Художественное оформление карт презентация

Содержание

Фрагмент карты горы Эверест (Джомолунгма) 1:100 000, Э. Имгоф Фрагмент ландшафтной карты Азиатской части СССР. Коллектив студентов под рук. доц. П.А.Скворцова, 1953 год Под художественным оформлением карт понимается такое оформление, при котором те

Слайд 2Фрагмент карты горы Эверест (Джомолунгма) 1:100 000, Э. Имгоф
Фрагмент ландшафтной карты Азиатской части

СССР. Коллектив студентов под рук. доц. П.А.Скворцова, 1953 год

Под художественным оформлением карт понимается такое оформление, при котором те или иные виды изобразительных средств применяются на основе принципов изобразительного искусства, в частности, – реалистической живописи.
Художественное оформление имеют некоторые учебные карты природных зон, туристские карты, карты-панорамы и многие другие. Такие карты являются синтезом науки и искусства.
В мире сложились две школы художественного оформления карт – российская и швейцарская. Будучи влиятельными школами и развиваясь параллельно, они оказали определенное влияние друг на друга. Одно из принципиальных сходств состоит в том, что обе школы основывались на географически грамотном и художественно обоснованном показе элементов содержания карт.


Слайд 3Решением проблемы повышения наглядности и выразительности изображения элементов содержания карт занимались

многие ученые-картографы на протяжении нескольких столетий. Это отечественные картографы П. П. Левицкий, П. К. Колдаев, П. А. Скворцов, Н. Н. Лосяков, а также швейцарские картографы Г. Гюгер, К. Имфельд, Г. Кюммерли, Ф. Беккер, Э. Имгоф; родоначальник панорамных карт австрийский картограф Г. Беранн; Х. Шелтон, Т. Паттерсон (США) и другие.

Слайд 5Любовь к рисованию не оставляла Петра Алексеевича
всю жизнь. Он был членом

Союза художников Москвы,
членом Географического общества.
В 1927 и 1929 гг. его картины были выставлены
на Всесоюзных выставках художников‑самоучек
при Ассоциации Художников Революции России
и вызвали массу восторженных откликов зрителей.

П. А. Скворцов

П. А. Скворцов. Северный Кавказ. Масло, картон.

Родоначальником российской школы оформления карт является замечательный художник-картограф Петр Алексеевич Скворцов. Он родился 24 августа 1895 года в Москве. Закончив школу и реальное училище, поступил в Межевой институт, который успешно окончил в 1918 году. Первые годы работы были связаны с геодезическими съемками, а через 8 лет Петр Алексеевич стал работать в картографическом отделе Геодезического управления начиная с должности младшего картографа и до заведующего отделом топографических карт. В 1931 году Скворцов стал главным инженером картпроизводства и активно включился в научную работу. Под руководством П. А. Скворцова и при непосредственном участии была составлена гипсометрическая карта масштаба
1 : 100 000 на район верхней Волги и прилегающих рек севера европейской части СССР. Во время инспекторских поездок на картографические фабрики помимо основной работы Петр Алексеевич читал лекции по отображению на карте особенностей рельефа и его цветовому оформлению.


Слайд 6Одной из самых выдающихся работ Петра Алексеевича Скворцова как художника-картографа была

карта из самоцветов в технике флорентийской и русской мозаики. Карта должна была стать прологом к Всесоюзной художественной выставке «Индустрия социализма», готовившейся к 20-летию Октябрьской революции. Изготовление карты было поручено Тресту «Русские самоцветы» Наркомата местной промышленности РСФСР. Работы производились на Ленинградском заводе по обработке камней-самоцветов, Свердловской гранильной фабрике и Петергофском заводе технических камней.

Панно размером 5,9×4,5 м и весом в 3,5 тонны представляет собой точную физико-географическую карту СССР масштаба 1:1 500 000. Набор состоит из более чем 45 тысяч пластин самоцветов. Работа началась 3 мая 1936 г. Макет был выполнен на 2-ой Московской картографической фабрике. Художественная разработка проекта принадлежала руководителю мозаичного отдела Академии художеств Я.А. Фролову, художникам
П.А. Скворцову и А.З. Данилочкиной, которые непосредственно осуществляли подбор камней для мозаики.


Слайд 7 В конце 1936 г., в разгар работы

над картой, было принято решение представить ее на Всемирную выставку в Париже в мае 1937 г. В середине апреля 1937 г. работы были завершены. 24 мая 1937 г. под девизом открылась Всемирная выставка в Париже. Панно «Индустрия социализма» экспонировалось в первом зале советского павильона, посвященном Конституции СССР, и заслужило массу восторженных отзывов. «Карта СССР – писал корреспондент парижской газеты – самый изумительный экспонат не только советского павильона, но и всей парижской выставки. Тысячи посетителей стоят часами около нее». Решением жюри Выставки панно, также как и скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», были награждены дипломами «Гран-при».



Слайд 8 Одновременно с картой были изготовлены рельефные мозаичные

гербы 11 существовавших в то время Союзных республик и герб СССР, которые экспонировались в Париже и Нью-Йорке. При их изготовлении, кроме различных сортов яшмы, лазурита и родонита, были использованы также белый кварц, мраморный оникс, нефрит и кварцит.

Слайд 9 Такой успех предопределил дальнейшую судьбу карты: было

решено демонстрировать ее на Всемирной выставке в Нью-Йорке, тем более, что выставка «Индустрия социализма», в 1937 г. не состоялась. Планировалось, что после возвращения из Нью-Йорка карта будет размещена в главном вестибюле «Дворца Советов», который предполагалось построить на месте снесенного храма Христа Спасителя.

Слайд 1023 апреля 1940 г. начались работы по реставрации и реконструкции. Они

вновь были поручены Ленинградскому заводу Треста «Русские самоцветы». Где находилось панно с 1940 по 1946 г., достоверно неизвестно.
2 мая 1948 г. состоялось торжественное открытие Георгиевского зала с установленной на тронном подиуме мозаичной картой СССР. Панно экспонировалось в Эрмитаже до 1982 г.

Слайд 11В течение этого времени проводились лишь профилактические реставрационные работы. В 1982

г., в связи с капитальным ремонтом Георгиевского зала, карта была демонтирована и передана на постоянное хранение в Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей им. акад. Ф.Н. Чернышева.
В 2006 г. специалисты «Царскосельской янтарной мастерской» провели пробную реставрацию одной из секций панно. Было решено, что панно находится в аварийном состоянии и требует срочной реставрации. Поэтапная реставрация панно ведется с 2008 г., и посетители музея уже могут видеть ее результаты.

Цветовая гамма мозаичного набора отвечает принятым для географических карт канонам. Основным поделочным камнем, использованным для отображения рельефа, стала уральская яшма. Низменные участки выполнены из уральского амазонита.
Для показа акваторий в мозаичном наборе использован лазурит из Прибайкалья и Таджикистана.


Слайд 12Населенные пункты обозначены позолоченными серебряными звездами со вставками из искусственных рубинов;

названия столиц союзных республик выполнены из натуральных ограненных изумрудов в позолоченных серебряных кастах. Москва обозначена рубиновой звездой с серпом и молотом, украшенными 17 алмазами, надпись «Москва» выполнена из синтетических рубинов. Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра.
Для предприятий различных видов промышленности и месторождений полезных ископаемых была разработана система дополнительных условных обозначений.

Слайд 13Как сделать карту еще более наглядной, красивой, понятной любому читателю? На

эти вопросы Скворцов искал ответы всю жизнь, делая тысячи эскизов, изучая вопрос как с физической и математической стороны, так рисуя пейзажи с натуры.

Изображения различных типов ландшафта.
Пленэрные эскизы П. А. Скворцова, сделанные на холсте или на картоне,
помогавшие ему в оформлении карт. 1950-е гг.


Слайд 14С 1940 г. Петр Алексеевич Скворцов начинает преподавать оформление карт в

МИИГАиК, где спустя четыре года получает звание доцента. Занятия по оформлению карт проводились именно так, как это бывает в «творческих мастерских». Сначала ученикам преподаются теория и базовые практические навыки, а дальше идет коллективная работа с преподавателем. Равнодушный ко всякого рода званиям и регалиям, Петр Алексеевич любил главное дело своей жизни – оформление карт, которому посвятил всю свою жизнь.
Ученические работы представляли собой, говоря языком художников, «подмалевок», на котором мастер своей рукой показывал, как надо грамотно оформлять карты. Таким образом, ученики становились последователями отечественной школы художественного оформления карт.


Слайд 15В 1953 году под руководством П. А. Скворцова была создана уникальная

живописная карта Европейской части СССР. Это большое полотно (размером 4,5 × 3,6 метра), на котором в технике масляной живописи изображен ландшафт Европейской части СССР, а также населенные пункты, пути сообщения, гидротехнические сооружения.
Карта создавалась с эффектом перспективы, аналогичном виду из космоса. Таким образом, проектирование изображения Земли из космоса было использовано еще до начала космических полетов.

Слайд 16Составление карты велось коллективом студентов-дипломников под руководством и при непосредственном участии

П. А. Скворцова.

Слайд 20Швейцарская картография зародилась в конце 15-го века. Основное развитие картография в

Швейцарии получила в 19 веке. Результаты первой топографической съемки (1809 г.) были отражены на картах Гийома Анри Дюфура, в 1838 г. основавшего высшее Топографическое бюро и в 1865 г. впервые издавшего карту масштаба 1 : 100 000 на всю территорию страны.

Гийом Анри Дюфур

Это самая старинная топографическая карта Швейцарии, построенная по результатам точных измерений и выполненная способом теневой штриховки. Публикация данной карты была начата в 1845 г. федеральным Топографическим Бюро и продолжалась до декабря 1864 года. Технология издания – гравюра на медных пластинах. Карта Дюфура – первый образец так называемой «швейцарской школы оформления карт», известной высококлассным оформлением высокогорного альпийского рельефа.


Слайд 21Швейцарский картограф Ксавьер Имфельд (1853-1909 гг.) стал известен благодаря изображениям рисунка гор

и особенно его двум шедеврам – карте рельефа центральной Швейцарии (1887 г.) и карте региона Мон Блан (1896 г.).

Ксавьер Имфельд


Слайд 22Герман Кюммерли (1857-1905 гг.) известен благодаря созданию им в 1896 г. школьной настенной

карты Швейцарии. Карта Evolena – Zermatt – Monte Rosa, изданная в 1892 г. Альпийским клубом, содержит живописное оформление рельефа. Рудольф Лойцингер выгравировал скалы, а братья Кюммерли из Берна сделали оформление рельефа с последующей литографической печатью.

Герман Кюммерли


Слайд 23 Фридолин Беккер (1854-1922 гг.), профессор картографии в федеральном

институте технологии в Цюрихе (Eidgenössische Technische Hochschule – ETH), стал основателем так называемого швейцарского стиля изображения рельефа. Беккер внес значительный вклад в современную картографию благодаря переходу от топографических карт к пространственным трехмерным изображениям рельефа. Его первой попыткой печатной карты была карта хребта Альбис около Цюриха в 1887 г. В 1889 г. Швейцарский альпийский клуб издал его карту кантона Гларус. После этой сенсационной работы Беккер продолжил создавать топографические, школьные и настенные карты.

Фридолин Беккер


Фрагмент настенной карты Швейцарии.
Ф. Беккер, 1896 г., масштаб 1 : 200 000

Эскизы оформления горы Риги.
Акварель. Ф. Беккер, 1900 г., масштаб 1 : 50 000


Слайд 24Наиболее яркими представителем швейцарской школы оформления карт является Эдуард Имгоф (1895-1986

гг.). Он родился 25 января 1895 г. в восточной части Швейцарии. Уже в детстве для Имгофа была характерна яркая склонность к географии и рисованию. С 1912 по 1918 гг. Имгоф в сотрудничестве со своим отцом работал в Швейцарском альпийском клубе. Сдав школьные экзамены, Имгоф на протяжении пяти лет изучал геодезию в Швейцарском федеральном институте технологии в Цюрихе.

Э. Имгоф


В 1919 – 1923 гг. Имгоф создал ряд панорамных карт. Начиная с 18-го века, такие карты стали создаваться с использованием данных топографической съемки. Несколько карт были опубликованы и приобрели большое значение среди альпинистов и туристов.

Учебные
работы
Э.Имгофа
1917-18гг.


Слайд 25В 1920 г. Имгоф занял первое место в конкурсе на оформление

школьной карты кантона Санкт-Галлен 1:150 000. Опираясь на эту работу и полученные теоретические знания, Имгоф первым осветил ряд важных теоретических вопросов изображения рельефа на картах, ставших впоследствии основой его научных исследований и преподавательской деятельности.

В 1922 г. Имгоф получил должность ассистента, а в 1949 году – профессора в ETH и начал преподавать топографию и черчение. Имгоф преподавал до 1965 г.
В 1925 г. под его редакцией вышла первая школьная карта Швейцарии 1:500 000.


Слайд 26 С 1922 по 1933 г. Имгоф создал несколько

карт, изображающих местность с высоты птичьего полета. Такие – как сейчас бы сказали – трехмерные карты в то время широко использовались в учебных школьных атласах и для целей туризма.

Фрагмент карты горы Эверест (Джомолунгма), выполненной Имгофом для Швейцарского Атласа для средней школы (1962-1976 гг.).


Слайд 27Совершенствование изображения рельефа на картах


Слайд 28Проектирование составных гипсометрических шкал


Слайд 31
Фрагменты карты Греции с оформлением рельефа в многоцветных гипсометрических шкалах («утро»,

«день», «вечер», «ночь»)

Слайд 33Использование текстур для передачи облика ландшафта


Слайд 36«…мы стремились показать, что картографическое оформление может подниматься до подлинного живописного

и графического мастерства и этим способствовать значительному повышению качества карт. Мы стремились показать, что оформление требует в ряде случаев широких научных познаний.
Спрашивается, почему генерализацию рельефа мы все признаем за один из сложных элементов науки, а когда исполняем ландшафтное оформление какой-либо сложной карты, то некоторые высказывают свое недоумение и говорят: «А где же здесь картография? Где наука? Ведь это сплошная живопись!» Они совершенно не учитывают, что художнику-инженеру для соблюдения и отражения выставленных нами требований живописного оформления карт необходимо проделать ту же генерализацию материалов, изучить фотоматериалы, обширную и разнообразную географическую литературу и, быть может, непосредственный ландшафт, затем из анализа вывести синтез закономерностей, т. е. провести ту же научную генерализацию и отразить ее результаты, но только не в горизонталях, а еще гораздо более сложными методами светотеневого и цветового оформления».

Петр Алексеевич Скворцов, 1950

Слайд 37СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика