Драматургия и режиссура технологического процесса презентация

Содержание

Что же такое драматургия?

Слайд 1ДРАМАТУРГИЯ И РЕЖИССУРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Драматург вовсе не обязательно должен знать людей;

он должен их чувствовать


Слайд 2Что же такое драматургия?


Слайд 3А драматургия культурно-досуговых программ?


Слайд 4Ее значение можно рассматривать двояко:
драматургия — это сюжетно-образная концепция программы, будь

то просмотр спектакля, кинофильма, эстрадного номера, обряда и др.

драматургия — это сюжетно-образная концепция массового действа, где само драматургическое действо создается через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решения программы.


Слайд 5С точки зрения драматургии, культурно-досуговая программа — это результат традиционной, своеобразной

продукции, созданной на основе сценарно-режиссерского замысла, обогатившегося социально-культурным творчеством самих участников программы и зрителей.


Слайд 6В чем состоит отличие драматургии досуговых программ от театра?


Слайд 7В учреждении культуры
творчество бесплатное и оплачиваемое
творчество основано на добровольности

и самодеятельности участников
драматургическое творчество осуществляется коллективно («коллективная самодеятельность»)
драматургия программ оперативна, ее формы подвижны
степень оперативности решаемых учреждением культуры задач создает необходимость использования в драматургии литературно-художественных произведений или их фрагментов


В театре

творчество оплачиваемое
творчество драматурга является профессиональной деятельностью

творчество драматурга индивидуально

создание пьесы требует длительного времени
творчество драматурга - оригинальное творчество



Слайд 8В учреждении культуры
В театре
драматургия культурно-досуговых программ документальна

построение драматургии осуществляется по

эпизодам

задача драматурга - создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие

в драматургии используется все многообразие выразительных средств (драматургия - синтез искусств)

использование документального материала - возможный для драматурга путь, но не обязательный. В основном творчество драматурга представляет художественный вымысел

построение драматургии по актам

задача художника - создать пьесу, спектакль, имеющий художественную ценность (произведение искусства)

театральная драматургия синтетична


Слайд 9использование документального и художественного материала вызывает необходимость применения метода монтажа (экспозиция,

завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

в драматургии герой - конкретный, реальный человек или художественный образ

задача драматурга - выявить социальные черты конкретного человека

оригинальное творчество обязывает драматурга следовать основным законам аристотелевской драмы

герои - художественный обобщенный образ

наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ

В учреждении культуры

В театре


Слайд 10Что является основной формой драматургии культурно-досуговых программ?


Слайд 11Процесс создания сценария — основной этап на пути создания культурно-досуговой программы.


Слайд 12Что такое сценарий?


Слайд 13Сценарий — это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что

говорят и делают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие и т.д.

Слайд 14
Представляет собой подробное литературное описание действа, предназначенного для постановки на сценической

площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.

Слайд 15Какие этапы можно выделить в работе над сценарием?


Слайд 161. Определение темы и идеи
2. Выбор сюжета
3. Продумывание композиции сценария


Слайд 17
Сценаристу важно найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия.

К

элементам активизаций относятся:
прямое обращение к аудитории;
коллективное исполнение песен;
осуществление различных гражданских ритуалов;
вопросы из аудитории и др.


Слайд 18
Драматургия культурно-досуговой программы включает в себя следующие обязательные элементы:
цель как ожидаемый

эффект от организуемого общения участников
характеристику соответствующего методического принципа (или принципов)
логику использования форм, средств и способов организации деятельности участников
набор условий ее эффективной реализации


Слайд 19Обязательными компонентами драматургии являются количественные и качественные показатели, которые обладают следующими

характеристиками:
актуальность культурно-досуговых программ с позиций текущих общественно-политических, социально-экономических и культурных задач, стоящих перед обществом
преемственность и последовательность в их подготовке и проведении, выражающиеся в органической связи предыдущих и последующих программ как в организационном, так в педагогическом и художественном аспектах
жанровое разнообразие программ, возможность модификации одной и той же программы


Слайд 20Какие общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио и

телевидения можно выделить?

Слайд 21общие черты
действие
цепь событий, связанных сюжетом
наличие действующих лиц и конфликта как

борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации
наличие композиции, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды, блоки) в единое целое


Слайд 22Какие специфические черты можно выделить?


Слайд 23специфические черты
каждая культурно-досуговая программа становится свое- образным ответом на «социальный заказ» общества
действующими

лицами в сценарии культурно-досуговой программы наравне с реальными героями могут быть литературные и художественные образы
содержательный материал сценария культурно-досуговой программы имеет и документальную, и художественную основу
драматургия культурно-досуговой программы предполагает дифференцированный подход к аудитории
в структуре сценария предусматривается организация общения, приемы активизации участников программы
педагогическая направленность сценария культурно-досуговой программы

Слайд 24С чего все начинается?


Слайд 25Творческий замысел
определяется отбор фактов, событий, выразительных средств, логика сценария
каркас сценария (тема,

идея, содержание, форма) и его отдельные структурные элементы (действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного по- строения)
выбранная форма, ее жанровая окраска, в свою очередь, диктуют автору сценария более жесткие требования отбора содержания
поиск художественного зримого образа будущей программы


Слайд 26В процессе работы над замыслом культурно-досуговой программы можно проследить и вычленить

следующие этапы

1. Отклик на «социальный заказ» общества, сбор и поиск материала.
2. Создание плана творческой деятельности; определение тематики будущего сценария, изучение предполагаемой аудитории; постановка педагогических задач.
3. Уточнение плана и добавление содержательного материала; поиск дополнительных фактов, уточнение событий, явлений, документов, поиск реальных героев и работа с ними.
4. Творческие импровизации и вариации при отборе художественного материала.
5. Выбор формы, обоснование конфликта, поиск сюжета или сюжетного хода, образной выразительности.
6. Работа над композицией сценария, отбор приемов активизации зрителей, постановка и поиск решения организационных вопросов.
7. Доработка и реализация замысла в одной из форм сценарной записи. Утверждение отобранных выразительных и изобразительных средств воплощения замысла.


Слайд 27автор выступает одновременно в роли сценариста и режиссера-постановщика предстоящей программы


Слайд 28Какие уровни сценарной записи вы знаете?


Слайд 29
сценарный план — набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими

задачами, характеристикой аудитории;
либретто — более развернутое, чем сценарный план, краткое содержание театрально-музыкально-вокального произведения;
литературный сценарий — подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб;
режиссерский сценарий — развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.


Слайд 30
Композиция имеет свои законы — законы целостности и взаимосвязи, соподчиненность частей

целому, контрастности, подчиненности всех средств художественного произведения сценарному замыслу, единства содержания и формы, соразмерности, типизации, обобщения и др., отражающие те многосторонние связи, которые необходимо соединить в процессе творческой работы над драматургией культурно-досуговой программы.


Слайд 31Какова структура композиционного построения сценария программы?


Слайд 32
Экспозиция
Завязка
Основное развитие действа
Кульминация
Развязка
Финал


Слайд 33
Замысел является основанием, на котором строится вся культурно-досуговая программа, но он

в ходе реализации трансформируется в режиссерский.


Слайд 34В состав режиссерского замысла входят:
идейное истолкование или творческая интерпретация драматургического произведения

(сценария, инсценировки);
характеристика отдельных персонажей;
определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данной программе;
решение постановки во времени (в ритмах и темпах);
решение постановки в пространстве, характере мизансцен и планировок, определение характера и принципов сценографии и музыкально-шумового оформления.


Слайд 35
Режиссура, постановка программы – это всякий раз сотворение нового мира, в

котором исполнители роли тоже всякий раз входят в новый мир, отличный от повседневного. Первоначальная композиция спектакля в период репетиционной работы уточняется и проверяется в живом творческом общении с актерами.


Слайд 36
После утверждения сценария культурно-досуговой программы, режиссером разрабатывается режиссерская документация, которая включает

в себя:
режиссерский план постановки;
режиссерский монтажный план;
музыкальную партитуру;
световую партитуру;
план использования киноматериала;
рабочую схему;
репетиционный план.


Слайд 37
Когда имеются сценарий и режиссерская разработка, планируется работа всего творческого коллектива

и каждого в отдельности. Она начинается с организации штаба, где четко распределяются все обязанности. Штаб на основе сценария и режиссерского плана разрабатывает подробный план постановочной работы. На основе плана даются четкие задания всем ответственным лицам и участникам (рекламно-информационная работа, творческим работникам, сценаристу-режиссеру, главному художнику, административно-техническому работнику и т.д.)


Слайд 38Репетиционно-постановочная работа проходит следующие этапы:
все репетиции с исполнителями, коллективами художественной самодеятельности,

активистами, массовиками проводятся отдельно. Режиссер разъясняет задачи, выверяет текст, делает пробы.
репетиции «на местах», где основные исполнители вводятся в действие, устанавливаются мизансцены, идет поиск выразительных средств, театрализации.
монтировочные репетиции с ответственными и техническими работниками без исполнителей и коллективов.
прогонные репетиции, на которых делаются последние уточнения действий исполнителей, проверяется состояние костюмов.



Слайд 39
Итак, драматургия культурно-досуговых программ, во-первых, документальна, драматургия факта; во-вторых, она подчиняется

основным законам классической драматургии, т.е. имеет целостный сюжет, развитие действия от экспозиции через кульминацию до финала, ряд приемов и способов классической драматургии; в-третьих, предполагает активное вовлечение участников в коллективное действие.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика