Слайд 13. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Процесс управления
Управление — это
процесс, направленный на достижение целей предприятия, представляющий собой последовательность управленческих действий по решению ряда конкретных производственных и социальных задач предприятия
Слайд 2Эти действия получили название управленческих функций или функций менеджмента
(от латинского
— выполнение, деятельность, обязанность).
Функции менеджмента — это специфический вид работ, обеспечивающий рациональную форму разделения труда работников аппарата управления.
Процесс управления – это последовательное выполнение функций менеджмента.
Слайд 3Функции менеджмента разделяют на:
- общие (основные). Они являются общими для процесса
управления любым предприятием.
- конкретные (специальные). Они определяются спецификой и особенностями производства.
Слайд 4Функции управления учитываются:
- при разработке положений, уставов организационных формирований всех форм
собственности;
- при разработке должностных инструкций;
- при оценке, подборе, расстановке кадров управления;
- при формировании рациональных структур аппарата управления;
- при определении структуры рабочего времени руководителей и специалистов.
Слайд 53.2. Общие (основные) функции менеджмента
Пять общих функций менеджмента:
- планирование (прогнозирование);
- организация;
-
координация (регулирование);
- стимулирование (активизация, мотивация);
- контроль (анализ, учет).
Слайд 6Планирование — это выработка и постановка целей и задач по управлению
производством, а также определение путей и средств для достижения поставленных целей.
Три типа планирования:
- стратегическое,
- тактическое
- оперативное.
Слайд 7Принципы планирования
полнота
точность
ясность
непрерывность
экономичность
Слайд 8Организация — это создание новой или усовершенствование существующей структуры управления для
реализации целей и задач предприятия
Функция организации рассматривается как процесс, посредством которого создается и сохраняется структура предприятия
Слайд 9Координация — это обеспечение согласованности действий коллективов людей для достижения цели
предприятия
Координация в управлении предприятием – это:
налаживание взаимодействия различных подразделений;
регулирование и маневрирование материальными и финансовыми ресурсами.
Слайд 10Стимулирование — это побуждение коллектива людей к повышению эффективности их деятельности
Материальные
стимулы:
денежные (заработная плата, премии и доплаты);
неденежные (льготное предоставление путевок на отдых и лечение, бытовое обслуживание на предприятии, предоставление жилья, обеспечение детскими учреждениями и т.п.).
Слайд 11
Нематериальные стимулы:
- социальные (потребность в уважении со стороны коллектива и
руководства, признание работника как хорошего специалиста);
- творческие (потребность в самореализации, самосовершенствовании и самовыражении);
- социально-психологические (потребность в общении).
Слайд 12Контроль — это систематическое наблюдение за деятельностью коллективов людей для выявления
отклонений от установленных планов, норм, правил и требований
Элементы контроля: - концепция контроля,
- цели контроля,
- нормы контроля,
- методы контроля,
- объем контроля,
- область контроля.
Слайд 133.3. Конкретные (специальные) функции менеджмента
Конкретные функции менеджмента определяются спецификой деятельности
предприятий.
- Общее руководство.
- Технико-экономическое планирование.
- Технологическая подготовка и обслуживание производства.
Слайд 14
- Техническая подготовка и обслуживание производства.
- Организация труда и заработной
платы.
- Охрана труда.
- Сбыт продукции.
- Материально-техническое снабжение.
- Подбор, расстановка, повышение квалификации персонала.
- Делопроизводство.
Слайд 153.4. Управленческие работы,
операции и элементы
Управленческая работа - это часть функции
менеджмента, отдельный трудовой процесс ее выполнения, имеющий начало и конец во времени и завершающийся определенным результатом.
Слайд 16
Операции — это составные части работ, которые раскрывают ее содержание
и технологию выполнения, показывают, что нужно сделать для выполнения работы.
Управленческие работы и операции имеют функциональную направленность, т.е. относятся только к одной функции.
Слайд 17
Элементы – это конкретные виды деятельности, показывающие, какими способами и
приемами выполняются операции, работы и функции менеджмента.
Элементы не имеют функциональной направленности.
Слайд 18Характеристики функций менеджмента, управленческих работ и операций
Трудоемкость определяется временем, затрачиваемым на
выполнение конкретных функций, работ, операций.
Сложность определяется характером выполняемых функций, работ, операций.
Совместимость характеризует уровень их профессиональной схожести (повторяемости), использования одних и тех же методов и технологий.
Слайд 193.5. Система методов менеджмента
Методы менеджмента — это совокупность способов, приемов и
средств целенаправленного воздействия на управляемый объект, определяющих условия его деятельности.
Три группы методов менеджмента:
- экономические;
- административные;
- социально-психологические.
Слайд 20
Экономические методы основаны на сознательном использовании объективных экономических законов.
Административные методы
основаны на ответственности подчиненных и власти руководителя.
Социально-психологические методы основаны на учете и использовании нематериальных интересов людей.
Слайд 213.6. Административные методы менеджмента
Административные методы менеджмента — это набор приемов и
способов прямого управленческого воздействия на отношения людей в процессе производства.
Две группы административных методов:
- организационные;
- оперативно-распорядительные.
Слайд 22Организационные методы используются при решении перспективных задач и создании организационных основ
предприятия.
Виды организационного воздействия:
регламентирование. Это совокупность правил, определяющих порядок работы, предписание действовать определенным образом;
Слайд 23
нормирование. Это установление допустимых границ деятельности, расчет норм различных показателей
работы;
инструктирование. Это воздействие на исполнителей с помощью инструкций, рекомендаций, указаний о порядке и способах выполнения работы.
Слайд 24Оперативно-распорядительные методы применяются для оперативного управления.
Оперативно-распорядительное воздействие осуществляется с помощью:
- приказов,
- распоряжений,
- решений.
Слайд 253.7. Экономические методы менеджмента
Экономические методы менеджмента предполагают организованную систему отношений коллектива
и отдельных работников на основе использования объективных экономических законов.
Слайд 26Средства реализации экономических методов менеджмента:
- финансирование,
- кредит,
- ценообразование,
- планирование,
- анализ
хозяйственной деятельности,
- материальное стимулирование.
Слайд 273.8. Социально-психологические методы менеджмента
Социально-психологические методы менеджмента — это система способов и
приемов воздействия на духовные интересы коллектива и отдельных работников.
Две группы социально-психологических методов:
- социальные,
- психологические.
Слайд 28Социальные методы позволяют упорядочить социальные отношения между коллективами, между коллективом и
его отдельными членами, межличностные отношения внутри коллектива.
Социальные методы:
- метод социальных норм,
- воспитательные методы,
- методы социального регулирования,
- методы социального почина и новаторства,
- методы социальной преемственности,
- методы морального стимулирования.
Слайд 29Психологические методы направлены на регулирование отношений между людьми и создание оптимального
климата в коллективе.
Психологические методы:
- методы комплектования малых групп,
- методы гуманизации труда,
- методы психологического побуждения работников к труду,
- методы профессионального отбора и обучения.
Слайд 303.9. Принципы управления
Принципы управления вытекают из практического опыта людей по управлению
объектами разного рода.
Принципы менеджмента связаны по цепочке:
законы – закономерности – опыт управления – принципы.
Слайд 31Принципы менеджмента –
это основные законы, руководящие правила, положения и нормы
поведения, которыми руководствуются органы и работники управления в процессе своей деятельности в силу сложившихся в обществе социально-экономических условий.
Слайд 32Классификация принципов управления
По степени обоснованности:
научные – сформулированы на основе познания
законов и закономерностей организации;
обыденные – правила и действия, сформулированные человеком на основе собственного восприятия действительности, традиций и интуиции.
Слайд 33
По степени универсальности:
универсальные (общие) – отражают правила формирования самых разнообразных систем
в природе и обществе;
специфические – действующие в отдельных сферах деятельности;
ситуационные – те, которые действуют в конкретных ситуациях.
Слайд 34
По способу реализации:
реализуемые природой, без какого-либо участия человека;
реализуемые при взаимодействии природы
и человека;
реализуемые только с участием человека (осуществляются посредством индивидуальной или коллективной общественной деятельности).
Слайд 35
По масштабу действия:
действующие только в отдельных элементах системы;
действующие между элементами системы
внутри организации;
действующие между системами.
Слайд 36Принципы Тейлора
1. Принцип научной организации труда.
2. Принцип отбора и обучения
персонала.
3. Принцип разделения ответственности.
4. Принцип мотивации.
5. Принцип комплексности.
Слайд 37Принципы Эмерсона
1) отчетливо поставленные идеалы или цели;
2) здравый смысл;
3) использование компетентных
консультаций;
4) дисциплина;
5) справедливое отношение к персоналу;
6) быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;
Слайд 387) диспетчеризация;
8) наличие норм и расписаний;
9) нормализация условий труда;
10) нормирование производственных
и управленческих операций;
11) наличие стандартных инструкций;
12) вознаграждение за производительность.
Слайд 39Положения менеджмента
1) подчиненный существует для того, чтобы расширять и продолжать личность
начальника;
2) начальник существует только для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;
3) каждая высшая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;
4) каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире.
Слайд 40Принципы Файоля
1. Разделение труда
2. Власть и ответственность
3. Дисциплина
4. Единоначалие
5. Единство руководства
6.
Подчинение индивидуальных интересов общим
7. Вознаграждение
8. Централизация
Слайд 419. Скалярная цепь
10. Порядок
11. Справедливость
12. Стабильность пребывания в должности
13. Инициатива
14. Корпоративный
дух
Слайд 42Принципы Питтерса и Уотермана
Ориентация на достижение успеха
Быть всегда лицом к потребителю
Самостоятельность
и предприимчивость
Производительность
Связь с жизнью
Верность своему делу
Простота структуры и скромный штат управления
Свобода и жесткость одновременно
Слайд 43Принципы менеджмента
- научность
соблюдение законности
ответственность
моральное и материальное стимулирование
преемственность
иерархичность
- обратная связь
Слайд 443.10. Управление АПК
Агропромышленный комплекс – это единый объект организации и управления,
в котором объединены:
Слайд 45
- сельскохозяйственное производство;
- отрасли промышленности, поставляющие средства производства;
- отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное
сырье;
- специальные сферы, обслуживающие сельское хозяйство.
Слайд 46Цель функционирования АПК -
- удовлетворение общественных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном
сырье
Слайд 47Участники АПК:
товарно-аграрные производственные субъекты хозяйствования различных форм собственности (СПК, АО, УП,
фермерские хозяйства);
обслуживающие организации «Агропромсервис»
Слайд 48***
специализированные сельскохозяйственные организации;
перерабатывающие организации;
научные учреждения;
учреждения образования.
Слайд 49
Государственное управление АПК – это прямое непосредственное целенаправленное управленческое воздействие на
организации агропромышленного комплекса.
Слайд 50Объекты государственного управления АПК:
- органы отраслевого управления;
- государственные унитарные предприятия;
-
акционерные общества (с долей акций, обеспечивающих контроль над ними);
- контрольно-инспекционные службы;
- государственные целевые программы.
Слайд 51
Государственное регулирование АПК – это косвенное (опосредованное), осуществляемое преимущественно экономическими методами,
управленческое воздействие на социально-экономические процессы в государственном и негосударственном секторах агропромышленного производства.
Слайд 52Объекты государственного регулирования АПК:
все организации АПК
Слайд 53Аграрная политика АПК включает:
1. Земельную политику;
2. Финансовую политику;
3. Социальную политику;
4. Политику
в области формирования рынка.
Слайд 54Функции государства по регулированию и управлению АПК:
- нормотворческие,
- разрешительные,
- контрольно-запретительные,
- аналитические,
-
информационные,
- организационные,
Слайд 55***
- регулирующие,
- кадровые,
- научного обеспечения АПК,
- прямое управление объектами собственности,
- участие
в управлении акционерными обществами.
Слайд 56Государственные органы управления АПК:
Функциональные:
Министерство экономики,
Государственный комитет по земельным ресурсам,
геодезии и картографии;
Слайд 57***
Отраслевые:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия,
Белорусский государственный концерн пищевой промышленности «Белгоспищепром»)
структуры,
осуществляющие надзор и контроль
Слайд 58Пятиуровневая схема совершенствования региональной и республиканской структуры АПК
I уровень - сельскохозяйственные
организации,
II уровень – районный,
III уровень – областной,
IV уровень – республиканский,
V уровень – межгосударственный.