Слайд 1Тема 4. Социальная ответственность и этика управления
Слайд 2
Понятие социальной ответственности
Типы социальной ответственности
Понятие и сущность этики менеджмента
4. Этические нормы
в деятельности менеджера
5. Принципы деловой этики во внутрифирменном управлении и во взаимодействии с внешней средой
6. Особенности деловой этики зарубежных партнеров
Слайд 31. Социальная ответственность
Социальная ответственность, в отличие от юридической, подразумевает определенный уровень
добровольного отклика на социальные проблемы со стороны организации
Социально-ориентированная организация – реализация не только своих экономических интересов, но и учет социальных последствий воздействия деловой активности на собственный персонал, потребителей и организации, с которыми осуществляется та или иная деятельность
Слайд 4Точки зрения
Организация социально ответственна, когда максимально увеличивает прибыль, не нарушая законов
и норм государственного регулирования
Организация в дополнение к экономической ответственности обязана ответственно относиться к гуманитарному и социальному воздействию деловой активности на работников, потребителей и сообщества, в среде которых она функционирует.
Слайд 5Определение КСО
«Корпоративная социальная ответственность означает такое ведение бизнеса, которое соответствует
этическим, законодательным нормам и общественным ожиданиям»
Четыре основополагающих элемента
Ответственность перед сотрудниками
Ответственность перед потребителями
Ответственность перед партнерами
Ответственность перед местным сообществом
Слайд 72. Типы ответственности
Экономическая ответственность – адекватное реагирование на экономические обстоятельства
Юридическая ответственность
подразумевает соблюдение конкретных законов и норм государственного регулирования, определяющих, что может, а что не может делать организация
Слайд 8Аргументы за
В обществе благополучном с социальной точки зрения благоприятнее условия и
для деятельности бизнеса
Привлекательный образ предприятия способствует увеличению продаж
Наличие ресурсов для оказания помощи в решении социальных проблем
В обществе, основанном на упорядоченности и законности, легче развиваться и предприятию. Поэтому предприятие морально обязано вести себя социально ответственно и способствовать укреплению моральных основ общества.
Слайд 9Основанная на социальных и этических принципах стратегия развития бизнеса позволяет обеспечить:
Высокую
репутацию организации
Рыночную привлекательность
Общественную поддержку
Лояльность сотрудников
Расширенные возможности доступа к капиталу - инвестиции
Повысить переговорное влияние в отношениях с государством
Слайд 10Построение имиджа социально-ответственного бизнеса входит в минимально необходимый набор для выхода
на внешний рынок (Ингосстрах, Газпром, Норильский Никель и др)
Социальная ответственность является фактором профессионального развития компании (финансирование обучения студентов по профилю работы корпорации, поддержка науки)
Слайд 11Аргументы против
Нарушение принципа максимизации прибыли. Противоречие между интересами работников и потребителей.
Расходы
на социальную вовлеченность – это издержки предприятия, что в конечном счете переносится на потребителей в виде повышения цен.
Недостаточный уровень отчетности широкой публике.
Недостаток умения разрешать социальные проблемы.
Слайд 12Социальная ответственность бизнеса
Этика ведения бизнеса: уплата налогов, занятость, зарплата и социальные
программы для персонала, спонсорство и благотворительность, образовательные программы, экологические программы и взаимоотношения с общественными группами.
Экологические аспекты производства, технологические (ориентация на отечественные высокие и наукоемкие технологии), политика в области закупок, в кадровой и сбытовой политике (оптимальное соотношение между продажами зарубежным и отечественным потребителям)
Слайд 133. Понятие и сущность этики управления
В центре проблемы социальной ответственности находятся
личные ценности, общие убеждения относительно добра и зла.
Этика - принципы, отделяющие правильное поведение от неправильного
основывается на культуре, традициях и привычках, общественном мнении
Слайд 14этические нормы официально нигде не записаны
контроль за соблюдением этических норм осуществляется
только общественным мнением и человеческой совестью
деловая этика - это учение и практика поведения человека в соответствии с понятиями о добре и зле, о нравственности и морали
система идеалов, на которые опирается менеджер, любой деловой человек для достижения поставленной цели
Слайд 15в фокусе внимания - цели и средства , используемые для их
достижения
Созидание нормальной, цивилизованной деловой среды начинается с себя и своего ближайшего окружения.
При современном состоянии средств коммуникации обман, непорядочность чреваты большим риском потерять репутацию, кредит доверия, а вместе с тем и финансовый кредит
от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.
Слайд 16Цивилизованный современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и
воспитывать те же качества у своих подчиненных и партнеров. Недостатки руководителя умножаются на число подчиненных, для которых он является авторитетом и образцом
следование этическим принципам в рамках предприятия и во взаимодействии с внешней деловой средой отражается на экономических показателях деятельности, способствует формированию имиджа фирмы
Слайд 17Организации предпринимают разные меры в целях повышения характеристик этичности поведения руководителей
и рядовых работников:
Разрабатываются этические нормативы, кодексы корпоративного поведения
Создаются комитеты по этике, нанимают адвокатов по этике
Проводится обучение этичному поведению
Ведение социальной отчетности в компаниях
Слайд 184. Этические нормы
Официально нигде не записаны
контроль за соблюдением этических норм осуществляется
только общественным мнением и человеческой совестью
насильно заставить человека быть порядочным невозможно
нарушение рано или поздно приводит к социальным и личным бедам, несчастьям, трагедиям - мораль мстит за себя
Слайд 19Этический кодекс менеджера
терпимое отношение к моральным устоям в менеджменте других стран
разумное
сочетание индивидуальных принципов и принципов общества
разумное сочетание индивидуального и коллективного начала в работе менеджера, в принятии решений
никакого насилия. Неэтичность психологического нажима на работников
уважение профессионализма и компетентности
Слайд 20авансирование доверием
стремление к бесконфликтности
необходимо воспитывать и развивать в подчиненных и коллегах
этичность образа мыслей, этичность в поступках и решениях
убежденность в полезности своего труда для себя, для других, общества и государства
уважение себя как личности, а любой личности - как себя
уважение любой собственности
уважение экологии; ценность образования
Слайд 215. Правила отношений с внешней средой
Точность
единство слова и дела
честность
исключение давления чужим
авторитетом
признание недостатков заключенной сделки для партнера, если они есть
неэтичны взятки, подделка документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах
Слайд 22Правила делового этикета
Деловой этикет - совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления
человеческих отношений
приветствие
умение управлять своим поведением
обращение на «вы»
приказ и просьба
сочетание поощрения и наказания
Слайд 23отстаивание своей точки зрения
создание настроя на успех
пунктуальность
умение хранить секреты фирмы
умение говорить
и писать хорошим языком
деловой стиль в одежде
умение дарить и получать деловые подарки
Слайд 24Стиль руководителя в отношении к подчиненным
Следует располагать к себе подчиненных
свобода высказываний
и инициативы
солидарность (работник - часть коллектива)
информированность
справедливость оценки подчиненных
сочетать доверие к человеку с контролем за исполнением принятых решений
уметь внимательно выслушивать других
оберегать авторитет подчиненных
дружить с подчиненными надо за порогом офиса
Слайд 25Требования к подчиненным:
дисциплина (соблюдение распорядка рабочего дня, выполнение заданий в срок,
соблюдение субординации, стремление принести наибольший вклад своим трудом)
вежливость, аккуратность (чистота рабочего места)
благожелательность и внимание к людям
отличать вежливость от угодничества и подхалимства (слепая покорность руководителю, беспрекословное согласие со всем, что делает начальник, восхваление вышестоящих руководителей)
Слайд 266. Характеристики национальных стилей
Характер формирования делегаций
механизм принятия решения, степень самостоятельности
степень иерархии
формальные,
неформальные отношения
ценностные ориентации, идеологические и религиозные установки
особенности поведения на переговорах (тактические приемы, жесты)
Слайд 27для представителей западных стран важна фактическая сторона дела, для представителей Востока
важна апелляция к этическим нормам
Принято различать:
культуры, в которых слова понимаются почти буквально, без скрытого смысла (американская и немецкая),
и культуры, где велико значение контекста (русская, французская, японская)
Слайд 28Одна из проблем - языковой барьер
в деловых отношениях нужно учитывать менталитет
каждой нации
с позиции этикета главное научиться правильно:
произносить имена людей
есть
одеваться
разговаривать
Во многих странах следят за соблюдением формальностей больше, чем в России
Слайд 29Особенности этики менеджмента в США
Основная цель - заработать как можно больше
денег в как можно более короткие сроки
Характерно – хороший настрой, открытость, энергичность
Идут на риск, но при этом всегда имеют четкий финансовый план
В отношениях с подчиненными преобладают формальные отношения
Слайд 30Особенности этики менеджмента во Франции
Дела следует вести на французском языке
В деловой
жизни важны личные знакомства и связи
Плохо работают в команде
Решение принимают ограниченное число лиц высокого ранга
Не отличаются точностью, не всегда пунктуальны
Слайд 31Особенности этики менеджмента в Японии
Сущностью японского менеджмента является управление людьми
Обращение по
фамилии с добавлением частицы «сан» без рукопожатий, важен ритуал обмена визитками
Дела обсуждаются не на первой встрече, на первой – представление фирм
Успех рассматривается как результат коллективного труда
Избегают столкновения позиций на переговорах
Нельзя шутить в рабочее время
«Не так важно количество, как важно качество».
Акио Морита, основатель корпорации «Sony»
Слайд 32Особенности этики менеджмента в Германии
Немецкие менеджеры трудолюбивы, пунктуальны, организованы, расчетливы
Немецкие компании
малоподвижны, со строгой иерархичной системой
В деловом общении не приняты подарки
Немцы хорошо работают в команде
Регламентация в делах
Строгая иерархия и официальный стиль поведения на переговорах
Полная гармония – это когда каждая деталь на своем месте.
Эмерсон. Автор 12-ти принципов менеджмента
Слайд 33Английский стиль
Обязательно учитывайте социальную принадлежность партнера
при первой встрече они нарочито формальны
готовы
идти на компромисс, торговаться
редко идут на принятие окончательного решения в первый день
предпочитают уклончивые ответы, не говорят прямо «нет»
говорить о делах после работы считается дурным тоном
Слайд 34Особенности этики менеджмента в Англии
Англичанам присущи: сдержанность, склонность к недосказанности, щепетильность,
предприимчивость, деловитость
Важно соблюсти процедуру знакомства (приоритет отдается клиенту)
Англичане наблюдательны, исключительно пунктуальны
Предпочитают уклончивые ответы, не говорят прямо «нет»
Готовы идти на компромисс, торговаться
Любят шутить. Очень важно ответить тем же, например анекдотом
Говорить о делах после работы считается дурным тоном
Идеальный порядок – это порядок разбавленный нужной долей беспорядка.
У. Тейлор – «Отец» менеджмента