Слайд 1ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Периоды в истории итальянского искусства:
Конец XIII – начало XIV вв.
– Проторенессанс
XIV в. - Треченто
XV в. - Кватроченто
XVI в. - Чиквеченто
Общая периодизация:
XV в. – Ранний Ренессанс
Конец XV в. – первая треть XVI в. – Высокий Ренессанс
Вторая и третья трети XVI в. – Поздний Ренессанс
Слайд 2ТЕРМИН
Rinascita – итальянский термин, приписываемый Дж. Вазари (XVIв.), который подразумевал под
этим термином «расцвет искусств» после долгих веков средневекового «упадка», расцвет, «возродивший» античную художественную мудрость.
Renaissance – французский вариант
Возрождение – русский вариант
Слайд 3Северное Возрождение
Новая культура стран, расположенных к северу и западу от Альп
(Франция, Нидерланды, германоязычные земли), совокупно именуется Северным Возрождением.
Здесь роль поздней готики конца 14—15 веков была особенно значительна.
Слайд 4
В эпоху Возрождения в европейской истории происходит много значительных событий:
формируется абсолютистская монархия (наиболее масштабная во Франции), укрепляются экономические и общественные вольности городов;
духовное брожение приводит к Реформации и Контрреформации, Крестьянской войне в Германии.
Это время изобретения европейского книгопечатания, открытия гелиоцентрической системы (Николай Коперник) в космологии Великих географических открытий и т.д.
.
Слайд 5Географические открытия
1492 год – генуэзец Христофор Колумб пересек Атлантический океан и
вышел к берегам Нового Света.
1498 год – португалец Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии.
Португальский мореплаватель Фернан Магеллан совершил кругосветное путешествие (20.09.1519 – 6.09.1522).
Слайд 6Особое значение обретает Античность. Этот мир представлялся гуманистам царством прекрасных, гармоничных
людей – детей великой Матери-Природы, наделенных даром высокой человечности. Подражая природе, художник вступает в соревнование с Верховным Творцом. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественнонаучного познания и богопознания постоянно пересекаются.
Слайд 7
Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое
слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (от лат. humanus — человеческий), откуда берет свое происхождение «гуманизм».
Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.
Слайд 8Ученые и философы эпохи Возрождения
Николай Коперник (1473-1543)
Николай Кузанский (1401-64)
Марсилио
Фичино (1433-99)
Пико делла Мирандола (1463-94)
Джордано Бруно
(1548-1600)
Слайд 9Художники. С. Боттичелли
Боттичелли Сандро (1445-1510), итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения.
Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции.
Слайд 13Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи (1452-1519) - итальянский живописец, скульптор, архитектор,
ученый, инженер. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, Леонардо да Винчи создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Высокого Возрождения. Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования в области математики, естественных наук, механики.
Слайд 18Рафаэль
Рафаэль Санти (1483-1520) - итальянский живописец и архитектор, представитель
Высокого Возрождения. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. Проектировал собор Св. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Слайд 22Микеланджело
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт.
Роспись свода
Сикстинской капеллы в Ватикане (1508-12) утверждают физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие возможности.
Трагические ноты, вызванные кризисом ренессансных идеалов, звучат во фреске «Страшный суд» (1536-41) на алтарной стене Сикстинской капеллы. С 1546 руководил строительством собора св. Петра, созданием ансамбля Капитолия в Риме.
Поэзия Микеланджело отличается глубиной мысли и высоким трагизмом.
«Давид», 1501-04;
Слайд 25Архитекторы - Ф. Брунеллески
Брунеллески Филиппо (1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор, ученый.
Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции.
Слайд 27Купол собора Санта-Мария дель Фьоре - Флоренция
Слайд 28Д. Браманте
Браманте Донато (1444-1514) - итальянский архитектор, представитель Высокого Возрождения. Работал
в Милане (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро, 1479-83), Риме (часовня-ротонда Темпьетто, 1502; дворы Ватикана, с 1503; проект собора святого Петра, между 1506-14).
Слайд 30А. Палладио
Палладио (наст. фам. ди Пьетро) Андреа (1508-80) - итальянский архитектор.
На основе античных и ренессансных традиций разрабатывал типы городского дворца (палаццо Кьерикати, 1550, в Виченце), загородной виллы («Ротонда» близ Виченцы, 1551-67), церковного здания (Иль Реденторе в Венеции, окончено в 1592).
Слайд 33Северное Возрождение
Эйк (Ван Эйк) Ян
(ок. 1390-1441) нидерландский художник.
Слайд 36И. Босх
Босх Иероним (около 1450-1516) - нидерландский художник, один из
крупнейших мастеров Северного Возрождения.
Корабль дураков
Слайд 39П. Брейгель Старший
Брейгель Старший, или «Мужицкий», Питер (между 1525 и 1530-1569)
- нидерландский живописец и рисовальщик. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания.
Слайд 42А. Дюрер
Дюрер Альбрехт (1471-1528), немецкий живописец и график.
В напряженно-экспрессивных формах, фантастических
образах воплотил ожидание всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства.
Известен как тонкий, наблюдательный рисовальщик (св. 900 рисунков).
Слайд 45Грюневальд
Грюневальд (Nithardt) Матис (между 1470 и 1475-1528), немецкий живописец эпохи Возрождения.
С 17 в. его ошибочно называли Грюневальд (Grunewald). В Изенхеймском алтаре (1512-1515) мистические образы соседствуют с гуманистическими просветленными.
Слайд 48Л. Кранах Старший
Кранах Лукас Старший (1472-1553) - немецкий живописец и график.
Ранние произведения (портрет И. Куспиниана, 1502-03; «Отдых на пути в Египет», 1504) отличаются свежестью реалистических образов, поэтичностью пейзажей. Позже сочетал художественные принципы Возрождения с элементами готической традиции и чертами манерности («Источник молодости», 1546).
Слайд 51Х. Хольбейн Младший
Хольбейн (Гольбейн) Ханс Младший (ок. 1497-98-1543) - немецкий
художник, выдающийся портретист и график, один из крупнейших мастеров немецкого Возрождения.
Слайд 53Музыка
В музыкальном искусстве эпохи Возрождения своего высшего расцвета достигают духовные жанры.
Центром композиторского профессионализма по-прежнему оставалась церковь, поэтому магистральным жанром эпохи стала месса. Она оказалась идеальным формой для воплощения централизующей идеи Бога, возвышенной сферы философского созерцания, настроения глубокой сосредоточенности, погруженности во внутренне созерцание Бога в себе, отрешенности от всего обыденного, мирского, суетного.
Слайд 54
Расцвет городов, развитие придворных традиций музыкального искусства способствовали появлению большого
числа придворных капелл, привлекавших на службу крупнейших музыкантов, а также формированию жанров, тесно связанных с бытовыми и фольклорными традициями. Существенно, что жанровая панорама светской музыки отличается ярким национальным своеобразием. В Италии развиваются фроттола, виланелла, мадригал; во Франции расцветает шансон; в Испании – романсеро, вильянсико; в Германии – Lied.