Слайд 1Искусство Западной Европы
(17 – 18 вв.)
Слайд 2Религиозное разделение Западной Европы
(Реформация и Контрреформация)
Слайд 3Реформа́ция
(от лат. reformatio — преобразование)
— общественное движение в Западной
Европе в 16 веке, направленное на реформирование католической Церкви.
Начало Реформации положило выступление в 1517 г. в Германии Мартина Лютера (1483 – 1546)
Реформация положила начало протестантизму
Слайд 4Протестанти́зм определил принципиальными три положения:
спасение личной верой
священство всех верующих
исключительный авторитет
Священного Писания (Библии)
католиков — около 1 млрд. человек
протестантов — около 400 млн.
православных — около 240 млн.
Слайд 5КОНТРРЕФОРМАЦИЯ - комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в
16–17 вв. и направленных на подавление протестантской Реформации.
Тридентский собор (1545–1563) официально отверг протестантское учение.
Орудиями Контрреформации стали
инквизиция (1542) и
орден иезуитов (1540, Игнатий Лойола).
Был издан Индекс запрещенных книг
Слайд 6Варфоломе́евская ночь
Резня гугенотов во Франции, устроенная католиками в ночь на 24
августа 1572, день св. Варфоломея.
Во Франции с августа по октябрь погибло около
70 тысяч человек.
Слайд 7Тридцатилетняя война (1618 - 1648) вовлекла в военные действия почти все европейские
страны
Причины:
Религиозное противостояние между протестантами и католиками
Борьба против гегемонии династии Габсбургов, распространивших свою власть на Португалию, Фландрию, южную Италию, Чехиею, Венгрию, Хорватию, а также испанские колонии в Америке
Слайд 8Война изменила расстановку сил в Европе:
Испания потеряла свое доминирующее положение
Гегемония
перешла к Франции
Швеция стала великой державой, укрепив свои позиции на Балтике
Наибольший урон был нанесён Чехии и Германии, где погибла примерно треть населения
В Германии шведы уничтожили треть всех городов и деревень, а также сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи
Слайд 10Баро́кко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт. perola barroca — «жемчужина
неправильной формы») — стиль европейской культуры 17-18 веков
Сформировался в Риме под влиянием контрреформации
Основные черты:
Обращение к эмоциям и воображению зрителей
Напряжённая динамика образов
Стремление к величию и пышности
Создание ансамблей (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера)
Слайд 11Стиль барокко получил распространение
в архитектуре католических стран:
Италии
Испании
Австрии
Германии
Чехии
Польши
Слайд 13
Джакома делла Порта
(ок. 1540-1602)
Ученик Микеланджело и Виньолы.
Работал в основном в
Риме.
Для его творчества характерны динамизм архитектурных форм.
Обращение к архитектуре античности эпохи эллинизма и поздней империи, а также к искусству Высокого Возрождения.
Слайд 14Джакомо делла Порта
Церковь
Иль Джезу (фасад)
1575
Слайд 15Игнáтий Лойо́ла (1491-1556) – основатель ордена иезуитов.
Орден проявил себя в:
-
миссионерской деятельности;
-образовании и воспитании;
- литературе и театре.
Слайд 16Виньола и
Джакомо делла Порта.
Церковь Иль Джезу.1575
Отказ от
центрической схемы Высокого Возрождения.
Возвращение к базиликальному типу раннехристианских церквей Рима.
Слайд 17 Для зодчих барокко важна пластическая сторона архитектуры и ее пространственная
организация.
Слайд 18Джакомо делла Порта. Вилла Альдобрандини
во Фраскати близ Рима. 1598-1603
Слайд 20 Складывается система итальянского парка: наличие единой оси парка, расположенного на
склоне горы с многочисленными спусками , террасами гротами.
На этой же оси расположено и главное здание.
Слайд 23Доменико Фонтана. Латеранский дворец в Риме 1586-1590.
Слайд 25Доменико Фонтана
Фонтан Аква Феличе (Фонтан Моисея)
1585-88
Расположен в районе Квиринал на том
месте, где заканчивался акведук Аква Феличе, отреставрированный Папой Сикстом V.
Слайд 26Ангелы с фамильным гербом Папы Сикста V
Слайд 27В центре - Моисей, слева - Аарон, справа – Иисус Навин
Слайд 29Фонтана. Библиотека Ватикана. 1587
Слайд 32Сикстинский зал Ватиканской апостольской библиотеки
Слайд 33В 1586 в центре площади Собора Святого Петра был установлен египетский
обелиск (25м)
Слайд 34Установка обелиска в центре площади Собора Святого Петра была назначена в
день 10 сентября 1586 года. Операцией руководил Доменико Фонтана, для нее потребовалось 900 рабочих, 140 лошадей и 44 лебедки. Все подходы к площади заблокировали, зевакам и любопытной толпе запрещалось издавать какие-либо звуки под страхом смертной казни. Аккуратно и медленно поднимали обелиск на пьедестал, но во время подъема поддерживающие его канаты ослабли и это грозило падением обелиска. Все замерли в ужасе и гробовой тишине… и в этот момент, в нарушение запрета, раздался голос из толпы : “Воду на канаты!” Это был капитан корабля по имени Доменико Бреска из Сан Ремо. Он отлично знал из своего опыта, что когда канаты намокают, они стягиваются. Так обелиск был установлен, а капитана Бреска вызвали к Папе. Тот похвалил капитана и спросил, чем он мог бы отблагодарить его. В ответ капитан попросил разрешения привозить в Ватикан ветви пальм в Пальмовое воскресенье, что бывает в воскресенье, предшествующее Пасхе.
Слайд 36Для сооружений барокко показателен акцент на фронтальность, фасадность построения.
Слайд 37Франческо Борромини
(1599 – 1667)
Слайд 38Работал в Риме.
Соперничал с Лоренцо Бернини за папское внимание.
Характерно
изобилие затейливых и причудливых архитектурных деталей, усложнённая планировка интерьеров.
Кругу предпочитал эллипс.
В 1667 сжег рукописи и рисунки, затем покончил с собой (закололся).
Слайд 39Франческо Борромини
Церковь Сан-Карло алле Кватро Фонтане в Риме 1634-1667гг.
Слайд 43
Церковь Сант-Иво алла Сапиенца (1642—60) была построена Борромини по заказу папы
Урбана VIII.
Церковь является частью Университета Сапиенца, основанного в 13 веке.
Слайд 44Папа Римский
Урбан VIII (Маффео Барберини),
(1623 — 1644)
Слайд 45Томмазо Кампанелла предлагал папе основать колледж для того, чтобы воспитывать миссионеров
и основать мировую теократию с папой во главе: «универсальная монархия», писал Кампанелла, «когда будет одно стадо и один пастух, и счастливая жизнь на земле».
Урбан одно время рассматривал этот проект вполне серьезно.
Слайд 46Борромини. Университетская церковь в Риме. 1642-60.
Слайд 47Только у этой римской церкви есть такое затейливое завершение:
очень высокий
шестилопастной барабан (в плане напоминает цветок), на котором установлена изящная спираль, увенчанная каменной короной с ажурным куполом в виде луковки с кованым крестом.
Слайд 48В интерьере план пола продолжается в форме перекрытия. Основание и купол
сливаются так, что ребра купола, продолжающие линии пилястр, кажется поднимаются прямо с пола.
Эти черты архитектуры Борромини, приводившие в изумление его современников, стали характерными чертами позднего барокко и рококо.
Слайд 49Интерьер. Алтарная композиция Пьетро да Кортона «Св. Иво»
Слайд 50Голубь в фонаре, окруженный 12 языками пламени и статуи апостолов в
нишах церкви
Слайд 51«Ключ Соломона» призывает Премудрость с помощью различных талисманов, магических кругов и
печатей
Слайд 55Джованни Лоренцо Бернини
(1598 – 1680)
Слайд 56Учился у отца — скульптора Пьетро Бернини, интересовался театром.
Бернини живописно
сочетает разные материалы,
использует
раскраску,
позолоту,
световые эффекты.
Слайд 57Колоннада площади перед собором св. Петра в Риме
Слайд 61Лоренцо Бернини. Кафедра святого Петра. 1657-1666
Слайд 64Бернини. Лестница Скала Реджа. 1663-1666
Слайд 65Бернини. Лестница Скала Реджа. План
Слайд 67Скульптура барокко отличается:
повышенной эмоциональностью
стремлением к театрализованным эффектам
применением разных материалов
стремлением «завоевать»
пространство
Слайд 68Джованни Лоренцо Бернини
Похищение Прозерпины
1621-1622
Мрамор. 295 см
Галерея Боргезе. Рим
Бернини было всего 23
года
Слайд 69«Я победил мрамор и сделал его пластичным, как воск…»
Слайд 71Бернини
Аполлон и Дафна
1622-1625
Мрамор, 243 см
Галерея Боргезе. Рим
Слайд 72Кардинал Маффео Барберини:
«Каждый, кто будет искать наслаждения исчезающей красотой, очнётся
с руками, полными листвы и горьких ягод».
Слайд 74Бернини. Экстаз св. Терезы. Капелла Корнаро.
Санта Мария делла Виттория. 1644-1652
гг.
Слайд 75Кардинал Федерико Корнаро
(1579-1653)
Заказчик оформления капеллы.
Портрет кисти Бернардо Строцци.
Слайд 80Бернини. Портрет Людовика XIV. 1665.
Слайд 82Никола Сальви. Фонта́н Тре́ви. (1732—1762). Рим
Слайд 83Самый большой фонтан Рима (49 м шириной и 26 м высотой).
Вода
поступает из источника, расположенного в 13 км от Рима, по водопроводу, который действует с I в. до н.э.
На заднем плане - Палаццо Поли (архитектор Луиджи Ванвителли).
Слайд 85«Укрощение вод» – тема скульптурной композиции.
Тритоны направляют колесницу из морских
раковин Посейдона, которую влекут гиппокампы – водяные лошади.
Слайд 89Живопись барокко
Стремление эмоционально воздействовать на зрителей:
Контрасты цвета и света
Динамизм композиций
(диагональное размещение основных деталей или размещение по спирали)
Частое совмещение двух планов: реального и воображаемого
Игра с пространством
Слайд 90Джован Баттиста Гаулли (1639 – 1709) - итальянский живописец, прозванный «Бернини
живописи».
Роспись купола церкви Иль Джезу в Риме (главного храма ордена иезуитов) - «Триумф Имени Христа»
Слайд 92Андреа дель Поццо. Триумф св. Игнатия. 1691-1694. Плафон церкви Сант-Иньяцио. Рим
Слайд 94Пьетро да Кортона. Триумф Божественного Провидения. 1636-1639. Палаццо Барберини в Риме.
Слайд 96Петер-Пауль Рубенс (1577-1640) - знаменитый фламандский живописец.
Мастер, великолепно работавший почти во
всех жанрах живописи.
Слайд 97Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609
Слайд 99Похищение дочерей Левкиппа. ок. 1617—1618.
Холст, масло. 224 × 211 см. Старая пинакотека. Мюнхен
Слайд 100Диоскуры – братья-близнецы Кастор и Полидевк – похители дочерей Левкиппа, невест
сыновей Афарея.
Ссора между Диоскурами и сыновьями Афарея привела к тому, что только Полидевк остался в живых.
По просьбе Полидевка Зевс, отец Диоскуров, разрешил ему и Кастору «поделить» обещенное Полидевку бессмертие.
Слайд 102Рубенс. Мученичество Св. Сте́фана. 1617
«...вот, я вижу небеса отверстые и
Сына Человеческого, стоящего одесную Бога».
Слайд 104Рубенс. Снятие с креста. 1612-1614.
Дерево, масло, 421 x 311 см
Собор Антверпенской Богоматери
Слайд 105Триптих, предназначенный для капеллы Гильдии аркебузьеров (полувоенного братства), состоит из:
«Встреча Марии
и Елизаветы»
«Снятие с креста»
«Представление Иисуса в Иерусалимском храме»
Слайд 108Рубенс
«Шубка»
(Елена Фоурман)
ок. 1638
Слайд 110Рубенс. Вирсавия. 1635, дерево, масло, 175 x126 см
Картинная галерея, Дрезден, Германия
Слайд 111Джованни Баттиста Гаулли (1639 – 1709) - выдающийся итальянский живописец-декоратор, прозванный
«Бернини живописи».
Самой значительной работой Гаулли, заказанной ему генералом ордена иезуитов по совету Бернини, является грандиозная роспись купола церкви Иль Джезу — главного храма ордена иезуитов.
Основным мотивом росписи огромного купола является иллюзорный свет, изливающийся из его центра – аллегория деятельности Ордена.
Особого эффекта осязаемости изображенного Гаулли добивается, сочетая созданный кистью художника ослепительный свет с раскрашенным гипсом лепнины.