Слайд 1ДРАМАТУРГИЯ И РЕЖИССУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Драматург вовсе не обязательно должен знать людей;
он должен их чувствовать
Слайд 3А драматургия культурно-досуговых программ?
Слайд 4Ее значение можно рассматривать двояко:
драматургия — это сюжетно-образная концепция программы, будь
то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и др.
драматургия — это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.
Слайд 5С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа — это результат традиционной, своеобразной
продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.
Слайд 6В чем состоит отличие драматургии досуговых программ от театра?
Слайд 7В учреждении культуры
творчество бесплатное и оплачиваемое
творчество основано на добровольности
и самодеятельности участников
драматургическое творчество
осуществляется коллективно («коллективная самодеятельность»)
драматургия программ оперативна, ее формы подвижны
степень оперативности решаемых учреждением культуры задач создает необходимость использования в драматургии литературно-художественных произведений или их
фрагментов
В театре
творчество оплачиваемое
творчество драматурга является профессиональной деятельностью
творчество драматурга индивидуально
создание пьесы требует длительного времени
творчество драматурга - оригинальное творчество
Слайд 8В учреждении культуры
В театре
драматургия культурно-досуговых
программ документальна
построение драматургии осуществляется по
эпизодам
задача драматурга - создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие
в драматургии используется все
многообразие выразительных средств
(драматургия - синтез искусств)
использование документального
материала - возможный для драматурга путь, но не обязательный. В основном творчество драматурга представляет художественный вымысел
построение драматургии по актам
задача художника - создать пьесу,
спектакль, имеющий художественную
ценность (произведение искусства)
театральная драматургия синтетична
Слайд 9использование документального и художественного материала вызывает необходимость применения метода монтажа (экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
в драматургии герой - конкретный, реальный человек или художественный образ
задача драматурга - выявить социальные черты конкретного человека
оригинальное творчество обязывает драматурга следовать основным законам аристотелевской драмы
герои - художественный обобщенный образ
наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ
В учреждении культуры
В театре
Слайд 10Что является основной формой драматургии культурно-досуговых программ?
Слайд 11Процесс создания сценария — основной этап на пути создания культурно-досуговой программы.
Слайд 13Сценарий — это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что
говорят и делают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие и т.д.
Слайд 14
Представляет собой подробное литературное описание действа, предназначенного для постановки на сценической
площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.
Слайд 15Какие этапы можно выделить в работе над сценарием?
Слайд 161. Определение темы и идеи
2. Выбор сюжета
3. Продумывание композиции сценария
Слайд 17
Сценаристу важно найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия.
К
элементам активизаций относятся:
прямое обращение к аудитории;
коллективное исполнение песен;
осуществление различных гражданских ритуалов;
вопросы из аудитории и др.
Слайд 18
Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы:
цель как ожидаемый
эффект от организуемого общения участников
характеристику соответствующего методического принципа (или принципов)
логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников
набор условий ее эффективной реализации
Слайд 19Обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные показатели, которые обладают следующими
характеристиками:
актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических и культурных задач, стоящих перед обществом
преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах
жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы
Слайд 20Какие общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио и
телевидения можно выделить?
Слайд 21общие черты
действие
цепь событий, связанных сюжетом
наличие действующих лиц и конфликта как
борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации
наличие композиции, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды, блоки) в единое целое
Слайд 22Какие специфические черты можно выделить?
Слайд 23специфические черты
каждая культурно-досуговая программа становится свое-
образным ответом на «социальный заказ» общества
действующими
лицами в сценарии культурно-досуговой
программы наравне с реальными героями могут быть литературные и художественные образы
содержательный материал сценария культурно-досуговой
программы имеет и документальную, и художественную основу
драматургия культурно-досуговой программы предполагает
дифференцированный подход к аудитории
в структуре сценария предусматривается организация общения, приемы активизации участников программы
педагогическая направленность сценария культурно-досуговой программы
Слайд 25Творческий замысел
определяется отбор фактов, событий, выразительных средств, логика сценария
каркас сценария (тема,
идея, содержание, форма) и его отдельные структурные элементы (действующие лица,
события, конфликт, строгая логичность композиционного по-
строения)
выбранная форма, ее жанровая окраска, в свою очередь, диктуют автору сценария более жесткие требования отбора содержания
поиск художественного зримого образа будущей программы
Слайд 26В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить
следующие этапы
1. Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала.
2. Создание плана творческой деятельности; определение тематики будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории; постановка педагогических задач.
3. Уточнение плана и добавление содержательного материала;
поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, документов, поиск реальных героев и работа с ними.
4. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.
5. Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или
сюжетного хода, образной выразительности.
6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
7. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Утверждение отобранных выразительных и изобразительных средств воплощения замысла.
Слайд 27автор выступает одновременно в роли сценариста и режиссера-постановщика предстоящей программы
Слайд 28Какие уровни сценарной записи вы знаете?
Слайд 29
сценарный план — набросок композиционного построения
сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими
задачами, характеристикой аудитории;
либретто — более развернутое, чем сценарный план, краткое
содержание театрально-музыкально-вокального произведения;
литературный сценарий — подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб;
режиссерский сценарий — развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки,
конкретным использованием технических служб, расписанной
светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен,
исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.
Слайд 30
Композиция имеет свои законы — законы целостности и взаимосвязи, соподчиненность частей
целому, контрастности, подчиненности всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единства содержания и формы, соразмерности, типизации, обобщения и др., отражающие те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над драматургией культурно-досуговой программы.
Слайд 31Какова структура композиционного построения сценария
программы?
Слайд 32
Экспозиция
Завязка
Основное развитие действа
Кульминация
Развязка
Финал
Слайд 33
Замысел является основанием, на котором строится вся культурно-досуговая программа, но он
в ходе реализации трансформируется
в режиссерский.
Слайд 34В состав режиссерского замысла входят:
идейное истолкование или творческая интерпретация драматургического произведения
(сценария, инсценировки);
характеристика отдельных персонажей;
определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данной программе;
решение постановки во времени (в ритмах и темпах);
решение постановки в пространстве, характере мизансцен и планировок, определение характера и принципов сценографии и музыкально-шумового оформления.
Слайд 35
Режиссура, постановка программы – это всякий раз сотворение нового мира, в
котором исполнители роли тоже всякий раз входят в новый мир, отличный от повседневного. Первоначальная композиция спектакля в период репетиционной работы уточняется и проверяется в живом творческом общении с актерами.
Слайд 36
После утверждения сценария культурно-досуговой программы, режиссером разрабатывается режиссерская документация, которая включает
в себя:
режиссерский план постановки;
режиссерский монтажный план;
музыкальную партитуру;
световую партитуру;
план использования киноматериала;
рабочую схему;
репетиционный план.
Слайд 37
Когда имеются сценарий и режиссерская разработка, планируется работа всего творческого коллектива
и каждого в отдельности. Она начинается с организации штаба, где четко распределяются все обязанности. Штаб на основе сценария и режиссерского плана разрабатывает подробный план постановочной работы. На основе плана даются четкие задания всем ответственным лицам и участникам (рекламно-информационная работа, творческим работникам, сценаристу-режиссеру, главному художнику, административно-техническому работнику и т.д.)
Слайд 38Репетиционно-постановочная работа проходит следующие этапы:
все репетиции с исполнителями, коллективами художественной самодеятельности,
активистами, массовиками проводятся отдельно. Режиссер разъясняет задачи, выверяет текст, делает пробы.
репетиции «на местах», где основные исполнители вводятся в действие, устанавливаются мизансцены, идет поиск выразительных средств, театрализации.
монтировочные репетиции с ответственными и техническими работниками без исполнителей и коллективов.
прогонные репетиции, на которых делаются последние уточнения действий исполнителей, проверяется состояние костюмов.
Слайд 39
Итак, драматургия культурно-досуговых программ, во-первых, документальна, драматургия факта; во-вторых, она подчиняется
основным законам классической драматургии, т.е. имеет целостный сюжет, развитие действия от экспозиции через кульминацию до финала, ряд приемов и способов классической драматургии; в-третьих, предполагает активное вовлечение участников в коллективное действие.