Игорь Стравинский. Великая балетная триада презентация

Содержание

«Стравинский — истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного». Дмитрий Шостакович.

Слайд 1 Игорь Стравинский
Великая балетная триада


Слайд 2
«Стравинский — истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого

настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного». Дмитрий Шостакович.
Творческая жизнь Игоря Стравинского — это живая история музыки XX века. В ней, как в зеркале, отразились процессы развития современного искусства, пытливо ищущего новые пути. Стравинский снискал репутацию дерзкого ниспровергателя традиций. В его музыке возникала множественность стилей, постоянно пересекающихся и подчас трудно поддающихся классификации, за что композитор заслужил от современников прозвище «человек с тысячью лиц».

Слайд 3


Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме на даче, которую купил его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский — русский певец, солист Мариинского театра. Мать будущего композитора — одарённая пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская (11.08.1854 — 7.06.1939), была постоянным концертмейстером на концертах мужа.


Слайд 4

Первые уроки.

 

С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил Стравинскому занятия два раза в неделю, параллельно с его уроками у В. Калафати. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел профессией в совершенстве.


Слайд 5Музыкальная жизнь Петербурга времен юности Стравинского давала ему много духовной пищи.


С одной стороны, это было влияние Н.А. Римского-Корсакова и А.К. Глазунова, которых он в то время очень любил, с другой — знакомство с французскими композиторами
С. Франком, Венсаном д’Энди, Э. Шабрие, Г. Форе и в первую очередь с Клодом Дебюсси.

К. Дебюсси.

А. Глазунов.

Стравинский и Римский-Корсаков


Слайд 6В 1909 году состоялось знакомство И. Ф. Стравинского и С. П.

Дягилева. В январе этого года на исполнении «Фантастического скерцо» и «Фейерверка» Стравинского в зале Дворянского собрания присутствовал Дягилев. Высоко оценив талант молодого композитора, Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. Это предприятие, особенно на первых порах, знакомило европейскую публику с блестящими образцами современного русского искусства.

Слайд 7 Великая балетная триада

включает три балета, созданных им для труппы С. Дягилева («Жар-птица», «Петрушка» и «Весна священная») для «русских» сезонов в Париже. Эти произведения характеризуются рядом схожих черт: все они рассчитаны на многочисленный оркестр, и в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы.


Слайд 8 Балет «Жар-птица» (1909-1910)
Премьера балета состоялась 25 июня

1910 г. в Парижском театре «Гранд- опера».
Постановка была осуществлена автором либретто Михаилом Фокиным. Художниками постановки были знаменитые Александр Головин и Леон Бакст. Триумф превзошел все самые смелые ожидания.

М.фокин

Л.Бакст

А.головин


Слайд 10Замысел «Жар-птицы» Стравинскому не принадлежал: перед ним было готовое либретто, составленное

балетмейстером Михаилом Фокиным. О причинах, побудивших его к созданию этого либретто, Фокин пишет: Дягилев не ошибся - Стравинскому удалось создать «огневой образ» в музыке балета. Молодой композитор проявил себя как музыкальный живописец, способный достоверно передать как таинственный сумрак волшебного сада Кащея, так и ослепительный свет сверкающей золотым опереньем Жар-птицы.

Слайд 11Музыка балета — ярко красочная, наполненная оркестровыми эффектами, хотя и написана

еще в традициях Римского-Корсакова, уже несет на себе отпечаток неповторимой индивидуальности автора. Сумрачные «ползущие» звучания вступления рисуют зачарованный сад Кащея, его зловещее царство. . «Поганый пляс Кащеева царства» — зловещий, словно неживой танец, красочен, насыщен острыми ритмическими перебивками, исполненными дикой стихийной силы и пульсирующими на протяжении почти всего номера.
«Пляс Жар-птицы» фантастичен, причудлив, с изобретательно варьируемой красочной оркестровкой. В медленном, женственном «Хороводе царевен» Стравинский использует русскую народную песню «По садику».

Слайд 12 Балет «Петрушка»(1910-1911)
 Почти сразу же после успеха «Жар-птицы» Дягилев

заказывает Стравинскому новый балет. Теперь это был «Петрушка» — «потешные сцены в четырех картинах», как обозначил это действо сам композитор. И вновь триумф Стравинского!


Слайд 13Партитура «Петрушки» может считаться поворотным пунктом в истории музыки XX века:

она открыла миру новую силу необычайно наэлектризованного ритма, оригинальную, порой дерзкую инструментовку, смелое сочетание, казалось бы, несоединимых ладов (эпизоды, написанные в разных тональностях, звучащих одновременно). Эти новшества подчеркивают экстраординарное развитие композитора. Теперь он превозносился как самый значительный из живущих композиторов, он стал можно сказать иконой авангардного искусства Парижа.

Слайд 14Премьера состоялась в Париже в театре «Шатле» 13 июня 1911 года, почти

ровно через год после триумфа «Жар-птицы». « Петрушка » снискал восторженное признание русских и французских поклонников « дягилевских сезонов » в Париже.

К постановке «Петрушки» Дягилев привлек лучшие художественные и артистические силы: в создании либретто, а затем и сценографии участвовал А. Бенуа (ему балет и посвящен).


Слайд 15Хореография Фокина (1880—1942) в «Петрушке» стала вершиной его творчества. Рассчитанная на выдающийся талант

Вацлава Нижинского, она, как и музыка, оказалась небывалой по выразительным средствам. «Кукла с лицом, намалеванным посмешнее, в лоскутном наряде и в шапке с кистью, Петрушка был сшит на потеху зевак, — писала В. Красовская. — Его руки и ноги, набитые опилками, болтались, заворачивались внутрь от собственной тяжести и дергались, послушные невидимой нитке Фокусника.

Слайд 16«Когда я сочинял эту музыку, — вспоминает Стравинский, — перед глазами

у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости: «Петрушка»! Вечный и несчастный герой всех ярмарок, всех стран! Это было именно то, что нужно, — я нашел ему имя, нашел название!»

Слайд 17Музыка «Петрушки» представляет собой новое слово в музыкальном искусстве. Она соткана

из остроумно использованных популярнейших интонаций русского городского фольклора. Музыкальная форма «Петрушки» очень своеобразна.









Четыре его картины соответствуют частям симфонии: первая — Allegro, вторая медленная, третья аналогична симфоническому скерцо, четвертая — финал. В широко выписанных жанровых сценах звучат мотивы народных песен «Вдоль по Питерской», «Ах вы, сени, мои сени», плясовой «А снег тает» и собственных мелодий композитора, выдержанных в народном духе.


Слайд 18 Балет «Весна священная»(1910-1913)
Поразительно, но огромный успех «Петрушки» оказался превзойденным новым

балетом Стравинского — «Весна священная». В сценической премьерной версии участвовали В. Нижинский (хореография) и Н. Рерих (декорации и костюмы).

В. Нижинский

И. Стравинский

Н. Рерих


Слайд 19






Замысел балета возник у Стравинского еще в период

работы над «Жар-птицей». Первые наброски к «Весне» были сделаны еще в мае 1910 г., но только после премьеры «Петрушки» и знакомства в июле 1911 г. с Николаем Константиновичем Рерихом, композитор приступил к разработке окончательного либретто и созданию основного корпуса музыки.


Слайд 20Эскизы Н. Рериха к балету «Весна священная»


Слайд 21Премьера состоялась в Париже в Театре Елисейских Полей 29 мая 1913

г. Принято считать, что это был самый большой скандал в истории музыки: спектакль закончился массовыми беспорядками — настолько противоречивой была реакция публики: одни свистели и топали ногами, другие — среди них Дебюсси и Равель — стоя криками выражали свой восторг и поддержку. 
Музыку Стравинского называли «безумием», не находя для нее иных эпитетов, кроме «отвратительная», «грубая», «жесткая».

Слайд 22 Признание пришло к балету годом позже, на первом

концертном исполнении этого сочинения под управлением Пьера Монте в зале Casino de Paris.









Композитор был полностью вознагражден за испытания прошлого года. И если на театральной премьере «Весны» Стравинский был вне себя от ярости, то на этот раз покоренные слушатели устроили восторженную овацию и вынесли его на руках как признанного победителя.



Слайд 23Сотрудничество Дягилева и Стравинского продолжалось 18 лет. За этот долгий период

в « Русских сезонах » было поставлено 10 балетов композитора.

Сред них:
«Сказ про Лису, Петуха, Кота да Барана» 1916 г.
«Пульчинелла» 1922 г..
«Свадебка» 1923 г.

Но именно первые три из них: « Жар-птица », « Петрушка » и « Весна священная » остались по сей день самыми популярными. Их называют « Великой балетной триадой Стравинского ».


Слайд 24Помимо перечисленных выше произведений, к данному периоду в творчестве Стравинского относят

обработки русских песен и стихов, вошедшие в сборники «Три поросенка» и «Прибаутки» (1915г.), циклы « Подблюдные» ,«Три истории для детей», « Четыре русские песни» (1914-1919 гг.) .
Также оперы:
« Соловей» (1914г.)


и


« История солдата»( 1918 г.)




Слайд 25 заключение
Игорь

Стравинский прожил долгую, почти девяностолетнюю, жизнь, большая часть которой прошла за границей. Через десять лет после «художественной эмиграции» в 1913 из России, которая не приняла ни его «Петрушку», ни тем более «Весну священную», он с горечью скажет: «Я утратил свои корни».  
Но Игорь Стравинский везде и всегда воспринимался как русский композитор, его русская сущность никуда не делась и именно она пронизывает все его творчество. Особенно ярко она проявилась в «русский» период . Тогда национальный фольклор и народная языческая стихия были основой всех его произведений в течение пятнадцати лет.

Слайд 26 источники:
Глебов

И.Книга о Стравинском-Л.: Тритон,1929.
Ярусовский В. Игорь Стравинский-Л.:1982.
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://school-collection.edu.ru/
http://to-name.ru/biography/igor-stravinskij.htm
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/
http://www.belcanto.ru/Stravinsky.html

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика