Слайд 21. Сущность и задачи транспортной логистики
Транспорт — связующее звено между элементами логистических
систем, осуществляющий передвижение материальных ресурсов
Транспорт является элементом рыночной инфраструктуры, так как обеспечивает физическое распределение продукции материального производства.
Транспорт – субъект экономических взаимоотношений, так как продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров.
Слайд 3ВВП Росси в 2010 г. составил около 44 500 млрд. руб.
Логистические
издержки в РФ в среднем составляют около 20% ВВП (8 900 млрд. руб.)
Снижение логистических издержек на 1% даст экономию 445 млрд. руб./год.
Транспортная составляющая логистических издержек – 30-50%
Возможная экономия в среднем – 178 млрд. руб.
Слайд 4Классификация транспорта в логистике
1) в зависимости от назначения:
транспорт общего пользования (магистральный)
транспорт
необщего пользования
2) в зависимости от специализации:
универсальный транспорт
специлизированный (специальный) транспорт
3) в зависимости от способа перемещения:
дискретный
непрерывный транспорт
Слайд 5Предпосылки развития транспортной логистики
А. Глобальная информатизация транспортных процессов.
Б. Развитие мультимодальных перевозок.
В. Усложнение организации
перевозок.
Слайд 6Цель и задачи транспортной логистики
Цель: перемещение требуемого количества товара в нужную точку,
оптимальным маршрутом за требуемое время и с наименьшими издержками.
Задачи:
обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования;
создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;
обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
определение рационального маршрута доставки груза;
выбор типа и вида транспортного средства.
Слайд 7Функциональная структура транспортной логистики
Слайд 8 Проблема выбора в транспортной логистике
1) выбор способа транспортировки
2) выбор
вида транспорта
3) выбор формы собственности транспорта
4) выбор транспортного средства
5) выбор логистических посредников
Слайд 10Способы транспортировки
Унимодальные перевозки
Мультимодальные перевозки (смешанное сообщение)
Интермодальные перевозки (прямое смешанное сообщение)
Контейнерные перевозки
Контрейлерные
перевозки
Терминальные
Слайд 11Определения вида перевозки
Унимодальная (одновидовая) транспортировка осуществляется одним видом транспорта, например автомобильным.
Смешанная
перевозка грузов (смешанная раздельная перевозка) осуществляется обычно двумя видами транспорта, например: железнодорожно-автомобильная, речная-автомобильная, морская-железнодорожная и т.п.
Комбинированная перевозка - перевозка грузов в одной и той же грузовой единице, транспортном оборудовании, к которому относятся крупнотоннажные контейнеры, съемные кузова, полуприцепы и автодорожный состав (автофургоны) с использованием нескольких видов транспорта».
«Интермодальной является перевозка грузов несколькими видами транспорта, при которой один из перевозчиков организует всю доставку от одного пункта отправления через один или более пунктов перевалки до пункта назначения и в зависимости от деления ответственности за перевозку выдаются различные виды транспортных документов»,
«мультимодальной, если лицо, организующее перевозку, несет за нее ответственность на всем пути следования независимо от количества принимающих участие видов транспорта при оформлении единого перевозочного документа»
Слайд 12Основные достоинства интермодальных и мультимодальных систем перевозок
комплексный подход к решению финансово-экономических
вопросов организации перевозок;
максимальное использование телекоммуникационных сетей и систем электронного документооборота;
единый организационно-технологический принцип управления перевозками и координация действий всех логистических посредников в единообразном коммерческо-правовом режиме;
кооперация логистических посредников;
комплексное развитие инфраструктуры перевозок различными видами транспорта.
Слайд 13ГРУЗОВОЙ ТЕРМИНАЛ
- специальный комплекс сооружений, персонала, технических и технологических устройств, организационно
взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой различных партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в интер/ мультимодальных и прочих перевозках
Перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевозкой
Слайд 14КОНТЕЙНЕРНЫЙ ТЕРМИНАЛ
- специальный комплекс сооружений и технических устройств при предприятии транспорта
общего пользования, торговом предприятии или промышленном предприятии, организационно взаимоувязанных и предназначенных для выполнения логистических операций:
прием контейнеров
перегрузка контейнеров
хранение контейнеров
сортировка контейнеров по направлениям
информационное обслуживание клиентов
Слайд 15Виды транспорта и их характеристики
Слайд 17Состав материально-технической базы железнодорожного транспорта:
вагоны и вагонное хозяйство,
локомотивы и локомотивное
хозяйство,
станции, грузовые дворы и весовое хозяйство,
путевое хозяйство и т.д.
Показатели материально-техническую базу подвижного состава:
техническая и эксплуатационная скорость;
габаритные размеры грузовых емкостей (контейнеров) и самих транспортных средств;
полная масса, нагрузка на оси;
мощность двигателя (силовых установок);
грузоподъемность и габаритные размеры прицепов, полуприцепов, вагонов и т.п.
Слайд 18Вагоны характеризуется абсолютными показателями: грузоподъемностью и вместимостью, массой тары и т.д.,
Относительные показатели вагона:
технический коэффициент тары вагона:
чем меньше этот коэффициент, тем более эффективно используется тара;
б) коэффициент удельного объема вагона
чем К больше, тем шире номенклатура грузов, которые могут перевозиться с полным использованием грузоподъемности;
Слайд 19в) коэффициент использования грузоподъемности;
г) коэффициент вместимости;
Слайд 20Основные показатели речного и морского транспорт:
водоизмещение, определяемое массой или объемом
воды, вытесняемой плавающим судном;
грузоподъемность судна – это его перевозочная способность.
Дедвейт – полная грузоподъемность – количество тонн груза, которое может принять судно сверх собственной массы до осадки по грузовую марку:
Дв = Вп - Во = ПГ
где Вп – водоизмещение судна с полным грузом;
Во – водоизмещение судна без груза.
Слайд 21Чистая грузоподъемность равна массе перевозимого груза, полная включает служебный груз (топливо,
воду, провиант);
грузовместимость – способность судна принять груз определенного объема, м3;
удельная грузовместимость
где ГВ – грузовместимость;
ЧГ – чистая грузоподъемность
Слайд 22Работа автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, которые можно разделить на
две группы.
Первую группу составляют показатели, характеризующие степень использования подвижного состава грузового автомобильного транспорта:
коэффициенты технической готовности, выпуска и использования подвижного состава;
коэффициенты использования грузоподъемности и пробега;
среднее расстояние ездки с грузом и среднее расстояние перевозки;
время простоя под погрузкой-разгрузкой;
время в наряде;
техническая и эксплуатационная скорости.
Слайд 23Вторая группа характеризует результативные показатели работы подвижного состава:
количество ездок;
общее расстояние перевозки
и пробег с грузом;
объем перевозок и транспортная работа.
Слайд 24Списочный парк подвижного состава – общее количество автомобилей, тягачей, прицепов, полуприцепов
в автотранспортном предприятии.
Ездка – законченный цикл транспортной работы, состоящий из времени погрузки груза на автомобиль tп, движения с грузом tгр, разгрузки tр и времени для подачи транспортного средства под последующую погрузку (движение без груза) tдвж.
tезд = tп + tгр + tр + tдвж
Если известно время на погрузочно-разгрузочные операции tп-р, эксплуатационная (средняя) скорость Vэк и расстояние перевозки L, то время ездки составит:
tезд = tп-р + L/Vэк
Оборот включает одну или несколько ездок, причем подвижной состав обязательно должен возвращаться в исходную точку.
Слайд 25показатели, характеризующие степень использования подвижного состава:
коэффициент технической готовности
Kт = Nгэ / Nс
где Nгэ - число готовых к эксплуатации автомобилей,
Nс - списочная численность автопарка;
коэффициент использования автомобилей
Kисп = Nэкс / Nс
где Nэкс - число автомобилей, находящихся в эксплуатации;
коэффициент использования пробега
B = Lгр / Lобщ
где Lгр - пробег с грузом, Lобщ - общий пробег;
среднее расстояние ездки с грузом
Lср = Lгр / n
где n – число ездок.
Слайд 26интегральным показателем эффективности работы являются затраты на осуществление транспортировки
Z = Zпер + Zпост + Zп-р + Zдор
где Zпер - переменные затраты (ГСМ, амортизация, ремонт и т.п.),
Zпост - постоянные затраты ( при тарифной системе оплаты труда – заработная плата водителя и др.)
Zп-р - затраты на погрузочно-разгрузочные работы (оплата труда грузчиков, экспедиторов, стоимость услуг подъемно-транспортных машин и механизмов и т.п.);
Слайд 27Контейнер (по определению ISO – Международной организации по стандартизации) – элемент
транспортного оборудования, многократно используемый на одном или нескольких видах транспорта, предназначенный для перевозки и временного хранения грузов, оборудованный приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств, имеющий постоянную техническую характеристику и объем не менее 1 м3.
ISO приняла рекомендации по установлению единых размеров крупнотоннажных контейнеров: ширина и высота – по 2438 мм (8 футов), а длина – 12192 мм (40 футов), 9125 (3/4), 6058 (1/2), 2991 (1/4) мм, т.е. 3/4, 1/2, 1/4 от наибольшей длины.
Кроме внешних размеров большое значение имеют размеры дверных проемов, размеры и расположение мест крепления.
Слайд 28Стандартная тара
20-футовый рефрижераторный контейнер
40-футовый рефрижераторный контейнер
20-футовый вентилируемый контейнер