Слайд 1Портрет Фредерика Шопена 1838 г.
ЭЖЕН ДЕЛАКРУА
Слайд 2ПОРТРЕТ ФРЕДЕРИКА ШОПЕНА - ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. 1838. ХОЛСТ, МАСЛО. 46Х38
Не самая
известная, к тому же незаконченная работа великого художника, тем не менее привлекает внимание критиков и публики уже почти два века. Все дело в истории создания работы. Мастер был дружен с композитором. Их объединял неукротимый творческий темперамент и жажда творчества. Работа не была заказана художнику, он начал писать портрет по собственному желанию. Более того, композитор никогда не позировал мастеру, работа должна была стать сюрпризом. Однако, закончен портрет не был. Как утверждал сам художник, его покинуло вдохновение и писать друга с "холодным сердцем" мастер просто не мог.
Слайд 3
Перед зрителем бледный молодой человек с пышной, артистической шевелюрой. Смелыми,
мощными мазками мастер создает образ энергичного, погруженного в свои раздумья человека. Ничто не отвлекает зрителя от лица героя. Нарочито строгая одежда, нейтральный фон. Мы можем только предполагать, каким бы выглядел композитор, если бы работа была закончена.
Слайд 4
Во-первых, этот портрет был создан автором не на заказ, а исключительно
из личных побуждений. Все дело в том, что польский композитор приходился близким другом для Делакруа, а значит, мы можем лицезреть портрет, созданием которого занимался талантливый художник, который лично очень хорошо знал объект и очень тепло к нему относился. Кроме того, на картине изображен человек, мастерство которого как композитора находится на уровне самых величайших композиторов всех времен и народов, что, несомненно, вызывает определенный интерес к его личности.
Слайд 5
Итак, на картине смелыми мазками создан очень харизматичный образ Шопена. Его
глубокие карие глаза наполнены ярким и сильным разумом, которому предстоит родить еще много музыкальных шедевров. Мужественные скулы, нос с горбинкой и волнистые волосы создают единый образ человека неординарного, порывистого и экспрессивного. Герой картины находится словно в напряжении от долгого позирования, ведь романтичная душа требует активности, незамедлительно творить!
В Делакруа до самой его смерти кипела жизнь, желание создавать полотна, которые поразят всех современников. Возможно, в этом был он похож на Шопена. И быть может, многие схожие взгляды на мир и творчество были у этих двух великих людей.
Слайд 6
Художник написал большое количество портретов, занимался монументальной росписью, и многие его
полотна были признаны бунтарскими и чересчур смелыми… Из-за подобного мнения в официальных кругах величайший мастер так и не был допущен к преподаванию своей стихии – искусства. И вот среди множества полотен Делакруа этот портрет, являющийся самым известным среди портретов Шопена, так и не был закончен, что заставляет лишь предполагать, насколько удивительной могла бы стать эта работа.
Слайд 7
Художник всю свою жизнь слыл революционером и ниспровергателем живописных традиций.
Но в этой незаконченной работе перед нами талантливый и образованный традиционалист, использующий все средства реализма для выражения непростого и гениального внутреннего мира великого музыканта.
Слайд 8. ХУДОЖНИК ЭЖЕН ДЕЛАКРУА ПОДДЕРЖИВАЛ ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ С ПИСАТЕЛЬНИЦЕЙ ЖОРЖ САНД
(АВРОРОЙ ДЮПЕН) И ИСКРЕННЕ ВОСХИЩАЛСЯ КОМПОЗИТОРОМ ФРИДЕРИКОМ ШОПЕНОМ. ОН БЫЛ ЧАСТЫМ ГОСТЕМ В ИХ ДОМЕ В НОАНЕ И ОДНАЖДЫ РЕШИЛ НАПИСАТЬ ИХ ПАРНЫЙ ПОРТРЕТ. НА КАРТИНЕ ЖОРЖ САНД УВЛЕЧЕННО СЛУШАЛА ИГРАЮЩЕГО НА ФОРТЕПИАНО ШОПЕНА. НО ПОСЛЕ СМЕРТИ ДЕЛАКРУА ПОРТРЕТ БЫЛ РАЗРЕЗАН ПОПОЛАМ, И ТЕПЕРЬ ЭТИ ПОЛОВИНЫ ХРАНЯТСЯ В РАЗНЫХ МУЗЕЯХ МИРА. ЧТО СПОСОБСТВОВАЛО ТАКОМУ СТРАННОМУ ПОСТУПКУ, И ПОЧЕМУ ПИСАТЕЛЬНИЦА И КОМПОЗИТОР БЫЛИ РАЗДЕЛЕНЫ?
Слайд 9
Делакруа познакомился с Жорж Санд в 1833 г. Он очень дорожил
общением с писательницей, которая на тот момент по праву считалась одной из самых прогрессивных и нестандартно мыслящих женщин ХІХ века. Она была его любимой собеседницей, в диалогах с которой он не боялся высказывать самые смелые мысли. В одном из писем, обращенных к Жорж Санд, Делакруа писал: «Я наблюдаю огромную разницу между мужьями и остальными мужчинами: последние с большим наслаждением имеют женщин, которых первые имеют неохотно, несмотря на то, что имеют».
Слайд 10ЖОРЖ САНД И ШОПЕН ВСТРЕТИЛИСЬ В 1836 Г., И ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА
ПРОИЗВЕЛА НА КОМПОЗИТОРА НЕПРИЯТНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ: «Я ПОЗНАКОМИЛСЯ С БОЛЬШОЙ ЗНАМЕНИТОСТЬЮ – Г-ЖОЙ ДЮДЕВАН, ИЗВЕСТНОЙ ПОД ИМЕНЕМ ЖОРЖ САНД, НО ЕЕ ЛИЦО НЕСИМПАТИЧНО, И ОНА МНЕ СОВСЕМ НЕ ПОНРАВИЛАСЬ. В НЕЙ ЕСТЬ ДАЖЕ ЧТО-ТО ОТТАЛКИВАЮЩЕЕ», – НАПИСАЛ ШОПЕН РОДНЫМ В ВАРШАВУ. ЕГО ПУГАЛИ ЕЕ МУЖСКИЕ НАРЯДЫ, СИГАРЫ И СВОБОДНЫЕ ВЗГЛЯДЫ.
Слайд 11
После смерти Делакруа владельцы парного портрета в расчете выручить больше денег
от продажи двух картин решили разрезать его на две части. И замысел им удался. Впрочем, существует версия, что это было сделано по просьбе самой Жорж Санд после расставания с Шопеном. Но настоящая причина была куда прозаичнее – алчность владельцев, по всей видимости, была единственным поводом кощунства. В результате портрет Жорж Санд попал в музей Копенгагена, а портрет Шопена хранится в Лувре.