Слайд 1СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Понятие социальной организации и ее признаки
Внешняя и внутренняя среда организации
Стадии
жизненного цикла организации
Слайд 2Понятие социальной организации
Организация – это сознательно координируемое социальное образование с определенными
границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общих целей.
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Обязательные требования:
- наличие хотя бы двух человек;
- наличие хотя бы одной цели, которую принимают все члены данной группы;
- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Слайд 3Черты организации
комплексность – рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она
включает уровень специализации или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень территориального распределения частей организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда.
формализация – понимается заранее разработанные и установленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Степень формализации может быть различной.
соотношение централизации и децентрализации – определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленческие решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, т.е. действия по разрешению проблем принимаются высшими руководителями, в других случаях децентрализован.
Слайд 4Признаки организации
Наличие целевого начала
Обособленность (замкнутость внутренних процессов и наличие границ)
Системность
Саморегулирование
Наличие информационных
связей
Организационная культура
Слайд 5Организация как открытая система
1 - Внутренняя среда – технология, участники, отношения,
структура, культура, ресурсы
2 - Внешняя среда прямого воздействия – поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, местные и правительственные органы
3 - Внешняя среда косвенного воздействия – политика, экономика, технология социально-культурны факторы, право, природные факторы
Слайд 6Внутренняя среда организации
Кадры
Технология
Ресурсы
Структура
Культура
Слайд 9БАЗОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЛА
Численность
Структура
Профессиональная пригодность
Компетентность
Слайд 10КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Экономическая
Система
Социальная
Ресурс
Человек
Личность
Слайд 11Технология
Стандартный способ соединения отдельных видов работ с целью достижения заданного результата
Технология
может быть производственной, кадровой, управленческой, информационной ит.д.
Слайд 12Ресурсы
Материальные, трудовые, финансовые, интеллектуальные и т.п.
В совокупности при определенной структурированности и
организованности образуют стратегический потенциал организации
Слайд 13СТРУКТУРА
Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе
Это
строение, устройство, базовый каркас любой системы
Позволяет сохранять основные свойства системы при различных внешних и внутренних изменениях
Характеризуется составом элементов, их свойствами, совокупностью связей и отношений между ними
Слайд 14Производственно-хозяйственная система (организация) характеризуется
Организационно-производственной структурой – это соотношение между различными ступенями
и звеньями производства по формам их связи и субординации
Структурой управления – это совокупность звеньев и отдельных работников управления, порядок их соподчиненности и взаимосвязи
Слайд 15Организационно-производственная структура предприятия
ООО «КОНДИТЕР»
Экономическая служба
Отдел маркетинга
Бухгалтерия
Производственно-диспетчерский отдел
Цех по производству хлебобулочных изделий
Кондитерский
цех
Инструментальный цех
Транспортный цех
Слайд 16Структура управления
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
Главный экономист
Главный маркетолог
Главный бухгалтер
Начальник цеха
Начальник цеха
Начальник цеха
Мастер
Мастер
Мастер
Слайд 17Культура организации
Выбор базовых ценностей, убеждений, негласных соглашений и норм, разделяемых всеми
членами организации.
Совокупность моделей поведения, которые приобретены организацией в процессе адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, показавшие свою эффективность и разделяемые большинством членов организации
Слайд 18Организация: внешняя среда
Любая организация - открытая система, которая находится в постоянном
взаимодействии с внешней средой.
Главные причины того, что происходит внутри организации, следует искать вне ее – в той ситуации, в которой она реально функционирует.
Слайд 19Основные типы внешнего окружения
Изменяющаяся среда, которая характеризуется быстрыми переменами.
Враждебное окружение,
создаваемое жесткой конкуренцией, борьбой за потребителей и рынки сбыта.
Разнообразное окружение свойственно глобальному бизнесу.
Технически сложная среда. Характерна для сфер, которые требуют сложной информации и высококвалифицированного обслуживающего персонала.
Слайд 20Микросреда
включает все заинтересованные группы, которые прямо влияют или находятся под непосредственным
влиянием основной деятельности предприятия.
Слайд 21Непосредственное окружение организации
Отрасль;
Стратегические группы конкурентов;
Потребители;
Поставщики;
Деловые партнеры
Слайд 22Хозяйственная отрасль
реальный и потенциальный размер отрасли;
перспективы роста отрасли и стадии ее
жизненного цикла;
структура и масштабы конкуренции;
структура отраслевых издержек;
система сбыта продукции;
тенденции развития отрасли;
ключевые факторы успеха
Слайд 23Модель пяти сил конкуренции М. Портера
Слайд 24Опытная кривая
Реальная стоимость единицы продукции
Объем производства
1
2
4
1
0,8
0,64
Слайд 25Ключевые факторы успеха
это общие для всех предприятий отрасли управляемые переменные, реализация
которых дает возможность улучшить конкурентные позиции предприятия в отрасли.
Они зависят от:
• экономической и технической характеристики отрасли;
• используемых в отрасли средств конкурентной борьбы.
Слайд 26Стратегические группы конкурентов
— это множество соперничающих фирм в определенной отрасли, имеющих
общие черты. Такими чертами могут быть схожие стратегии конкуренции, одинаковые позиции на рынке, схожие товары, каналы сбыта, сервис и другие элементы маркетинга.
Слайд 27Позиционная карта конкурентов
1
2
3
4
Качество
Цена
Московский рынок молочной продукции
1- сельскохозяйственные предприятия
2-продукция других регионов
3-московские производители
4-импортная
продукция
Слайд 28Потребители организации
Сегментация рынка
Мотивация потребителей
Выявление неудовлетворенных нужд и потребностей.
Слайд 29Основные вопросы при сегментации рынка
Кто покупает и использует товары или услуги
предприятия?
Кто самый крупный покупатель?
Кто является потенциальным потребителем среди тех, кто в настоящее время не покупает товар?
Каково текущее состояние рынка и перспективы его развития?
Слайд 30Мотивация потребителей
• каковы мотивы покупки и потребления товара?
• каковы потребительские предпочтения,
обычаи, мода?
• каковы вероятные изменения мотивации потребителей?
Слайд 31Выявление неудовлетворенных нужд и потребностей
удовлетворены ли потребности покупателей?
существуют ли проблемы у
потребителей?
Слайд 32Макросреда
Включает общие факторы, которые не касаются прямо краткосрочной деятельности предприятия, но
могут влиять на его долгосрочные решения.
Слайд 33Возможности
это положительные тенденции и явления внешней среды, которые могут привести к
увеличению объема продаж и прибыли.
Слайд 34Угрозы
это отрицательные тенденции и явления, которые могут привести при отсутствии соответствующей
реакции предприятия к значительному уменьшению объема продаж и прибыли.
Слайд 35PEST - анализ
Анализ макроокружения
Политические факторы (Political)
Экономические факторы (Economic)
Технологические факторы (Technological)
Социокультурные факторы
(Social)
Слайд 37Количественный PEST – анализ (профиль среды)
Слайд 38ЕFAS – резюме анализа внешних стратегических факторов (External Strategic Factors Analysis
Summary)
Слайд 39Жизненный цикл организации
Эмпирически (60-е годы ХХ века) установлено, что все организации,
независимо от их характера и размера проходят в своем развитии одни и те же универсальные стадии – периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок и ориентаций, определяющих особенности решаемых управленческих задач.
Слайд 40Жизненный цикл организации
Создание
Рост
Зрелость
Упадок
Этап предпринимательства
Этап коллективности
Этап формализации и управления
Этап выработки структуры
Этап упадка
Слайд 41Жизненный цикл организации
Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели еще
нечеткие, творческий процесс протекает свободно. Продвижение к следующему этапу требует обеспечения ресурсами.
Слайд 42Жизненный цикл организации
Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа. Формируется миссия.
Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.
Слайд 43Жизненный цикл организации
Этап формализации и управления. Структура стабилизируется, вводятся правила, определяющие
процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Вырастает роль высшего руководства, процесс принятия решений становится более взвешенным. Роли уточнены и выбытие членов организации не вызывает серьезной опасности.
Слайд 44Жизненный цикл организации
Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и
расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития.
Слайд 45Жизненный цикл организации
Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается
с уменьшением спроса на свою продукцию и услуги. Увеличивается потребность в работниках, кто обладает наиболее ценными специальностями.