Слайд 1Стратегии в менеджменте:
управление социальными системами
Нижний Новгород, 2017
Высшая Школа Экономики
Слайд 2Высшая Школа Экономики
Сахаров Александр Сергеевич, MBA
Email: sakharov.a@gmail.com
Телефон: 7-920-022-2233
Слайд 3Высшая Школа Экономики
О чем этот курс
Что же такое менеджмент
История менеджмента
Миссия. Видение.
Цель
Стратегия как неотъемлемая часть компании
Дополнительно:
Кейс
Деловые игры
Слайд 4Высшая Школа Экономики
Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей
(подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:
финансовые;
Материальные (оборудование и т.п.);
человеческие;
информационные;
временные.
Управление – это процесс распределения и движения пяти видов ресурсов в организации с заранее заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным контролем результатов работ.
Слайд 5Высшая Школа Экономики
Менеджмент — разработка (моделирование и т. д.), создание (организация), максимально эффективное
использование (управление) и контроль социально-экономических систем. Wikipedia
Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибылью для предпринимателя, в соединении с максимальным благосостоянием всех работников, задействованных в данном предприятии. Ф.У. Тейлор
Менеджмент — это динамичный элемент, поддерживающий жизнеспособность каждого предприятия. П.Друкер
Слайд 6Высшая Школа Экономики
Менеджмент – это эффективное и производительное достижение целей организации
посредством планирования, организации, руководства и контроля над организационными ресурсами.
Слайд 7Высшая Школа Экономики
Организационные ресурсы.
Слайд 8Высшая Школа Экономики
Первая управленческая революция. Революционно-коммерческая.
Первая революция произошла 4—5 тыс. лет
назад — в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке.
Произошло превращение касты священников в касту религиозных функционеров, т.е. менеджеров.
Побочный результат управленческой деятельности жрецов — появление письменности.
Велась деловая документация, бухгалтерские счета, осуществлялись снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции. Сегодня эти функции составляют содержание управленческого процесса.
В результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие.
Управленческие революции
Слайд 9Высшая Школа Экономики
Вторая управленческая революция. Светско-административная.
Вторая революция в области менеджмента произошла
приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.)
Появился свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества – это явилось первой формальной системой администрирования.
Суть второй революции в менеджменте заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения.
Управленческие революции
Слайд 10Высшая Школа Экономики
Третья управленческая революция. Производственно-строительная.
Только через тысячу лет после смерти
Хаммурапи, Вавилон возрождает былую славу и вновь напоминает о себе как о центре развития практики менеджмента.
Царь Навуходоноссор II являлся автором не только проектов Вавилонской башни и висячих садов, но и системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах.
Достижения Навуходоноссора II — строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте.
Управленческие революции
Слайд 11Высшая Школа Экономики
Четвертая управленческая революция.
Совпадает с великой индустриальной революцией XVIII—XIX
веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма.
Появление нового вида собственности - вместо единственного собственника появилось множество акционеров.
Вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров-несобственников.
Новая система собственности ускорила развитие промышленности.
Как следствие - отделение управления от производства и капитала, а затем и превращение администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу.
Управленческие революции
Слайд 12Высшая Школа Экономики
Пятая управленческая революция. Бюрократическая.
С появлением класса профессиональных менеджеров и
отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе.
Превращение менеджеров в отдельный от капиталистов социальный класс.
Вытеснение капиталиста. Кто на смену - пролетариат.
Укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности способствуют вытеснению индивидуального капиталиста из производства точно также, как ручной труд вытесняется машинным.
Управленческие революции
Слайд 13Высшая Школа Экономики
Четыре принципа Макиавелли, которые
оказали влияние на развитие менеджмента:
авторитет, или власть лидера, коренится в поддержке сторонников;
подчиненные должны знать, чего они могут ожидать от своего лидера, и понимать, чего он ожидает от них;
лидер должен обладать волей к выживанию;
лидер — всегда образец мудрости и справедливости для своих сторонников.
Никколо Макиавелли (1469 – 1527)
Слайд 14Высшая Школа Экономики
Ранние подходы к менеджменту:
Классический подход;
Поведенческий подход;
Количественный подход.
Классическое направление:
Научный менеджмент;
Административный
менеджмент;
Концепция бюрократических организаций.
Слайд 15Высшая Школа Экономики
Научный менеджмент.
Организация и управление становятся для науки самостоятельным предметом
изучения в тот момент, когда уровень развития техники и технологии вступает в резкое противоречие со сложившейся системой производственных отношений.
Центр развития теории и практики менеджмента в начале XX века переместился из Англии в Америку.
Складываются объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера — Фредерика Тейлора.
Деятельность основоположников «научного менеджмента» отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма — свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий.
Слайд 16Высшая Школа Экономики
Фредерик Тейлор (1856 – 1915)
Новый тип менеджера: спортивного
вида предприниматель,
умеющий
ценить свое слово и уважающий
собеседника, прекрасно и
всесторонне образованный инженер,
Знающий в совершенстве все
тонкости экономики и производства.
Слайд 17Высшая Школа Экономики
Фредерик Тейлор (1856 – 1915)
Принципы научного управления.
1. Администрация
берет на себя выработку научного фундамента,
2. Администрация производит тщательный отбор рабочих, а затем тренирует, обучает и развивает каждого рабочего
3. Администрация осуществляет сердечное сотрудничество с рабочими
4. Устанавливается почти равномерное распределение труда и ответственности между администрацией предприятия и рабочими.
Слайд 18Высшая Школа Экономики
Фредерик Тейлор (1856 – 1915)
Слайд 19Высшая Школа Экономики
Фредерик Тейлор (1856 – 1915)
Дифференциальная система оплаты труда
Хороших экономических
результатов нельзя добиться с помощью управления, основанного на альтруизме и филантропии
Залог успеха — в принципах разумного эгоизма.
Передовой рабочий не захочет трудиться рядом с ленивым соседом и получать поровну с ним. Он потребует более высокой оплаты и будет прав.
Отстающие штрафуются, передовики награждаются, а середняки получают норму.
Тейлор полагал, что решить проблему заработной платы возможно простым установлением точного времени выработки.
Сегодня это азбучная истина, но сто лет назад изобретение дифференциальной системы оплаты явилось большим шагом вперед
Слайд 20Высшая Школа Экономики
Фредерик Тейлор (1856 – 1915)
Эксперимент Тейлора в Бетлхемской компании
Отобрали 10 наиболее сильных иммигрантов из малооплачиваемых рабочих
При обычной норме в 13 тонн они заставили их грузить 75 тонн. Даже после первой вагонетки рабочие выглядели истощенными. Дополнительные обследования позволили заключить, что 75 тонн — максимальный, теоретически допустимый предел.
От данной величины инженеры отняли 40% на отдых и установили допустимую норму для первоклассных грузчиков — 45 тонн в день.
Найти добровольцев для следующей серии опытов оказалось крайне сложно. Из 40 приглашенных только 3 оказались действительно «первоклассными», 10 были близки к норме, а остальные не выдержали нагрузок через 2—3 дня.
Слайд 21Высшая Школа Экономики
Научный менеджмент.
Роберт Оуен. Эксперимент в Нью-Ленарке
Проводил реформы на текстильной
фабрике:
-Сократил рабочий день,
-Навел чистоту в заводских помещениях,
-Улучшил жилищные условия рабочих,
-Открыл магазин с низкими ценами,
-Детям в возрасте до 10 лет запретил работать и направил их в школу.
-От рабочих он добивался такой скоординированности действий, которая напоминала по своей точности работу часового механизма.
Благодаря этому его фабрика превратилась в одно из самых производительных и рентабельных предприятий страны.
Слайд 22Высшая Школа Экономики
Задача: сделать рекламный
буклет для ВШЭ
Слайд 24Высшая Школа Экономики
Принципы планирования Генри Ганта
Первый принцип: Все действия могут быть
измерены количеством времени, требуемым для их выполнения.
Второй принцип: Место, представляющее время, затрачиваемое на одну операцию, на диаграмме можно выделить так, чтобы отразить также и количество действий, которые должны быть сделаны за этот промежуток времени.
Если понять и запомнить два этих принципа, то вся система становится понятной – она предлагает универсальное средство изображения на диаграмме всех видов действий, общим измерителем которых является время.
Слайд 26Высшая Школа Экономики
Итого: 47 дней
Слайд 27Высшая Школа Экономики
Гаррингтон Эмерсон
Одним из наиболее существенных отличий идей Эмерсона от
представлений других авторов школы научного менеджмента является его взгляд на связь между эффективностью и организационной структурой.
Эмерсон разработал идеи норматива времени и премиального вознаграждения. Для любой профессии, как считал Эмерсон, должно быть предусмотрено нормативное время выполнения рабочего задания.
По убеждению Эмерсона, «работать напряженно — значит прилагать к делу максимальные усилия; работать производительно — значит прилагать к делу усилия минимальные»
Слайд 28Высшая Школа Экономики
Генри Форд (1863-1947)
Ввел конвейерную линию, увеличил среднюю заработную плату.
«Недоплачивая
людям, — говорил Генри Форд, — мы готовим поколение истощенных детей, которые будут «недокормлены» физически и нравственно; мы получим поколение рабочих, слабых телом и духом, которые будут неэффективно трудиться, когда придут на заводы. Расплачиваться за это придется промышленности».
Слайд 29Высшая Школа Экономики
Макс Вебер (1864-1920)
В области бизнеса и менеджмента М. Вебер
получил наибольшую известность благодаря своим исследованиям бюрократии.
Функциональная ответственность
Иерархия команд
Обезличенные отношения
Техническая компетентность
Классическая школа
Слайд 30Высшая Школа Экономики
Элтон Мэйо (1880-1949)
Мэри Паркер Фоллет (1868-1933)
Хоторнские эксперименты. Вестерн Электрик.
Проявление особого чувства социабильности — потребности ощущать себя «принадлежащим» к какой-то группе. Власть С, а не Власть Над
Школа человеческих отношений
Слайд 34Высшая Школа Экономики
Результаты
Слайд 35Высшая Школа Экономики
Поведенческая школа
Слайд 36Высшая Школа Экономики
Поведенческая школа
В 1913 году Джон Уотсон заявил о создании
нового направления в психологии — бихевиоризма.
Согласно этой теории, предметом психологии является поведение, а не психика человека.
Поведение зависит от внешних стимулов и внешней среды, а не от внутренних психических процессов.
Эксперимент «Маленький Альберт»
Слайд 37Высшая Школа Экономики
(греч. strategia, stratos – войско и ago – веду)
– планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению ряда действий во времени для достижения поставленных целей.
СТРАТЕГИЯ
Слайд 38Высшая Школа Экономики
Зачем нужна СТРАТЕГИЯ?
Понимать, куда движется компания
Правильно распределить ресурсы
Распределить приоритеты
развития
Слайд 39Высшая Школа Экономики
Вам не нужна СТРАТЕГИЯ, если:
Вам ничто не угрожает и
Вас не интересуют возможности
Вас устраивает настоящее
Вас не беспокоит будущее
У Вас нет недостатка ресурсов
У Вас нет соперников
У Вас нет цели
Вы не готовы рисковать
Слайд 40Высшая Школа Экономики
Стратегия – это практика!
ИЗУЧАТЬ!
ПРАКТИКОВАТЬ!
Слайд 41Высшая Школа Экономики
5 основ стратегии (согласно Сунь Цзы)
ЕДИНСТВО – сплоченность в
достижении поставленной цели
СИЛЫ – понимание и учет внешних действующих сил
ПОЗИЦИИ – понимание и учет сильных и слабых сторон конкурентов и себя
ЛЮДИ – профессиональные и личностные качества сотрудников
ДИСЦИПЛИНА – прочность власти и исполнительность сотрудников
Слайд 42Высшая Школа Экономики
?
Стратегия необходима, чтобы быть первым! Вторых никто не помнит!
Слайд 43Высшая Школа Экономики
Устойчивые конкурентные преимущества (УКП) – значимые для клиентов наши
положительные отличия от конкурентов
Критические факторы успеха (КФУ) – условия, обязательные для успеха стратегии
Слайд 44Высшая Школа Экономики
Концепция простая: лучшая, наиболее удобная аптека с высокой прибыльностью
на один визит покупателя.
Месторасположение аптек – лучше на углу, чтобы покупатели могли входить и выходить со всех сторон.
Уолгрин стал пионером авто-аптек.
От одной аптеки до другой было не больше нескольких кварталов – девять аптек на милю.
Добавляя высокорентабельные услуги типа «фото за час», он увеличивал прибыль от каждого посещения клиента.
Прибыль направлялась на захват рынка – квартал за кварталом, город за городом.
Слайд 45Высшая Школа Экономики
Ингвар КАМПРЕД
Большие партии мебели
Компактность и низкие затраты на логистику
Самообслуживание
Самостоятельная
сборка мебели
Низкие розничные цены
Слайд 46Высшая Школа Экономики
Задали новый формат Видео проката
Создали новую систему рекламы кино
Не
останавливались на достигнутом
Слишком оптимистично смотрели на свою систему
Не поверили в новые технологии
Поздно опомнились
Слайд 47Высшая Школа Экономики
Компания Castrol предлагает смазочные материалы для промышленности. Таких компаний
тысячи и начинается демпинг.
И Castrol предложила покупателям новый вид услуг: поставщик берет на себя финансовую ответственность за поддержание в отличном рабочем состоянии оборудования клиентов, которые приобретают непрерывный сервис, а не смазочные масла.
Это явно УКП и цена уходит из фокуса внимания.
Слайд 48Высшая Школа Экономики
Shell много лет соревновался с Jet, сбивая цены, они
давили друг друга и рынок. Потом они пошли разными путями, в Jet – все автоматизировано, но все надо делать самому. Jet имеет 20% рынка топлива.
Shell сделала цену на 30% выше, но
люди осуществляют заправку 24 часа в сутки + еда (цены на 30% выше, чем в супермаркетах).
Есть кафетерии. Теперь они соревнуются с Макдональдсом. Около 30% продуктов идет через заправочные станции (заправить, накормить себя и автомобиль).
Их продукт – не горючее, а доступность (экономия времени). У них другой ассортимент.
Слайд 49Высшая Школа Экономики
Частая смена коллекций – более 15 в год
Ультрамодные
тенденции по умеренным ценам
Местоположение магазинов в местах с большим потоком людей
Расчет на «сарафанное радио» и повторную покупку вместо массированной рекламы в медиа и т. п.