Слайд 3
«Афганская девочка» — один из самых известных и узнаваемых фотопортретов в
мире. После его публикации на обложке National Geographic девочка с удивительными глазами цвета морской волны стала олицетворением миллионов беженцев, чьи жизни навсегда изменила война.
Слайд 4
Cобирая материал о жизни населения близ афгано-пакистанской границы в пакистанском лагере
для беженцев Насир-Баг, Стив проходил мимо тента под которым проходили занятия учеников начальной школы и попросил разрешения сфотографировать нескольких учеников. Его внимание привлекла девочка с необычными глазами; учительница рассказала, что родители девочки погибли при обстреле, когда ей было всего шесть лет, а сама она около двух недель добиралась до лагеря беженцев через горы вместе с братом, тремя сёстрами и бабушкой.
Слайд 5
«Я сразу понял, что девочка очень стеснительна, — рассказывал фотограф
в интервью, — и понимал, что, если я подойду прямо к ней, а она откажется, то вряд ли её можно будет уговорить на фотосъёмку. Поэтому я начал фотографировать других учениц, не обращая на неё пристального внимания. Я хотел, чтобы девочка сама захотела принять участие в общем занятии. Думаю, это сработало, потому что она согласилась на фотосъёмку».
Слайд 7
Снимок был сделан вечером, без дополнительного освещения, на цветную плёнку Kodachrome
при помощи фотоаппарата Nikon FM2 с объективом Nikkor 2,5/105. Фотосессия продолжалась всего несколько минут. Позже Стив признавался, что лишь спустя три месяца, после проявки плёнки понял, насколько неординарна получившаяся фотография.
Слайд 9
.
Фоторедактор National Geographic сначала не соглашался поместить снимок на обложку, считая
его «слишком тяжёлым», но всё-таки уступил, и изображение девочки украсило обложку июньского номера журнала за 1985 год. Фотография произвела настоящий фурор. «Она чем-то похожа на Мону Лизу. Вы не можете точно сказать, о чём думает эта девочка: испугана ли она, разгневана, удивлена, неуверенна; знает ли она сама о своей красоте? Каждый раз, когда вы смотрите на этот снимок, он может выглядеть по-новому. Такие фото и остаются в истории», — писал главный редактор издания “American Photo” Дэвид Шоннер (David Schonauer).
Слайд 10
С тех пор, признавался Стив Маккарри, в его жизни не было
ни дня, чтобы кто-то не поинтересовался у него судьбой «Афганской девочки». Многие хотели помочь ей деньгами или удочерить. Мужчины хотели жениться на ней, а волонтёры признавались, что этот снимок помог им принять решение и отправиться помогать беженцам.
Слайд 11
В день фотосъёмки у фотографа не было переводчика, поэтому он не
смог даже поинтересоваться именем своей модели. Попытки установить её личность, предпринятые в 1990-х годах, не увенчались успехом. И всё же оглушительный успех фотографии убедил его отправиться на поиски девочки с незабываемыми глазами, как только в Афганистане было свергнуто правительство «Талибана».
Слайд 12
Эта история с неожиданно счастливым финалом отражена в апрельском номере National
Geographic за 2002 год, а также в документальном фильме «В поисках афганской девочки» (Search for the Afghan Girl, 2003). С помощью известного местного фотографа съёмочная группа разыскала учительницу, которая работала в начальной школе для беженцев в то время, когда был сделан снимок, но она не знала, что случилось с моделью, и на поиски ушло ещё немало времени. За это время фотограф встретился с очень похожей женщиной по имени Алам Биби, муж которой ошибочно опознал снимок. В её биографии также оказалось много общего с известными ему обстоятельствами жизни «афганской девочки», что произвело на фотографа глубокое впечатление. В конце концов Стив Маккарри, показывая снимок местным жителям, познакомился с братом своей модели Кашаром Ханом и добился разрешения встретиться с ней.
Слайд 13
Шарбат Гуль (в переводе с пушту «Цветочный шербет») узнала снимок и
вспомнила обстоятельства, при которых он был сделан. Это был единственный раз в жизни, когда её сфотографировали. Муж позволил ей показать лицо женщине из съёмочной группы. После того, как анализ рисунка радужки подтвердил личность «Афганской девочки», ей разрешили встретиться со съёмочной группой National Geographic и даже поучаствовать в фотосессии и видеосъёмке.
Слайд 14
«Не думаю, что ей интересна слава как таковая, — делился
впечатлениями от встречи Стив Маккарри, — но, полагаю, ей было приятно, что для всего мира она стала символом стойкости и несгибаемости своего народа… Во время нашей встречи её лицо было непроницаемо. Ортодоксальная мусульманка не должна ни смотреть на другого мужчину, ни улыбаться ему. Она не могла понять, почему снимок вызвал такой отклик в сердцах людей. Ей неведома истинная сила её глаз».
Слайд 16
На момент второй встречи с фотографом Шарбат Гуль было около тридцати
лет (она сама не знает точной даты своего рождения). Знаменитый снимок не понравился женщине, поскольку её сфотографировали в дырявой шали. Женщина рассказала, как прожгла её, греясь у печи.
В конце 1980-х Шарбат Гуль вышла замуж за пекаря по имени Рахмат Гуль и вернулась в Афганистан в 1992 году. Всё это время женщина прожила в маленьком посёлке неподалёку от афгано-пакистанской границы (место жительства не разглашается по просьбе её родных). Муж работал в Пешаваре и посылал семье деньги, но сама она могла жить в загрязнённом городе только зимой из-за астмы. В браке у Шарбат Гуль родились четыре дочери: Робина, Захида, Алия и ещё одна девочка, умершая вскоре после рождения.
Слайд 18
Она почти не помнит своих родителей и никогда не чувствовала себя
в безопасности, однако вспоминает времена правления «Талибана» как относительно стабильные после хаоса гражданской войны 90-х. Она строго придерживается ислама и считает, что выжила в хаосе войны по воле Аллаха.
Шарбат Гуль так и не смогла получить образование, но хотела выучить дочерей, хотя бы двух младших, поскольку образование откроет им новые возможности в жизни.
Слайд 20
National Geographic оплатил лечение семьи Шарбат Гуль и помог им совершить
паломничество в Мекку. В 2011 году Стив Маккарри рассказал в интервью, что поддерживает контакты с семьёй «Афганской девочки» и предлагал им материальную помощь, однако Шарбат Гуль не хочет внимания к себе. После съёмок документального фильма её семья переехала в другую деревню.
Слайд 22
В последний раз «Афганская девочка» оказалась в центре общественного внимания в
2014 году. Пакистанские СМИ сообщили, что она нелегально проживала в Пешаваре по поддельному удостоверению личности вместе с мужем Рахматом Гулем и ещё двумя афганцами, Вали Ханом и Рауфом Ханом, которые якобы приходились ей сыновьями. Это обычная практика: чтобы легализовать свой статус, беженцы могут назвать себя родственниками другого человека, у которого уже есть пакистанское удостоверение личности. Саму Шарбат Гуль, однако, разыскать не удалось. Один из родственников семьи на условиях анонимности сообщил, что они переезжают из Афганистана в Пакистан и обратно в зависимости от ситуации с безопасностью. Представители Национального центра регистрации и обработки данных (NADRA) Пакистана отказались официально комментировать эту информацию.
Слайд 24
Во время поисков Шарбат Гуль National Geographic создал благотворительную организацию «Фонд
афганских девушек» (Afghan Girls Fund), которая помогала афганским девушкам получить образование. В 2008 году его переименовали в «Фонд афганских детей».
Слайд 26
В 2015 году известный музыкальный коллектив из Финляндии “Nightwish” выпустил инструментальную
композицию «Глаза Шарбат Гуль» (“The Eyes of Sharbat Gula”), вдохновлённую фотографией «Афганской девочки».