Слайд 1ТЕМА 3:
ЦЕЛИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
Слайд 2ВОПРОСЫ К РАССМОТРЕНИЮ:
Понятие цели организации;
Функции целей;
Типы организационных целей;
Требования к целям;
Установление целей
в организации;
Управление по целям
Слайд 31. ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
Цель – это
описание будущего состояния объекта управления;
способ интеграции различных действий человека, а для организации – действий различных людей в некоторую упорядоченность или систему;
исходный пункт, определяющий отношения между субъектом и объектом управления;
идеальное описание результата деятельности
Слайд 4ПОНЯТИЕ МИССИИ
Миссия – общая цель, вызывающая у членов организации
состояние устремлённости к чему-то
Общий характер этой разновидности цели обусловлен:
необходимостью дать руководству возможность широкого выбора альтернативных целей и стратегий;
желанием примирить иногда очень разные интересы всех участников процесса управления
Миссия – цель, объединяющая всё множество ролей организации
Слайд 5СОДЕРЖАНИЕ МИССИИ ОРГАНИЗАЦИИ
Миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и
в удобной для восприятия форме;
В основе миссии организации должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей продукта организации;
Вопрос о том, почему потребители будут покупать товары и услуги данного предприятия, а не другого, должен иметь чёткий ответ
Миссия предприятия может определяться:
Кругом удовлетворяемых потребностей;
Совокупностью потребителей;
Выпускаемой продукцией;
Конкурентными преимуществами
Слайд 6ЭЛЕМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Задача предприятия с точки зрения его основных услуг
или товаров, его основных рынков и основных технологий;
Внешняя среда по отношению к предприятию, которая определяет рабочие принципы предприятия, задавая ему набор ограничений и условий функционирования;
Культура предприятия, или имидж
Миссия предприятия должна служить фактором привлечения клиентов, должна показывать, какие потребности клиента предприятие может удовлетворить наиболее эффективно
Слайд 7ДОЛГОСРОЧНЫЕ И КРАТКОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ
На основе миссии формируются долгосрочные (более
1 года) цели организации или качественные результаты. Эти цели отвечают на вопрос: что организация хочет получить или чего достичь? Средством достижения долгосрочных целей является стратегия
Краткосрочные цели (в пределах года), задания или задачи представляют собой результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода. Они являются этапами, из которых складываются долгосрочные цели, и отвечают но вопрос: что нужно выполнить в плановый период?
Политика, как и стратегия, относится к категории средств по достижению краткосрочных целей. Она включает правила и процедуры, устанавливаемые в организации для поддержания усилий её членов по достижении плановых целей. Отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи?
Слайд 82. ФУНКЦИИ ЦЕЛЕЙ
Организационная – обоснование существования, законности организации, регулирование поведения участников;
Мотивирующая
– направление поведения людей, уменьшение неопределённости;
Контролирующая – оценка работы членов организации
Слайд 93. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ЦЕЛЕЙ
Различают следующие типы целей:
Официальные – определяют
общее назначение организации. Как правило, абстрактны, идеалистичны, оправдывают существование организации перед обществом, имеют внешнюю направленность и выполняют защитную функцию;
Оперативные – исходят из действительной политики и указывают, что организация на самом деле пытается делать независимо от того, что было заявлено в официальных целях. Имеют внутреннюю направленность, важны для членов организации и мало известны внешнему миру. Форма выражения – план работы организации;
Операционные – более специфичны и более измеряемы, чем оперативные. Разрабатываются до деталей и выражаются в количественных терминах, выступают в форме конкретных заданий отдельными исполнителями или рабочими группами
Слайд 10ТАКТИЧЕСКИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ
По степени важности для организации цели
бывают:
стратегические – ориентированы на решение перспективных масштабных проблем (выход на международные рынки, обновление производственной базы и др.);
тактические - являются промежуточными по отношению к стратегическим, отражают отдельные этапы достижения долгосрочных целей.
По содержанию цели делятся на экономические, технологические, производственные, административные, маркетинговые, социальные и др.
Слайд 114. ТРЕБОВАНИЯ К ЦЕЛЯМ
Цели становятся инструментом управления, если они:
Определены
и сформированы;
Известны работникам;
Приняты к исполнению.
Важная характеристика цели – достижимость и реалистичность!
Цели должны быть:
понятны для исполнителя;
недвусмысленно сформированы;
конкретны;
количественно определенны;
иметь срок исполнения
Слайд 125. УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
Искусство постановки цели – это
искусство управления. В управлении имеют смысл только операционные цели, поскольку дают реальное представление о реальном положении дел
Цели могут быть двух типов:
по отношению к внешнему окружению (рост количества и качества продукции, снижение затрат). Для их определения удобна стратегия использования неупущенных шансов (анализ товаров и услуг с точки зрения потенциальных возможностей предприятия, в выборе и использовании наиболее благоприятных из имеющихся возможностей);
по отношению к организации (совершенствование структуры и материальной базы организации, социальное развитие коллектива). Для их определения используется стратегия ликвидации «узких мест» (поиск и устранение «узких мест», сдерживающих развитие организации, мешающих её эффективному функционированию)
Слайд 13ПРАВИЛО РАЗРАБОТКИ ЦЕЛЕЙ
Краткосрочные цели больше, чем долгосрочные, способствуют внутренней мобилизации.
Годовые цели необходимо разбить на промежуточные (квартальные, месячные) и по этим промежуточным осуществлять контроль результатов
Слайд 14ПРОЦЕСС ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЦЕЛЕЙ
Этапы:
формирование «проблемного поля»: определение системы
опасностей и возможностей;
планирование целей: выявление целей, которых будет добиваться организация;
планирование средств достижения целей: выбор или создание средств, с помощью которых они будут реализовываться;
планирование ресурсов: определение объёмов и структуры необходимых ресурсов, времени, когда они будут необходимы;
проектирование реализации планов и контроля их выполнения: кто их осуществляет, когда и где, как будут контролироваться внедрение и его последствия
Слайд 15ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Логическая структуризация целей;
Метод парных сравнений, основанный на
применении отношения «целое-частное»;
Структуризация целей на основе лингвистического анализа формулировок целей, начиная с генеральной цели;
Совместное применение первого и второго методов
Слайд 16СООТНОШЕНИЕ ЦЕЛЕЙ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДПРИЯТИЯ В ЦЕЛОМ
Цели предприятия
Цели в области
производства
Цели для отдельных элементов комплекса маркетинга для отдельных товаров (продукции, услуг) и рынков
Цели для отдельных товаров (продукции, услуг) и рынков
Цели маркетинговой деятельности
Цели и стратегия ценообразования
Цели продвижения
Цели мотивации
Миссия предприятия
Слайд 176. УПРАВЛЕНИЕ ПО ЦЕЛЯМ
Управление по целям – метод или
система управления организацией
Появление данного термина связано с именем П. Драккера, предложившего в 1954 г. в книге «Практика управления» устанавливать цели во всех частях организации
Используется много форм управления по целям: предназначенные для индивида, для группы, для всей организации.
Управления по целям имеет свои преимущества и недостатки