Слайд 2План занятия
История фотографии, как техники и искусства.
Техника безопасности при работе с
фотоаппаратом.
Включение фотоаппарата и выбор режима съемки.
Творческие и ручные режимы.
Слайд 3ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ, КАК ТЕХНИКИ И ИСКУССТВА
Слайд 4История фотографии
Движущей силой, способствующей изобретению фотографии, было стремление найти такой способ
получения изображения, который не требовал бы сравнительно долгого и утомительного труда художника.
Ведь в то время как художник за год делал 30 – 50 портретов-миниатюр, фотограф уже в первый период после изобретения фотографии мог за год снять 1000–1200 портретов.
Слайд 5Камера обскура
Камера обскура была упомянута даже в трудах Леонардо да Винчи.
На самом деле её свойства были известны ещё Аристотелю, древнегреческому мыслителю.
Камера обскура представляет собой герметичный ящик или темную комнату без окон. В центре одного из концов располагается круглое отверстие. Свет извне проходить сквозь него, попадая на другой конец. Человек в этом случае увидит проекцию пространства, располагающегося за камерой, но в перевернутом виде.
Леонардо да Винчи придумал разделить помещение стеной с полупрозрачным холстом или стеклом, на которое проецировалось изображение. Художнику оставалось лишь зарисовать картинку.
Слайд 6Камера обскура
Большой вклад в историю фотографии и в усовершенствование камеры обскура
внёс итальянский физик Джованни Порта.
Сначала он предложил вставлять в отверстие камеры стекло в виде чечевицы, оно напоминало современную линзу.
Затем Порта изобрел портативную камеру. В небольшом темном ящике находилось зеркало, установленное под углом 45 градусов, оно проецировало изображение на стол или лист бумаги.
Слайд 7Камера обскура
Но история фотографии начиналась не с этого момента. Такая камера-обскура
не позволяла получать снимок, человек всё так же должен был рисовать изображение. Поэтому время экспозиции до сих пор зависело от умений художника.
Слайд 8История возникновения фотографии берет свое начало с начала 1800-ых годов.
Англичане Гемфри
Дэви и Томас Веджвуд решили попробовать уложить в камеру-обскуру бумагу, пропитанную раствором азотнокислого серебра и поваренной соли.
В результате получалось малоконтрастное изображение. Но для экспонирования требовались несколько часов. При просмотре снимка на свету изображение почти полностью пропадало. Поэтому вскоре такие эксперименты были завершены.
Слайд 9Жозеф Нисефор Ньепс
Изобретателем фотографии в привычном понимании этого слова является Жозеф
Нисефор Ньепс. Этого человека всегда интересовала камера-обскура.
И он принял решение, во что бы то ни стало, добиться автоматического создания изображений на бумаге.
И это ему удалось. Для получения черно-белых изображений использовалась бумага, пропитанная сирийским асфальтом, также называемым битумом.
Слайд 10Жозеф Нисефор Ньепс – 1826 год
Проблема такого фотографирования заключалась в длительности
экспозиции, которая иной раз составляла все восемь часов.
Людей фотографировать было невозможно, поэтому на первых снимках Ньепса запечатлены пейзажи его родного города.
Слайд 13История развития фотографии
Со смертью Ньепса история развития фотографии не прекратилась. Данное
дело продолжил Луи Жак Дагер. Он использовал для создания снимков медные пластинки с серебристым слоем. Дополнительно он обмазывал их йодом.
Но в результате получалось негативное изображение, что не устраивало изобретателя. Да и время экспозиции по сравнению со способом Ньепса не сократилось.
Слайд 14В 1835 Дагер совершенно случайно обнаружил, что картинка гораздо быстрее проявляется
под воздействием ртутных паров. Это случилось после того, как изобретатель положил непроявленную фотографию в шкаф. На следующий день он вынул из ящика шкафа уже готовую фотографию.
Дальше пришлось экспериментировать со всеми химическими элементами, располагавшимися у изобретателя. Постепенно стало ясно, что быструю проявку обеспечивала именно ртуть.
Слайд 16Джон Фредерик Годдард
В дальнейшем процесс создания фотографий постепенно совершенствовался. Англичанин Джон
Фредерик Годдард стал обрабатывать серебряные пластинки смесью брома и паров хлора.
Время экспозиции после этого сократилось всего до одной минуты, что можно считать вполне приемлемым результатом. Именно после этого открытия стала популяризироваться портретная съемка.
Слайд 17Калотипия
Громкое слово в истории создания фотографии принадлежит Уильяму Генри Фоксу Тальботу.
Этот британец очень долго работал над собственным способом создания фотографий. Позже этот способ назвали калотипией.
От дагеротипии он отличался многими деталями. Например, фотографии Тальбота изначально состояли из негативного изображения. Но при окунании их в специальный раствор в темной комнате картинку можно было перенести на другой носитель. При этом цвета менялись, в результате получалось нормальное черно-белое изображение.
Слайд 18Калотипия
Тальбот оформил патент на своё изобретение, поэтому данный способ получения фотографий
не завоевал особой популярности.
Чаще всего такие снимки создавал только сам изобретатель. Главным преимуществом калотипии стало отсутствие ограничений по количеству копий с одного негатива.
Слайд 19Фотография в России
Значительный вклад в развитие фотоаппаратов внес фотограф Левицкий.
До него конструкция любой фотокамеры была слишком массивной, что мешало её транспортировке.
Левицкий же заменил боковые стенки на меха. Теперь фотоаппарат можно было складывать для транспортировки. Вскоре появились модели, которые помещались в относительно небольшой чемоданчик.
Слайд 20Семья императора Александра III
Николай Гоголь
Слайд 21Фотография в России
В 1980 году своё слово в развитие фототехники внёс
поручик Измайлов. Он снабдил фотоаппарат системой магазинного ружья. Это позволило быстро менять фотопластинки. Всего в магазин помещались 70 пластинок.
Моментальный затвор тоже был изобретен на территории российской империи. Наброски данного устройства нарисовал фотограф Юрковский из Витебска. Подробное описание затвора было опубликовано в журнале «Фотограф», издававшемся в Санкт-Петербурге.
Слайд 22Фотография в США
В США же развитие фотографии спровоцировано основанием компании «Kodak».
Именно на её заводах была разработана желатиновая субстанция, которая позволила сократить время экспозиции до сотых долей секунды.
Теперь уже предстояло совершенствовать фотоаппаратуру, дабы можно было пользоваться такой минимальной выдержкой.
Слайд 24История фотографии 20 века
Постепенно фотография получила привычный вид. Снимок делался при
помощи фотоаппарата (в фотоателье использовалась крупная модель, но существовали и компактные экземпляры). Внутрь устройства вставлялась фотопленка. После проявки можно было перенести снимки на фотобумагу.
История фотографии XX века развивалась уже не столь стремительно. В первую очередь совершенствовались камеры, а не фотография. Исключением считается только самое начало XX века, когда была изобретена возможность создания цветных фотографий.
Слайд 25История фотографии 20 века
За всё прошлое столетие было создано огромное количество
фотоаппаратов. В Германии была основана компания Leica, камеры которой до сих пор считаются элитными и самыми дорогими.
Началось соперничество Nikon и Canon, продолжающееся и поныне. Ну а в России огромный успех имели фотоаппараты «Зоркий», «Зенит» и «Смена».
Слайд 26История фотографии 20 века
В 1949 году компания Zeiss внедрила в одну
из зеркальных камер пентапризму. Это позволило разместить видоискатель не на верхней панели, а на задней стенке. Теперь фотограф мог держать устройство на уровне глаз.
Подобная система и сейчас используется во многих цифровых зеркальных камерах (за исключением моделей Sony, в которых установлено полупрозрачное зеркало, не способное отражать свет в видоискатель).
Слайд 27История продолжается
Технология создания снимков регулярно совершенствовалась. В XIX веке новые открытия
в этой области происходили почти каждый год. Сейчас же открывается новая история фотографии — уже цифровой. Sony в 1981 году создала первый цифровой фотоаппарат, который существенно опередил свое время. Позже к производству подобной техники подключились почти все гиганты индустрии фотоаппаратов.
На данный момент сделать фотоснимок можно чем угодно. Цифровая фотокамера в наших руках оказывается всё реже. Чаще всего мы используем веб-камеры, смартфоны, планшеты, игровые консоли, видеокамеры и цифровые бинокли. Некоторые используют камеру в качестве дверного глазка.
За два века в фотографии произошли глобальные изменения.
Слайд 28ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ФОТОАППАРАТОМ
Слайд 29Как одеваться фотографу?
Первое правило – она должна быть удобной (то есть
в ней вы должны чувствовать себя комфортно). Быть свободной, не сковывать движения. Поскольку фотографу иногда приходится принимать достаточно замысловатые позы.
Правило второе – не привлекать к себе внимание и бросаться в глаза. Что-нибудь не яркое, нейтральных расцветок. Задача фотографа при съёмке – «раствориться в окружающем пространстве». Именно тогда, когда на вас перестанут обращать внимание, и получаются самые интересные кадры. Люди не позируют и ведут себя более естественно.
Правило третье – не жалко. Одежда не должна быть дорогой и новой. При фотосъёмке зачастую приходится принимать самые замысловатые позы. А уж присесть, лечь, привстать на колено, опереться локтями на парапет, это просто классика жанра. Естественно вещи мараются. Поэтому оставим дизайнерские разработки и бренды из последней коллекции для других случаев.
Правило четвёртое – одежда должна быть прочной. И не иметь свисающих лямок, завязок, петель и прочих элементов, которыми можно за что-то зацепиться или за которые вас легко ухватить. Потому что, иногда особо рьяные противники фотосъёмки могут пытаться взять вас за рукав, полу куртки. Не часто, но бывает.
Слайд 30Фотосумки, кофры и прочая защита
Фототехника должна быть в кофре. Герметичном, прочном,
рассчитанным на падения, толчки, удары и влагу с небес. Главная задача фотосумки – максимально защитить аппаратуру. Поэтому стоит использовать изделия зарекомендовавших себя фирм.
Не покупайте кофры ярких, броских расцветок. Их стезя – экспедиции, сафари, турпоходы, экстрим. Ярко окрашенный предмет легче заметить в траве, зарослях, на снегу. То есть легче отыскать случайно оставленную, потерянную или забытую аппаратуру. А вот подобные дизайнерские изыски в городе, могут привлечь внимание «охотников до чужого имущества». Наиболее оптимальный цвет – чёрный, тёмно-серый, коричневый, травянисто-зелёный. И не броско и марается меньше.
Никогда не используйте фотосумки (кофры, рюкзаки) с тихими замками. То есть, замки которые расстёгиваются почти беззвучно. Вам это ни чем не поможет, а вот ворам "джуманжи" даст дополнительный шанс.
Слайд 31Общие положения
Смотрите под ноги. Бывали случаи, когда фотограф, глядя в окуляр,
продолжает движение. Ещё и спиной вперёд. Подобными цирковыми трюками можно заниматься только на ровной поверхности при отсутствии скользких предметов под ногами и каких-либо выбоин, ям, и прочих препятствий.
Да и то при наличии хорошей физической подготовки и тренированного вестибулярного аппарата.
Иначе вы рискуете в лучшем случае повредить аппаратуру. Подойти или отойти от снимаемого объекта можно и без прижатого к лицу фотоаппарата. Необходимо выработать в себе привычку, во время любой (пусть даже самой увлекательной) съёмки, контролировать окружающее пространство.
Слайд 32Общение с людьми
Если есть желание кого-то запечатлеть, спокойно спросите у человека
разрешения на это. Объясните, чем вас привлёк именно он. Люди любят, когда подчёркивают их индивидуальность. Расскажите, для чего фотографируете, как в дальнейшем собираетесь использовать данный снимок. Если есть свой сайт, оставьте электронный адрес, пригласите зайти, многим нравится, когда их изображения появляются в журналах или интернете. И человеку приятно, и у вас дополнительные посетители.
Берегите себя и помните ни один, даже самый гениальный кадр не стоит вашего здоровья и безопасности.
Слайд 33ВКЛЮЧЕНИЕ ФОТОАППАРАТА И ВЫБОР РЕЖИМА СЪЕМКИ
Слайд 34Диск режимов фотоаппарата
Диск режимов фотоаппарата — круговой селектор режимов фотокамеры. Обычно
находится на верхней панели камеры слева или справа.
Реже, в основном на компактных камерах, на панели обращённой к фотографу.
Слайд 35M — «Manual»
Ручной или полуавтоматический режим. В этом режиме фотограф вручную
устанавливает необходимые выдержку и диафрагму по стрелочному или светодиодному индикатору сопряжённого встроенного экспонометра. Полуавтоматическим режим называется из-за связи органов управления экспозицией с экспонометром, не требующей дополнительных операций.
При «нулевой» индикации экспонометра положение кольца диафрагмы и диска выдержек автоматически обеспечивает правильную экспозицию. Такой режим позволяет регулировать выдержку, диафрагму и светочувствительность независимо друг от друга, а также устанавливать их в соответствии с показаниями внешнего экспонометра, на основе личного опыта или других соображений.
Слайд 36Av (или A)
Режим приоритета диафрагмы.
Автоматический режим, при котором фотограф вручную задает
требуемую диафрагму, а камера по результатам замера экспозиции автоматически подбирает подходящую для правильного экспонирования кадра выдержку или сообщает о невозможности применения таковой. Кроме того, фотограф может вносить экспокоррекцию. Такой режим может быть как у цифровой, так и у плёночной камеры.
Слайд 37Tv (или S)
Режим приоритета затвора (выдержки).
Автоматический режим, при котором фотограф задает
требуемую выдержку, а камера по результатам замера экспозиции подбирает подходящую для правильного экспонирования кадра диафрагму или сообщает о невозможности применения таковой. Кроме того, фотограф может вносить экспокоррекцию. Такой режим может быть как у цифровой, так и у плёночной камеры.
Слайд 38P
Режим программной линии.
Автоматический режим, при котором камера автоматически, на основе заложенной
логики (программной линии) и результатах экспозамера, устанавливает подходящие для правильного экспонирования кадра выдержку и диафрагму. Фотограф может вводить лишь экспокоррекцию, а также устанавливать баланс белого и чувствительность ISO (в цифровых камерах). Такой режим может быть как у цифровой, так и у плёночной камеры.
Слайд 39Auto (или «зелёный» режим.)
Полностью автоматический режим, не требующий никакого вмешательства фотографа.
В
нём, аналогично режиму «P», камера самостоятельно устанавливает выдержку и диафрагму. Доступ к таким настройкам, как выбор ISO и установка баланса белого, в этом режиме бывает недоступен и выбирается на основе логики заложенной в программном обеспечении камеры. В современных цифровых камерах вместо простого автоматического режима часто используется режим распознавания сюжета, в котором камера анализирует сюжет снимка и выбирает необходимую сюжетную программу («Портрет», «Пейзаж» и т. п.). Лишь в том случае, если камера не может определить тип сюжета, используется стандартный общий алгоритм установки параметров.
Слайд 40Сюжетные режимы
Сюжетные режимы (такие как «Портрет», «Пейзаж», «Ночная съёмка») имеются почти
во всех любительских цифровых фотоаппаратах. В этих режимах камера также устанавливает параметры автоматически, однако при этом использует специализированный алгоритм (например, в режиме «Спорт» используется максимально короткая выдержка).
Зачастую выбор той или иной сюжетной программы определяет не только алгоритм установки экспозиции, но и некоторые другие параметры (баланса белого, насыщенности и т. п.).
Во многих случаях в некоторых сюжетных режимах возможности установки параметров ограничены относительно режима «Auto» (например, в режиме «Пейзаж» невозможно включить вспышку).