихотворстве и Эпистола о русском языке, где излагает свои взгляды на поэзию. На самом деле, эти эпистолы были переведенными с французского, префразированием для России трактата Николя Буало Поэтическое искусство.
Сумароков предопределяет, что главной темой русского классицизма станет тема социальная, посвященная взаимодействию людей с обществом.

Русский классицизм в Литературе


Слайд 8Александр Сумароков


Слайд 9А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, В. П. Сумароков.
Представители классицизма в

России:

Слайд 10Позднее появляется кружок начинающих драматургов во главе с И. Елагиным и

театральным теоретиком В. Лукиным, которые предлагают новую литературную идею - т.н. теорию склонений.
Смысл ее состоит в том, что нужно лишь понятно перевести западную комедию на русский язык, заменив там все имена.
Подобных пьес появилось множество, но вообще идея не слишком осуществлялась.
Главное же значение кружка Елагина состояло в том, что именно там впервые проявился драматургический талант Д.И. Фонвизина, которые написал комедию Недоросль как пример русского классицизма.



Слайд 11М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин.

Представители классицизма в России:


Слайд 12Михаил Васильевич Ломоносов


Слайд 13Александр Николаевич Радищев


Слайд 14Русский классицизм в Музыке


Слайд 16Русский классицизм в  Архитектуре


Слайд 17Классицизм сильно повлиял на такую отрасль культуры как архитектура.
Использовались античные

формы, видны греческие, римские мотивы. Преобладают пастельные оттенки.
В России очень заметно смешение византийской культуры и русского барокко. Представители классицизма в русской архитектуре: Казаков, Еропкин, Земцов, Коробов, Росси, Стасов, Монферран.
На развитие русской архитектуры классицизма большое влияние оказали картины Паннини, серии гравюр на античные темы Пиранези, а также живописные композиции его ученика Гюбера Робера.



Слайд 18Шедевры классицизма в архитектуре России.

Василий Иванович Баженов.


Пашков

дом. 1784 – 1788 гг. Москва.

Слайд 19Василий Иванович Баженов.




Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно. 1775 – 1785 гг. Москва.




Слайд 20Истоки русского классицизма:
Быстро расширяющаяся империя требовала нового государственного стиля.
Поскольку барокко

был стилем слишком эксклюзивным и затратным, требовавшим огромных строительных, денежных и инженерно-архитектурных ресурсов, его срочно требовалось заменить более демократичной архитектурой.
Тогда зодчие обратились к архитектуре античности. Подчиняясь строгим канонам, мастера принялись возводить классические здания совершенно разного предназначения: от дворцов и университетов до больниц и казарм.


Слайд 21Петровский дворец.


Слайд 22Ориентация на лучшие достижения античной культуры – греческую ордерную систему, строгую

симметрию, чёткую соразмерность частей и их подчиненность общему замыслу.
Господство простых и ясных форм.
Спокойная гармония пропорций.
Предпочтение прямым линиям.
Ненавязчивый декор, повторяющий очертания предмета.
Простота и благородство отделки.
Практичность и целесообразность.

Характерные черты архитектуры классицизма.


Слайд 23В архитектуре Исаакиевского собора О. Монферран композиционно применяет не только формы

античного храма, но и некоторые черты новых архитектурных направлений (эклектики, византийского стиля и неоренессанса).

Слайд 24Здание Сената в Кремле, построенное в 1776-1787 гг. является характерным произведением

М.Ф. Казакова. За счет сдержанного и лаконичного фасада, центральная часть которого выполнена в форме ротонды, украшенной дорическим ордером и увенчанной куполом, сенатский дворец стал воплощением классического московского стиля

Слайд 25Полностью повторяющие черты римских триумфальных арок, московские Триумфальные ворота О. И.

Бове, украшенные ордером, горельефами и колесницей Славы, стали символом непобедимого имперского государства.

Слайд 26В здании Смольного института, выполненном Дж. Кваренги в 1790-е – 1806

годы, четко прослеживаются палладианские мотивы. Монументальное строение с торжественным восьмиколонным портиком и строгими пропорциями является ярким примером петербургского строгого классицизма.

Слайд 27
Русский классицизм в  живописи


Слайд 28Классицизм в русской живописи 18 в.
Исторический жанр А.П.Лосенко.


Владимир и Рогнеда.
Портретная живопись Ф.С.Рокотова.
Портрет Струйской.
Портретная живопись Д.Г.Левицкого.
1.Портрет П.А.Демидова.
2.Портрет Екатерины II в виде
законодательницы в храме богини Правосудия.
3.Портреты смолянок.

Слайд 29Владимир и Рогнеда.
В 1770 году А.П. Лосенко впервые обращается к древней

истории Отечества в русском искусстве, написав картину «Владимир и Рогнеда». В основе сюжета - сватовство новгородского князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде, которое было ею отвергнуто. Лосенко создает классицистическую композицию, построенную на единстве трех планов, цветов, иерархии действующих лиц.
Главные герои, Владимир и Рогнеда, изображаются в духе театрального классицизма. Они общаются языком жестов, лица озарены патетическими чувствами. Дополнительные персонажи сопереживают происходящему и передают определенные эмоции. Служанка на первом
плане – это сама совесть,она с укором смотрит на Владимира и Рогнеду.


За спиной Рогнеды – фигура плачущей служанки, это – горе, оплакивающее убитых полоцких граждан. За спиной Владимира – его воеводы, принимающие сторону князя.
Это одно из первых исторических обращений к русской теме, возникшее на подъеме национального самосознания интелллегенции. Хотя, по словам А.Бенуа, «через все просвечивала безличная мертвечина гипсового класса».


Слайд 30Портрет Струйской
Герои портретов Ф.С. Рокотова стоят перед вечностью, глядятся в нее.
Костюм

и фон едва намечены, они только аккомпанируют лицу, будто возникающему из блеклого, сумрачного фона.
Женским портретам художника присуще особенное обаяние, говорят даже об особом «рокотовском типе» женской красоты.
Один из самых известных портретов – портрет Струйской. Из общего золотистого сияния возникает вполоборота лицо героини. Она обернулась к живописцу, позируя ему естественно, как перед зеркалом. Лицо как бы высвечивается на общем фоне полотна. Лишь более холодные цвета выделяют его и светлый ореол вокруг головы. Глаза героини – самые темные тона внутри портрета. Они притягивают, манят, завораживают… В уголках губ затаилась едва заметная полуулыбка – полунамек. И только черный вьющийся локон спокойно ниспадает на правое плечо.
Мягкий воздушный мазок, дымчатые тлеющие тона создают впечатление трепетности, загадочности живописного образа, поражающего своей поэтичностью.

Слайд 31Портрет Екатерины II в виде законодательницы
Вершиной портретного искусства

считается творчество Д.Г. Левицкого (1735 – 1822). Живописец в своих произведениях выступает мастером парадного портрета. Самым знаменитым является портрет Екатерины 2 в виде мудрой законодательницы. Левицкий изобразил ее в храме богини правосудия, сжигающей цветы мака на алтаре. Композиция картины, образ государыни, символические атрибуты разработаны в системе классицизма: на голове императрицы – лавровый венок, на груди – орден св. Владимира, у ног на книгах восседает орел – аллегорическое изображение Российского государства. Все указывает на радение императрицы о благе Отечества.
Картина имела большой успех и вдохновила Г.Р.Державина на оду «Видение мурзы».



Слайд 32
Портреты смолянок
Наиболее знаменитый цикл произведений Д.Г. Левицкого – «Смолянки» (серия из

7 портретов воспитанниц Смольного института). Каждая девушка представлена или на фоне природы в маскарадном костюме, разыгрывающей сценку из какой – либо пасторали, или в интерьере в окружении предметов, указывающих на ее талант или увлечение. Сочность колорита голубых, розовых, зеленоватых тонов, фактура мазка сделали живописные образы Левицкого осязаемыми, жизненными.
Художник – портретист сумел передать и очарование юности, и обаяние девушек, и в некоторой степени характер, и утонченную игру во взрослых дам. «Это истинный 18 век во всем его жеманстве и кокетливой простоте», -писал о портретах смолянок А. Бенуа.
 


Слайд 33Своеобразие русского классицизма
В классицизме 18-19веков русский гений проявил себя едва ли

не с большей силой и блеском,чем это было в других странах Европы.
Поражает спокойная,сдержанная сила классической архитектуры Петербурга конца 18-начала 19века. Ее своеобразие раскрывается не только во внешних формах, в цветовой гамме, синтезе со скульптурой, но и в особом чувстве ансамбля. Возведение зданий Адмиралтейства, Казанского собора,Биржи помогло связать в единый узел весь центр города, образуя ансамбль такого широкого пространственного звучания.
Для русских портретистов второй половины 18в. характерно не только внешнее сходство портрета с оригиналом, но и стремление передать внутренний мир человека, его характер. Несмотря на то, что портрет в эпоху классицизма считали жанром «низким», именно в нем создало искусство того времени свои лучшие произведения.

Слайд 34http://www.kritika24.ru/page.php?id=2103
 http://fb.ru/article/31734/klassitsizm-i-predstaviteli-klassitsizma
Список источников:


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика