Слайд 1
Изобразительное искусство для дошкольников
Средняя группа
(4 до 5 лет)
Слайд 2 Задачи:
1. Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании предметов народного
и декоративно-прикладного искусства…
2. Учить различать жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения; средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира.
Слайд 3Рожь - Шишкин. 1878. Холст, масло.
Если видишь, на картине нарисована
река, или ель и белый иней, или сад и облака, или снежная равнина, или поле и шалаш: обязательно картина называется (пейзаж).
Слайд 4
Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в
большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу или торт, Или все предметы сразу, - Знай, что это натюрморт.
Рашель Рюш – первая женщина-художник, принятая в гильдию художников Гааги.
Слайд 5Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь из нас, - Или
принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед, - Обязательно картина Называется портрет.
А.С. Пушкин. Автопортрет (исполненный в период ссылки в Михайловское 1824 г.).
О.А. Кипренский. "Портрет Пушкина". 1827 г. Холст, масло
Слайд 6
3. Закреплять знания детей о книжной иллюстрации на примере творчества Е.И.
и Н.Е. Чарушины, Н. Кочергин, Т.Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.
Слайд 7Маврина (Лебедева) Татьяна Алексеевна (1900 — 1996). Живописец, график.
Маврину считают знатоком
и любителем национальной старины, древней русской архитектуры, народных промыслов. Это так, но с одной оговоркой: она любит всё это в контексте живой жизни, а не в роли памятников. Памятники — слово, ассоциирующееся с чем-то, уже отыгравшим свою жизненную роль и хранимым "на память", из почтения к прошлому. Маврина же, по её словам, "рисует только то, что живёт, летает, бегает, красуется, глядит — хотя бы окошками".
Слайд 8Маврина, под влиянием древнерусского и народного искусства, стала писать в яркой
и открытой манере, близкой примитивизму. Яркая декоративность, острота и непосредственность восприятия мира, ирония, артистизм исполнения проявились не только в живописи, но и в книжной иллюстрации (она оформила более 200 книг), плакате, работах для театра и кино. Художнице удалось создать свой неповторимый стиль. Увлекалась коллекционированием древних икон и народного искусства. Единственная среди советских художников была удостоена премии Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг.
Слайд 10Художница умеет в равной мере удивляться старине и новизне, во всем
отыскивать их приметы и взаимопроникновение. При этом окружающую реальность она видит сквозь призму сказочного восприятия. И в книжной графике любимым жанром художницы является сказка. Много раз иллюстрировала она для детей сказки А. С. Пушкина ("Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", 1946; "Руслан и Людмила", 1960; "У лукоморья", 1961), русские народные сказки. И с каждым разом в ее книжках плотнее и ярче становился цвет, свободнее и узорнее плоскостной рисунок, фантастичнее и забавнее сказочные персонажи, особенно звери. Рисует их она уже не пером, а широкими взмахами кисти
Слайд 12Николай Михайлович Кочергин (1897—1974)
сделал больше, чем просто проиллюстрировал ряд детские сказки.
Именно этот художник показал нам былинную Русь, загадочную Японию, красочную Бирму, экзотическую Индию, грандиозный Китай, мистическую Корею и множество других стран, народные сказки которых украсили работы мастера.
Кочергин создал множество иллюстраций к русским волшебным сказкам, среди которых: «Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка», «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Летучий корабль» и многие другие.
Слайд 15Иллюстрация к сказке Царевна-лягушка. Худ. Н.Кочергин. 1957
Слайд 16«Царевна-лягушка»
«Летучий корабль»
Слайд 17Династия художников-анималистов Чарушиных уже больше века радуют нас и наших детей
своими рисунками. Их герои — животные: и домашние, и дикие, и экзотические жители дальних стран. Всякий зверь и птица для них — не животное «вообще», а конкретное живое существо со своим строением, пластикой, повадками, выражающими суть его характера.
Чарушин Евгений Иванович
(1901-1965)
Чарушин Никита Евгеньевич.
(1934 – 2000)
рисунки Чарушина Е.И.
1965 Любопытный медвежонок
Слайд 20
Иллюстратор-Чарушин, Никита Евгеньевич
Слайд 21
Иллюстратор-Чарушин, Никита Евгеньевич
Слайд 22Чарушин Н.Е. Звери наших лесов 1978 Малыш.J
Слайд 23Май Петрович Митурич-Хлебников
(29 мая 1925 — 30 июня 2008)
Москва
Слайд 27Перевод с английского - А.Щербакова,
иллюстрации - Май Митурич
Издательство "Художественная литература",
1977 г.
Слайд 36
4. Дать знания о скульптуре, способах создания (пластика, высекание); особенностях ее
содержания — отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки; средствах выразительности: объемность, статика и движение, материал. Формирование восприятия скульптуры разного вида (малая пластика, декоративная).
Слайд 37
Лев из мрамора
скульптурa из дерева
Слайд 38Скульптура из мрамора
Скульптура из дерева
Слайд 39Парк глиняных скульптур в Таншань
Слайд 40
«Русский танец», автор О.Л. Жникруп.
Гжель (синий белый фарфор)
Слайд 41 5. Формировать представления о домах как архитектурных сооружениях, учить видеть их
сходства и различия по материалам, внешним конструктивным решениям. Формировать представления о том, что дома бывают разные по форме, высоте, длине, с разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д. Вызывать интерес к различным строениям.
6. Развивать умения различать между собой скульптурные, живописные и графические изображения, предметы разных народных промыслов; понимание образа (что изображено) и доступных средств выразительности, с помощью которых художник создает выразительный образ
Слайд 447. Знакомить с произведениями народного искусства (декоративно-прикладного искусства). Использовать Дымковские и
Филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного. Познакомить детей с Городецкими изделиями. Учить выделять элементы Городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.
8. Воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
Слайд 47
Дымковская барыня с ведрами
Филимоновская барыня с ведрами
Слайд 49Городецкая роспись по дереву — традиционный художественный промысел
Слайд 50 Наиболее распространенными мотивами городецкой росписи являются: цветы — розы, купавки
с симметричными листьями; животные - конь, птица
Слайд 52Литература:
Народные русские сказки : Из сб. А. Н. Афанасьева/ [Художник-иллюстратор Т. Маврина].-М.:
Художественная литература, 1989.- 319 с.
«Наследие Н. Кочергина»: «Нигма» серия. www.artsait.ru, www.graphic.org.ru
Песня о картинах Стихи Александра Кушнера 1977
Пушкин, Александр Сергеевич. Сказки / А. С. Пушкин. - М.: Детская литература, 1984.- 176 с. : цв. ил.
Старинные русские песни / Художник-иллюстратор Т.Маврина, - М.: Детская литература, 1959.- 191, [1] с.