Слайд 1СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
К.филос.н., доцент Медведева Т.А.
Слайд 2Системный подход как общенаучная методология.
Виды систем.
Организация как система.
Кибернетический подход к управлению
как развитие системных представлений.
Вопросы:
Слайд 3Понятие «система» стало в ХХ веке одним из центральных в научном
познании, а системная методология приобрела статус общенаучной. Теория управления широко использует такие понятия, как «организационная система», «система управления» и т.д. Это обстоятельство требует рассмотрения сущности системного подхода.
1. Системный подход как общенаучная методология
Слайд 4Первый развернутый вариант общей теории систем сформулировал австрийский биолог Л. фон
Берталанфи в 1930- е гг. ХХ в.
Общая теория систем стала развитием «организмического» мировоззрения, в соответствии с которым живые организмы рассматривались как открытые системы, постоянно обменивающиеся со средой веществом и энергией.
Слайд 5
Важный вклад в развитие системных представлений внес российский ученый и
философ А.А. Богданов (1873-1928). В своей работе «Тектология. Всеобщая организационная наука» он фактически сформулировал основные положения системного подхода и теории самоорганизации систем, предвосхитив выводы, сделанные Берталанфи и другими исследователями.
Слайд 6Основные идеи «Тектологии»:
Все объекты природы и общества представляют собой целостные
образования, или системы, состоящие из многих элементов.
Развивающиеся системы характеризуются «динамическим» или «подвижным» равновесием.
В развивающихся системах одновременно действуют противоположные тенденции: повышение устойчивости вследствие интеграционных процессов и понижение устойчивости, вызванное появлением «системных противоречий».
Слайд 7Системный подход базируется на следующих положениях:
Целое состоит из взаимосвязанных частей
Поведение и
свойства целого определяются взаимодействием частей
Качества целого не сводимы к качествам его частей
Система образует единство со средой
Любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка
Слайд 8Система – множество элементов, находящихся в отношениях друг с другом, образующих
целостность, единство.
Элемент – простейшая часть системы.
Связи – отношения между элементами.
Структура – внутренняя форма, отражающая взаиморасположение частей системы, ее строение.
Основные понятия системного подхода
Слайд 9Свойства систем
Целостность – наличие общих, системных качеств, несводимых к качествам элементов
системы
Интегративность – наличие системообразующих факторов, стремление элементов к взаимодействию
Коммуникативность – способность системы взаимодействовать с окружающей средой
Иерархичность – наличие в системе различных уровней
Слайд 10
Понятия, характеризующие функционирование систем:
Состояние
Поведение
Равновесие
Устойчивость
Развитие
Слайд 112. Виды систем
Английский кибернетик Ст. Бир классифицировал системы по двум критериям:
По
степени сложности:
Простые
Сложные
Очень сложные
2) По характеру поведения:
Детерминированные
Стохастические (вероятностные)
Слайд 12
Существуют и другие классификации систем:
По отношению к внешней среде: (открытые, закрытые)
По
признаку изменения в зависимости от фактора времени (статические, динамические)
По степени организованности (хорошо организованные, плохо организованные (диффузные), саморганизующиеся)
Слайд 133. Организация как система
Организация – разновидность социальных систем, главным элементом которых
является человек. Это сообщает ей ряд особых качеств:
Способность к целеполаганию
Уникальность
Непредсказуемость
Способность противостоять энтропийным тенденциям
Способность адаптироваться к изменяющимся условиям
Слайд 14
В современных теориях управления организация рассматривается как открытая динамическая самоорганизующаяся система.
Слайд 15
В современных условиях организация может рассматриваться как:
Производственная система, объединяющая ресурсы, производственный
процесс и продукцию
Социально-техническая система, представляющая взаимодействие людей и технической системы
Коммуникативная система, представляющая собой взаимодействие людей в ходе производственного процесса
Слайд 16
Также выделяют подсистемы организации:
Производство
Маркетинг
Финансы
Персонал
Разработки
Слайд 17
Классики системного подхода к управлению – П. Друкер и Ч. Барнард
(1887-1961).
По мнению Барнарда, в организации, понимаемой как система скоординированных действий, индивиды достигают таких результатов, каких никогда не достигли бы поодиночке.
Слайд 18
Основные задачи менеджмента, по Барнарду, состоят в следующем:
Определение целей организации
Создание системы
коммуникаций
Разработка системы стимулов для привлечения и удержания персонала, а также для обеспечения приверженности общей цели.
Слайд 19
П. Друкер к общим функциям менеджера относит:
Организацию, распределение работы, создание необходимой
структуры
Определение целей
Обеспечение побудительных мотивов, создание коллектива
Анализ деятельности организации, оценка работников
Слайд 20
Большой вклад в развитие системного подхода к управлению внес американский социолог
Т. Парсонс (1902-1979).
Парсонс определяет организацию как социальную систему.
Подсистемы организации – формальная и неформальная структуры, статусы и роли. Эти элементы тесно связаны между собой.
Слайд 21Нецеленаправленные
Р. Акофф (1919–2009) выделяет следующие типы систем: детерминированные, анимационные (одушевленные),социальные и
экологические.
Слайд 22В 1980-е гг. одной из популярных теорий в рамках системного подхода
стала концепция «7s», разрабатываемая Т. Питерсом, Р. Уотерманом и др.
«7 s» – это 7 взаимосвязанных элементов организации:
Слайд 234. Кибернетический подход к управлению как развитие системных представлений
Кибернетика (от греч.
«кибернетикос» - искусство кораблевождения) – наука об управлении, трактуемом как процесс переработки и передачи информации.
Впервые термин кибернетика в значении «искусство управления государством» употребил древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.)
Слайд 24
«Управление – это не что иное, как посылка сообщений, эффективно влияющих
на поведение их получателя»
Норберт Винер
(Работы: «Кибернетика и общество», «Творец и робот» и др.)
Слайд 25Особенности кибернетического подхода к управлению:
1. Управление имеет информационную природу
Информация об объекте
воспринимается управляющей системой, перерабатывается и в виде управляющих воздействий передается на объект управления.
Слайд 26
Процессы получения информации, ее хранения и передачи в кибернетике называются связью.
Если
система способна воспринимать и использовать информацию о результатах своей деятельности, то говорят, что она обладает обратной связью.
Переработка информации, идущей по каналам обратной связи, в сигналы, корректирующие деятельность объекта управления, называется контролем (регулированием).
Слайд 27
2. Алгоритмизация
Алгоритм – способ (программа) решения задачи, точно предписывающий, как и
в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.
Слайд 28
3. Математическое моделирование
Реальную физическую модель системы заменяет математическая модель, позволяющая менять,
в зависимости от цели исследования, исходные параметры системы и прогнозировать ее будущее состояние.
Слайд 29
С точки зрения кибернетического подхода можно говорить о системе управления организацией.
Система
управления – совокупность устойчивых связей между органом управления, объектом управления и внешней средой, которые опосредованы потоками управленческой информации.
Слайд 30
Общий вид системы управления можно представить с помощью схемы:
Проблема
→ Процесс → Решение проблемы
(вход) управления (выход)
Слайд 31
Процесс управления - совокупность действий по выработке решений и воздействий на
объект управления (реализация основных функций управления). Поскольку управление является непрерывным процессом, используют понятие управленческого цикла.
Управленческий цикл – это постоянно воспроизводящаяся последовательность работ по реализации целей организации.
Слайд 32Характеристики системы управления:
обладает целостностью
является большой
является сложной
имеет стохастическую природу
имеет структуру
иерархична
делима
характеризуется множественностью состояний
своих частей
Слайд 33Составляющие системы управления
Теоретико-методическая
Социальная
Организационно-техническая
Слайд 34
Динамический аспект системы управления представлен функциями управления.
Функция управления – это совокупность
относительно однородных действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.
Слайд 35
Общие функции управления:
Планирование
Организация и координация
Формирование мотивации
Контроль
Слайд 36Закономерности процесса управления
Непрерывность
Стадийность
Общность
Согласованность
Слайд 37Принципы управления
Системности
Иерархичности
Обратной связи
Адаптивности
Устойчивости
Развития
Слайд 38
Классическая кибернетика (кибернетика Винера) имела дело с управляемыми моделями, в которых
благодаря работе регулятора и отрицательной обратной связи уменьшаются нежелательные отклонения от установившегося или желательного состояния.
Слайд 39
Однако мы повсеместно обнаруживаем образцы систем, в которых взаимодействия усиливают отклонения
от исходного состояния (эволюция живых организмов, социальные конфликты, накопление капитала и т.д.)
Слайд 40
На смену классической кибернетике пришла «кибернетика второго порядка», под влиянием синергетики
уделяющая больше внимания спонтанности в поведении сложных систем.
Слайд 41
В книге «Мозг фирмы» С. Бир выделил алгоритмическую и эвристическую модели
управления. «Эвристика ведет нас к цели, которую мы не в состоянии ясно выразить и, возможно, узнать, сумев ее достигнуть».
Слайд 42
На древе кибернетики «второго порядка» сформировался т. наз. «эволюционный менеджмент», в
рамках которого управление сравнивается не с инженерной задачей, а с садоводством или воспитанием.
Слайд 43
В книге «Фактор обновления» Р. Уотермен дает рекомендации по организации управления,
созвучные идеям эволюционного менеджмента:
Постоянные поисковые воздействия, позволяющие определить собственные цели
Тактика выжидания
Поощрение климата благоприятствующей коммуникации при ограничении роли внешнего контроля
Роль правил и традиций в организации