Иконография презентация

Содержание

Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте: он отделяет собой часть церкви, где находятся верующие, называемую в толкованиях «кораблем», «кораблем спасения», от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители.

Слайд 1 Иконостас Царские врата Святые евангелисты Причащение апостолов


Слайд 2Иконостас располагается в русском храме в чрезвычайно важном месте: он отделяет

собой часть церкви, где находятся верующие, называемую в толкованиях «кораблем», «кораблем спасения», от алтаря, куда имеют доступ лишь священнослужители.

Слайд 3Высокий иконостас. (Схема.) 1 —царские врата (а — Благовещение, б, в,

г, д — евангелисты или творцы литургии); 2—Причащение апостолов; 3 — икона Спасителя или храмовая икона; 4 — икона Богоматери; 5—6 — северные и южные двери с изображениями архангелов или святых диаконов; 7—8 — другие иконы; 9 — деисусный ряд; 10— праздничный ряд; 11— пророческий ряд; 12—праотеческий ряд.

Слайд 4 Праотеческий ряд представляет первоначаль-
ную, ветхозаветную церковь, от Адама до Моисея,

до получения Закона. Изображенные здесь праотцы предстают со свитками, на которых начертаны пророчества о пришествии Иисуса Христа. В центре помещается образ Троицы, «Явление Аврааму у дуба Мамврийского» как знак первого Завета, который заключил Бог с человеком.

Троица ветхозаветная


Слайд 5«Авраам». Икона из праотеческого чина.


Слайд 6«Царь Давид», икона из пророческого ряда, церковь Преображения, Монастырь Кижи


Слайд 7Пророческий ряд. На свитках, которые держат пророки, начертаны предсказания о Богородице,

от которой воплотится Иисус Христос, и в центре этого ряда помещают «Богоматерь Знамение»


Слайд 8Пророческий ряд. В центре изображена Богоматерь Воплощение. По сторонам от Неё

пророки: слева — Давид и Моисей, справа — Соломон и Иона.

Слайд 9Даниил, Давид и Соломон (Новгород, ок. 1497). Пример ранней иконографии, когда

Богородица еще не помещалась в центре.

Слайд 10Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом

монастыре.

Пророки Софония, Аввакум, Иона, Моисей.


Слайд 11Пророки Даниил, Иеремия, Исайя
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества

Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Слайд 12Богоматерь Знамение,
цари-пророки Давид и Соломон
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора

Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Слайд 13Пророки Аарон, Гедеон, Иезекииль
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора Рождества

Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Слайд 14Пророки Иаков, Захария, Малахия, Иоиль.
Пророческий ряд. Около 1502 года. Из Собора

Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Слайд 15 Праздничный ряд В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории,

то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Слайд 16Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Воскресение Христово(Сошествие

во ад)

Слайд 17Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Жены-мироносицы у

гроба

Слайд 18Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Вознесение


Слайд 19Праздничный чин (Троицкий собор, Троице-Сергиева лавра) (1425-1427) (Мастерская Рублёва) Успение

Богоматери

Слайд 20Деисусный чин — моление Церкви, воссоединяющее людей с Иисусом Христом, моление,

которое завершается и разрешается лишь на последнем, Страшном суде.
Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения —Вседержитель.
Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла.

Слайд 21Спас в силах» — центральная икона ростового деисусного чина. Тверь, около

1500 года

Слайд 22Царские врата —
двустворчатые двери напротив Престола (в алтаре), главные врата иконостаса

в православном храме. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая.
Как правило, на вратах изображены четыре евангелиста и Благовещение как символ того, что врата Рая снова стали открыты для людей.

Царские врата ярославской приходской церкви Фёдоровской Богоматери


Слайд 23Нижний ряд (или по-другому «чин») — местный
В нём располагаются Царские врата

с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Слайд 24Святые евангелисты.
Автор Евангелия, которое считается древнейшим, написанным раньше трех остальных,— апостол

Матфей. Автор второго Евангелия — Марк, уроженец Иерусалима, по преданию, принявший крещение от апостола Петра. Крестившись у верховного апостола, он обрел подлинную духовную силу и принял на себя апостольский труд, начал проповедь учения Христа. Автор третьего Евангелия — Лука, христианин из язычников. Иоанн — четвертый евангелист — сын Зеведея и Саломии, также следовавшей Иисусу Христу и служившей ему, ставшей одной из жен-мироносиц.


Св. Марк. Мозаика собора Св. Софии в Киеве.


Слайд 25Четырех евангелистов за созданием Евангелия очень часто изображали на царских вратах

— на главном входе в алтарь. На обеих створках врат попарно располагаются четыре композиции, изображающие четырех евангелистов, создающих Евангелие. На левой — Иоанн, а под ним Лука, на правой — Матфей, а под ним Марк

Св. евангелисты. Фрагмент царских врат. Начало XVI века.


Слайд 26 Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над

Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос , где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Евангелист Матфей

Евангелист Иоанн


Слайд 27Евангелист Лука
Евангелист Марк


Слайд 28Символы евангелистов и форма их традиционного символического изображения: Матфей изображается в

образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый из них крылат и держит Евангелие.

«Святой Марк и лев»


Слайд 29Матфей
Марк
Лука
Иоанн
Человек (ангел)
Лев
Бык (Вол)
Орёл
Человеческая природа Христа, его воплощение
Господство и царская власть

Христа-Царя, его Воскресение из мёртвых

Священнодейственное и священническое достоинство Христа, его крестная жертва

Дар Святого Духа, Вознесение Господне


Слайд 30Тайная вечеря - последняя трапеза Иисуса Христа с учениками перед его

арестом. В честь этого события нет специального праздника, Тайная вечеря поминается на Страстной неделе
. На иконе Причащение апостолов изображалась как бы самая суть события — то «раздаяние» ученикам хлеба и вина, причащение их телом и кровью Иисуса Христа, которое стало прообразом причастия всех верующих — главного таинства церкви.

Причащение апостолов (причащение вином). Иконы из иконостаса Троице-Сергиевой лавры


Слайд 31Причащение апостолов. Фрагмент царских врат. Начало XVI века.


Слайд 32В жилых домах православных христиан есть особо отведенное для икон место

— красный угол — в устройстве которого повторяются принципы церковного иконостаса. Существуют многофигурные иконы содержащие изображения деисуса, праздников и пророков, а иногда (особенно в XIX веке) всего многоярусного иконостаса с местным рядом. В древней Руси такие миниатюрные иконы-иконостасы назывались «Походная церковь», то есть могли браться с собою в путешествие.

Икона XIX века, изображающая церковь с шестиярусным иконостасом


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика