Слайд 1Основы теории и практики коммуникации
Чиконина Г.В., к.п.н.
Слайд 2Тема 1
ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ НАУК
Слайд 3Источники информации
Обязательная литература
Леонтьев А. А. Психология общения. - М., 1997. -
С.27-28.
Основы теории коммуникации. / Под ред. проф. М. А. Василика. - М., 2003. — С. 9-56.
Кашкин В. Б. Основы теории коммуникации. - М., 2007. - С. 7-17; 67-82; 89-94
Шарков Ф. И. Основы теории коммуникации. - М., 2003. —С. 37-56.
Слайд 4План
Коммуникация как объект исследования
1
Предмет теории коммуникации. Законы и категории теории коммуникации.
Соотношение понятий коммуникация и общение.
2
3
3
Методы теории коммуникации.
Слайд 5КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
адресант
адресат
атрибуция (- взаимооцепка) вербальная и невербальная коммуникация
взаимодействие (= интеракция)
восприятие
декодирование
информационный
обмен
информация
кодирование
коммуникант
коммуникативная компетентность
Слайд 6КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
коммуникативная ситуация
коммуникативное пространство
коммуникатор
коммуникация
коммуникация прямая / опосредованная
обратная связь
общение
общение непосредственное / опосредованное
перцепция
речевая
деятельность
Слайд 7Коммуникация как объект научного изучения
Технические дисциплины: возможности и способы передачи, обработки
и хранения информации.
Социогуманитарные науки (психология, лингвистика, психолингвистика, социология, социолингвистика, теория коммуникации, политология, культурология, этнография) :
лингвистика - проблемы вербальной коммуникации, различные виды коммуникации. Субъектом выступает человек говорящий.
психология и психолингвистика - причины, барьеры, затрудняющие процесс коммуникации, а также мотивированность вербального и невербального поведения коммуникантов.
Теория коммуникации как междисциплинарная наука - лингвистические, когнитивные и логикофилософские аспекты коммуникации.
Слайд 8Общая теория коммуникации
Основной объект - коммуникация и коммуникативные процессы.
Предмет - всеобщее
в природных, социальных и технических системах обмена информацией.
Теория коммуникации:
рассматривает универсальную модель коммуникативного процесса,
определяет его составляющие,
выявляет общие закономерности коммуникативных процессов в различных областях действительности.
изучает особенности общения, взаимодействия, воздействия и влияние оценочного фактора, характерного для данной сферы знаний.
Слайд 9Базовые понятия
Общение
Коммуникация
Речевая деятельность
Базовые понятия теории коммуникации
Информация
Коммуникативное пространство
Информационный обмен
Слайд 10Понятийный аппарат теории общения
Средство информации
Коммуникация=
связь
Воздействие информации
Передача информации
Слайд 11Новые научные направления изучения информации
теория информации К. Э. Шеннона,
кибернетика Н.
Винера,
науки о языке и др.
Коммуникация как вид информационного обмена, имеющего свои закономерности, сформировалась в самостоятельный объект исследования.
Слайд 12Коммуникация
Социальная практика трактует:
коммуникация - транспортировка вещества, энергии и информации
в социальном организме и как средство этой транспортировки
Слайд 13Коммуникация и общение
Какое понятие шире – коммуникация или общение?
Слайд 14Методы теории коммуникации
Общенаучные
Моделирование
Метод сравнения
Системный подход
Сравнительно-исторический подход
Методы
Частнонаучные
Социологический метод
Коммуникативно-интерпретативный метод.
Контент-анализ
Интент-анализ
Социолингвистический подход
Метод наблюдения
Социометрия
Слайд 15Законы коммуникации
«Закон двусторонности процесса»: для обмена разного рода информацией необходимо наличие
не менее двух сторон - участников коммуникативного взаимодействия.
«Закон семиотичности»: знаковый характер взаимодействия (семиотичность - знаковость, символичность). Коммуникация осуществляется посредством определенной системы знаков разной природы.
Закон обратной связи: коммуникация как информационное взаимодействие основана на принципе обратной связи.
«Закон общности кода» или закон минимального основания: наличие общего основания кодирования/декодирования. Для осуществления коммуникации необходимо наличие хотя бы одного общего основания для источника информации и ее приемника в виде системы знаков, договоренности о правилах кодирования и декодирования информации.
Слайд 16Законы коммуникации
5. «Закон гетерогенности коммуникативных систем»: коммуникация возможна лишь при несовпадении
(неполном совпадении) информационных потенциалов участников коммуникативного взаимодействия.
6. «Закон локализации»: наличие локуса (от лат. locus - место, местоположение) функционирования
Слайд 18Суть процесса коммуникации
Коммуникация - процесс обмена информацией между общающимися сторонами.
Шесть главных
переменных в межличностном процессе коммуникаций :
• отправитель/кодировщик;
• сообщение;
• канал;
• получатель/декодировщик;
• восприятие;
• обратная связь
Слайд 19Мифы о природе коммуникативного процесса
Слайд 20Интеракция (взаимодействие)
Виды взаимодействия:
Групповая интеграция (совместная деятельность, кооперация и т. п.).
Конкуренция (соперничество).
Конфликт.
http://womenparadise.ru/uploads/posts/1326579535_obschenie-s-konfliktnym-chelovekom.jpg
Слайд 21Перцепция
Перцепция. (от лат. perceptio — психологическое восприятие) процесс восприятия, способствующий взаимопониманию
участников общения.
Механизмы перцепции:
Познание и понимание людьми друг друга ( идентификация, эмпатия, аттракция).
Познание самого себя в процессе общения (рефлексия).
Прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Слайд 22Виды влияния
направленное ( с помощью таких механизмов, как внушение и убеждение);
ненаправленное
(с помощью механизмов заражения и подражания).
Слайд 24Условия коммуникации
прямая, или непосредственная, коммуникация с активной обратной связью (диалог) или
с отсроченной обратной связью;
опосредованная коммуникация.
Слайд 25Количество участников
монолог;
диалог;
полилог.
Слайд 26Цель коммуникации
информирование;
убеждение (включая побуждение, объяснение и т. д., вплоть до дестабилизации
через угрозу или агрессию);
развлечение.
Слайд 27Характер ситуации
деловая коммуникация;
публичная коммуникация;
бытовая коммуникация.
Слайд 28Виды речевой деятельности
Речевая деятельность - система мотивированных речевых действий
участников коммуникации в социально значимых ситуациях:
говорение,
слушание,
письмо,
чтение
Слайд 29www.themegallery.com
Thank You !
www.themegallery.com