Слайд 1Литература по дисциплине
Шеер А.-Б. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы. – М.:
Весть-МетаТехнология, 1999.
Каменнова М.С., Громов А.И., Ферапонтов М.М., Шматалюк А.Е. Моделирование бизнеса. Методология ARIS. – М.: Весть-МетаТехнология, 2001.
Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. – М.: РИА Стандарты и качество, 2003.
Слайд 2Темы занятий
Введение в функциональный и процессный подходы
к управлению организацией
Данные,
информация. знания
Основоположники теории управления организацией
Функционально-ориентированная организация
Процессно-ориентированная организация
Эволюция рынка и бизнеса
Модель процессного подхода
Регламентация деятельности организации
Основы теории управления процессами
Процесс и его компоненты
Слайд 3Тема 1.
Введение в функциональный и процессный подходы
к управлению организацией
Слайд 4ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ
Данные - это совокупность сведений, зафиксированных на определенном носителе
в форме, пригодной для постоянного хранения, передачи и обработки.
Преобразование и обработка данных позволяет получить информацию.
Слайд 5Информация - это результат преобразования и анализа данных.
Отличие информации от
данных состоит в том, что данные - это фиксированные сведения о событиях и явлениях, которые хранятся на определенных носителях, а информация появляется в результате обработки данных при решении конкретных задач. Например, в базах данных хранятся различные данные, а по определенному запросу система управления базой данных выдает требуемую информацию.
ДАННЫЕ, ИНФОРМАЦИЯ, ЗНАНИЯ
Слайд 6Знания...
Информация еще не знания…
…до тех пор пока она не востребована
и не решает конкретной задачи
Знание – материализуемая в процессе поиска решения информация
Знание – целенаправленная координация деятельности
Для развития, защиты и управления процессами деятельности (бизнеса) требуется модель знаний о процессах, о системе, о внешней и внутренней средах, о ресурсах и т.д.
Деятельность любой организации – процессно-ориентированный поиск требуемых процедурных решений в системе распределенной информации и знаний
Слайд 7Основоположники теории управления организацией
Фредерик Тейлор (1856-1915).
Научный подход к управлению (Scientific
Management). Обосновал принципиально новую функциональную структуру управления, построенную на разделении труда и специализации деятельности управленцев
Анри Файоль (1841-1925).
Соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу теории организации
Макс Вебер (1864-1920).
Опирался на культурологическую интерпретацию организационных процессов. Известен как один из создателей модели рациональности, а также как исследователь моделей бюрократии, механизмов функционирования власти, легитимности.
А.А. Богданов (1873 - 1928).
Заложил фундамент современной теории систем и организаций.Тектология А.Богданова и более поздние работы неоклассической школы организаций содержат необходимые теоретические предпосылки реинжиниринга предприятий и создания посттейлоровских предприятий нового типа
Слайд 8Роль ФредерикаТейлора в создании и развитии менеджмента
Положил начало научной организации труда
и рационализации в сфере управления, основоположник менеджмента, представитель научной школы управления.
Обосновал специфику человека как социального ресурса. Рассматривал его как единственно возможный объект управления. Разработал принципы рациональной организации труда, основанные на идее разделения, специализации и стандартизации исполнительского и управленческого труда. Создал социальную философию, обосновывающую рациональные принципы организации и управления.
Предложил жесткое разделение труда на программирующий и исполнительский труд. Ввел новые принципы нормирования и оплаты труда. Обосновал принципиально новую функциональную структуру управления, построенную на разделении труда и специализации деятельности управленцев.
Наиболее известные научные работы по менеджменту: "Принципы научного менеджмента" и "Управление предприятием".
Слайд 9Четыре основных принципа научного управления по Тейлору
Администрация берет на себя выработку
научного фундамента, заменяющего собой старые традиционные и грубо практические методы, для каждого отдельного действия во всех различных разновидностях труда, применяемых в предприятии.
Администрация производит на основе научно установленных признаков тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого отдельного рабочего, в то время как в прошедшем рабочий сам выбирал себе специальность и сам на ней тренировался так хорошо, как умел.
Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими в направлении достижения соответствия всех отдельных отраслей производства научным принципам, которые были ею ранее выработаны.
Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими. Администрация берет на себя все те отрасли труда, для которых она является лучше приспособленной, чем рабочие, тогда как в прошедшем почти весь труд целиком и большая часть ответственности были возложены на рабочих.
Слайд 10Роль Анри Файоля в развитии менеджмента
Соединил идеи функциональной администрации Тейлора
и принцип единоначалия, получил новую схему управления, которая легла в основу современной теории организации.
Выделил 6 типов деятельности (основных функций) промышленного предприятия:
техническая деятельность (производство, выделка и обработка)
коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен)
финансовая активность (поиск и оптимальное использование капитала)
деятельность, направленная на обеспечение безопасности (защита собственности и персонала)
бухгалтерский учет (проверка фондов, балансовые отчеты, издержки, статистика)
управленческая деятельность (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль)
Предложил 14 принципов управления предприятием
Слайд 11Теория бюрократии Макса Вебера
Считается одним из родоначальников социологии как науки
Опирается
на культурологическую интерпретацию организационных процессов, что позволяет отдельным исследователям отнести его к особому направлению в теории управления, связанному с культурологическим пониманием «машинной модели организации»
Известен как один из создателей модели рациональности, а также как исследователь моделей бюрократии, механизмов функционирования власти, легитимности. Выделяет легитимную и нелегитимную власть.
Автор концепции трех типов исполнительской власти
Автор концепции рациональной бюрократии
Слайд 12Роль Александра Богданова в создании теории организации
Является создателем «всеобщей организационной науки»
- тектологии.
Тектология —от греческого tektonikos — строительный, строящий, имеющий отношение к строительству. Изучение любого явления и процесса с точки зрения их организации, т.е. отношений всех частей целого и отношений этого целого со всеми внешними системами.
Считает, что законы организации систем едины для любых объектов.
Разнородные явления объединяются общими структурными связями и закономерностями. При этом образуются организации в другом смысле слова — как комплексы, обладающие свойством синергии, где «целое больше суммы своих частей». Ввел ряд тектологических правил или законов, которые отнесены к всеобщим организационным законам
Выделяет типы организационных систем и организационные механизмы
Тектологию Богданова называют основой современной теории систем, которая, в свою очередь, стала одной из влиятельнейших концепций в теории организации.
Формулирует закон наименьших (слабого звена).
Необходимость учета слабых звеньев, их выравнивания с ушедшими вперед и достижения баланса между различными частями и показателями плана сегодня является общепризнанной в теории и практике планирования деятельности организаций (и экономики в целом).
Слайд 13В СССР активно внедрялись принципы научной организации труда (НОТ),
их формулировки
не теряют актуальности:
Слайд 14С точки зрения системного подхода менеджмент в целом можно определить как
систему управления предприятием, подсистемами которой являются принципы, методы, формы и приемы управления.
Управляющее воздействие» – воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления
Процесс управления представляет собой процесс выработки и осуществления управляющих воздействий
Слайд 15Организация
Организация - группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий
и взаимоотношений (ИСО 9000:2000)
Организация – систематизированное, сознательное объединение действий людей, преследующих достижение определенных целей посредством выполнения определенных действий
Организация – социальная технико-экономическая система
Слайд 16Функционально-ориентированная организация
Особенности
Строгая вертикальная иерархия управления
Жесткое разделение труда, сгруппированное в соответствии со
спецификой выполняемых действий
Управление, ориентированное на выполнение однородных действий
Функционально-ориентированная организация – это организация, структура которой неизменна, имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую иерархическую подчиненность «сверху - вниз»
Слайд 17Противоречие между функциональными отделами и процессами организации
Функциональные отделы
Материально-техническое обеспечение
Прохождение договоров
Разработка продукции
Процессы
Управляющие
воздействия
Отдел продаж
Производственный
отдел
Конструкторский
отдел
Отдел снабжения
Слайд 18Чем характерна функциональная структура
Невозможность быстрой реакции на изменения в силу самой
природы вертикальной иерархии
Буфер на пути инноваций – защита от изменений, которые могут привести к неоправданному риску
Нет ориентации на клиента, главный потребитель - вышестоящий начальник
Непроизвольная разрушительная конкуренция между подразделениями, принадлежащими к различным функциональным структурам
Нет заинтересованности работающих в конечном результате - системы их оценки оторваны от результативности работы
Рост накладных расходов – сначала процесс разбивается на множество операций, а затем «склеивается» через управленческий аппарат («отрицательная экономия на масштабе» - предприятия больше платят за «клей» чем за работу)
Каждое подразделение - обособленный островок методов управления и автоматизации
20% - время выполнения операции, 80% - передача результатов
Слайд 19Эволюция рынка
В 50-е – 60-е годы ХХ века основой бизнеса являлось
соотношение
Затраты производства + Желаемая прибыль = Цена
Т.е существовал РЫНОК ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
С 70-х годов ХХ века условия начали изменяться, и к 90-м годам формула успешного бизнеса трансформировалась в другую
Цена - Затраты на производство = Прибыль
Рынок производителя превратился в РЫНОК ПОТРЕБИТЕЛЯ
В этих условиях успех производителя зависит от скорости его реакции на запросы потребителя, явные и предполагаемые
В ответ на изменение рынка стали появляться различные системы менеджмента
Слайд 20Начало 80-х годов ХХ века. Что изменилось?
Рынки наполнились. Принцип «3С» –
Customers (клиенты, потребители), Competition (конкуренция), Changes (перемены, изменения)
Изменился статус «продавец-покупатель»
решение принимает клиент. Не работает принцип «они купят все, что мы произведем»
Компания должна быть клиенто-ориентированной
Использование методологии CRM - Customer Relationship Management - управление взаимоотношениями с клиентами
Жесткая и многообразная конкуренция
Для выживания на рынке необходимо иметь:
наименьшую цену
наивысшее качество
лучшее обслуживание
Нормальное состояние современной компании - постоянные изменения
глобализация экономики, повышение мобильности бизнеса
технологический прогресс, сокращение жизненного цикла продукта/услуги и как следствие время разработки нового и выхода с ним на рынок
Требуются ГИБКОСТЬ и БЫСТРАЯ РЕАКЦИЯ
Слайд 21
Функциональная организация:
“стены между подразделениями”
1985
Процессно-ориентированные компании
1995
Сокращение издержек и повышение эффективности
Интеграция
бизнес-процессов предприятий в рамках холдинга или вертикально-интегрированной компаний
ГИБКОСТЬ – быстро приспосабливаться к изменениям рынка
ЭФФЕКТИВНОСТЬ – побеждать в ценовой конкуренции
ИННОВАЦИОННОСТЬ – товары и услуги должны быть технологически «свежими»
ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ на клиента – обеспечение продуктами и услугами наивысшего качества
Эволюция организации бизнеса
Слайд 22Замечания о процессном подходе
В производстве люди мыслили в терминах «производственный процесс»
в течение многих десятилетий.
Теория бизнес-процессов появилась менее 25 лет назад
Основная часть руководителей предприятий часто не ориентирована на процесс - они сосредоточены на задачах, на отдельных операциях, людях, структурах и т.д.
Интерес к бизнес-процессам был существенно активизирован массовым внедрением идей менеджмента качества
Процесс – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (ИСО 9000)
Процессно-ориентированная организация – это организация, в которой деятельностью и ресурсами управляют как процессом
Слайд 23Простая модель процессного подхода
Модель «поставщик/потребитель»:
каждый отдельный процесс имеет поставщика и
потребителя
Слайд 24Организация по процессам
Процессы
Управляющие воздействия
Материально-техническое обеспечение
Прохождение договоров
Материально-техническое обеспечение
Руководитель
Владелец процесса
Участник процесса
Владелец процесса
Владелец процесса
Владелец
процесса
Владелец процесса
Участник процесса
Участник процесса
Участник процесса
Участник процесса
Участник процесса
Участник процесса
Участник процесса
Участник процесса
Участник процесса
Привлечение потребителей
Привлечение клиентов
Привлечение потребителей
Оформление договоров
Привлечение потребителей
Проектирование продукции
Привлечение потребителей
Изготовление опытных образцов
Слайд 25
Деятельность организации
Моделирование деятельности
Цели
Цели
Ресурсное окружение
Деятельность организации
Предметные области моделирования
Организационная структура
Процессы
и их ресурсное окружение
Цели и их измерители
Функции
Документы (носители информации)
Информационные системы
Знания и полномочия персонала
Технические ресурсы
Материалы и продукты/услуги
Риски
Данные
Используемая терминология
Процессы – периодически повторяемый поток работ
Проекты – разовые действия или комплексы действий
Слайд 26Перейти от «точечного» текстового описания деятельности (Положения о подразделениях и Должностные
инструкции) к полному формализованному графическому описанию деятельности, интегрирующим стрежнем которого является модельное представление бизнес-процессов
Выделить и использовать процессы в качестве объектов управления (раньше управляли функциями, выполняемыми тем или иным подразделением)
Сменить ориентацию вектора управления компании от «вертикальной» («на начальника») к «горизонтальной» («на Заказчика»). Заказчик может быть как внешним, так и внутренним. Независимо от этого, именно он оценивает результаты выполнения процессов, а не начальник, стоящий выше по иерархии
Процессный подход позволяет
Описание деятельности организации (в том числе и процессов), сделанное с достаточной степенью полноты, исключительно трудоемко. Поэтому описание следует вести поочередно, начиная с критически важных для компании предметных областей, к которым относятся организационная структура, процессы и т.д..
При моделировании за «деревьями» процессов важно видеть «лес» всей деятельности реализуемой на данном предприятии (систему процессов)
Слайд 27
Эволюция российского менеджмента в контексте процессного подхода
15%
20%
40%
15%
10%
Слайд 28Противопоставление функционального и процессного подходов
Противопоставление процессного и "функционального" подхода принципиально неверно
Функции, так же, как и процессы, являются равнозначными понятиями управленческой деятельности, и не могут существовать в отрыве друг от друга. При этом результатом и функционального, и процессного подходов является проектирование одновременно организационной структуры (т.е. функциональных областей) и порядка взаимодействия в ее рамках (т.е. процессов). Разница только в исходных точках проектирования: распределять ли функциональные обязанности на основе процессов или проектировать процессы взаимодействия между функциональными областями
У этих двух подходов есть существенное сходство в базовых посылках: и то и другой подход постулируют изначальный набор типовых процессов/функций, который в дальнейшем детализируется и привязывается к конкретному предприятию
Функциональный подход отвечает на вопрос «Что делать?», процессный «Как делать?»
Противоречий между двумя подходами не существует - они не только дополняют друг друга, но и в известной степени должны применяться параллельно
Слайд 29Функциональный и процессный подходы
Функциональный
Начальник отдела
Процессный подход
Владелец процесса 1
Процесс 1
Владелец процесса 2
Процесс
2
Регламентированный интерфейс взаимодействия процессов
Владелец процесса 3
Процесс 3
Слайд 30
Регламентация деятельности при функциональном подходе
Слайд 31
Регламентация деятельности при процессном подходе
Слайд 32
Системы менеджмента
Система менеджмента качества
Система экологического менеджмента
Система менеджмента охраны труда
Система менеджмента информационной
безопасности
Система рационального использования зданий и сооружений
Система стратегического менеджмента
Система риск-менеджмента
Процессный подход – это систематическая идентификация и управление применяемых организацией процессов, и особенно взаимодействия таких процессов
Слайд 33Дополнительная литература по теме 1
Тейлор, Фредерик Уинслоу. Принципы научного менеджмента. -
М.: Контроллинг, 1991.
Файоль А. Общее и промышленное управление. -М., ДиС, 2001.
Макс Вебер. Избранное. Протестантская этика и дух капитализма. –М.: Российская политическая энциклопедия, 2006 г.