Слайд 1Методы исследований в менеджменте Лекции 1-2
Сущность и роль исследований в совершенствовании
процессов управления.
Методология научного сследования
Масюк Наталья Николаевна -
доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН,
профессор кафедры экономики и менеджмента, ауд.1532,
masyukn@mail.ru, тел. 240-41-36
Слайд 2Научное исследование
это один из видов познавательной деятельности, процесс выработки новых научных
знаний, характеризуется полнотой, достоверностью, объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью и определенной степенью новизны. Исследование систем управления —
Слайд 3Исследование в менеджменте
это вид деятельности, состоящий в распознавании проблем и ситуаций,
определении их происхождения, выявлении их свойств и содержания, нахождении путей и средств решения.
Исследование – необходимый элемент любой деятельности, но в зависимости от вида деятельности реализуется в той или иной мере.
Слайд 4Метод исследования
это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого
проводится исследование.
Метод исследования в менеджменте нацелен на практику организации, социально-экономической системы, и включает как категориальный аппарат исследования, так и эмпирический способ получения знания на основе большого массива данных - количественных и качественных показателей функционирования системы
Слайд 5Методология
Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление
познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).
Слайд 6Методология научного исследования
это логическая организация исследования, предполагающая осознание его цели, распознавание
проблем, являющихся предметом исследования, выбор средств и методов исследования, определение рациональной последовательности исследовательской деятельности.
Слайд 7Типы исследований
3. В зависимости от использования ресурсов бывают исследования:
нересурсоемкие
ресурсоемкие
4. В зависимости
от времени:
продолжительные ;
и непродолжительные.
Слайд 8Проблема
это ситуация, содержащая противоречие, требующее разрешения, которое обеспечивает развитие управления исследуемым
объектом.
это ситуация, содержащая противоречие, которое не всегда тождественно задаче и несет в себе элементы новых или неизвестных ранее эволюционных изменений.
Решается проблема набором задач.
Слайд 9Задача
предполагает знание алгоритма ее решения или
выбор необходимого алгоритма из известных.
Слайд 10Принципы отбора проблем
острота проблемы, ее актуальность;
содержание проблемы;
наукоемкость проблемы;
трудоемкость решения проблемы,
ресурс времени;
перспективы развития.
Слайд 11Понятийный аппарат методологии исследований (1)
методология исследований – совокупность целей, подходов, принципов,
ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования;
организация исследования – порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях;
Слайд 12Понятийный аппарат методологии исследований (2)
3. ресурсы исследования – комплекс средств и
возможностей (информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов.
4. потребность исследования – степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления;
Слайд 13Понятийный аппарат методологии исследований (3)
5. Объект исследования – это система управления,
относящаяся к классу социально-экономических систем.
6. Предмет исследования - конкретная ситуация, разрешение которой требует проведения исследования
Слайд 14Понятийный аппарат методологии исследований (4)
7. результат исследования – рекомендации, модель, формула,
методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий;
8. эффективность исследования – соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и полученных результатов.
Слайд 15Объект исследования
Объектом исследования в менеджменте может являться:
предприятие,
организация,
система управления,
процессы,
т.е. непосредственно измеряемый качественными и количественными показателями реальный физический объект.
Слайд 16Предмет исследования
это система знаний, умений, навыков, методы, способы, факторы внешней и
внутренней среды и процессы, происходящие в организации.
В управленческих задачах:
Предмет исследования – это, чаще всего, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ либо ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ, складывающиеся в организации по поводу чего-либо.