Системный подход к управлению презентация

Содержание

Системный подход как общенаучная методология. Виды систем. Организация как система. Кибернетический подход к управлению как развитие системных представлений. Вопросы:

Слайд 1СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ
К.филос.н., доцент Медведева Т.А.


Слайд 2Системный подход как общенаучная методология.
Виды систем.
Организация как система.
Кибернетический подход к управлению

как развитие системных представлений.

Вопросы:


Слайд 3Понятие «система» стало в ХХ веке одним из центральных в научном

познании, а системная методология приобрела статус общенаучной. Теория управления широко использует такие понятия, как «организационная система», «система управления» и т.д. Это обстоятельство требует рассмотрения сущности системного подхода.

1. Системный подход как общенаучная методология


Слайд 4Первый развернутый вариант общей теории систем сформулировал австрийский биолог Л. фон

Берталанфи в 1930- е гг. ХХ в.
Общая теория систем стала развитием «организмического» мировоззрения, в соответствии с которым живые организмы рассматривались как открытые системы, постоянно обменивающиеся со средой веществом и энергией.



Слайд 5
Важный вклад в развитие системных представлений внес российский ученый и

философ А.А. Богданов (1873-1928). В своей работе «Тектология. Всеобщая организационная наука» он фактически сформулировал основные положения системного подхода и теории самоорганизации систем, предвосхитив выводы, сделанные Берталанфи и другими исследователями.


Слайд 6Основные идеи «Тектологии»:
Все объекты природы и общества представляют собой целостные

образования, или системы, состоящие из многих элементов.
Развивающиеся системы характеризуются «динамическим» или «подвижным» равновесием.
В развивающихся системах одновременно действуют противоположные тенденции: повышение устойчивости вследствие интеграционных процессов и понижение устойчивости, вызванное появлением «системных противоречий».



Слайд 7Системный подход базируется на следующих положениях:
Целое состоит из взаимосвязанных частей
Поведение и

свойства целого определяются взаимодействием частей
Качества целого не сводимы к качествам его частей
Система образует единство со средой
Любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка



Слайд 8Система – множество элементов, находящихся в отношениях друг с другом, образующих

целостность, единство.
Элемент – простейшая часть системы.
Связи – отношения между элементами.
Структура – внутренняя форма, отражающая взаиморасположение частей системы, ее строение.

Основные понятия системного подхода


Слайд 9Свойства систем
Целостность – наличие общих, системных качеств, несводимых к качествам элементов

системы
Интегративность – наличие системообразующих факторов, стремление элементов к взаимодействию
Коммуникативность – способность системы взаимодействовать с окружающей средой
Иерархичность – наличие в системе различных уровней

Слайд 10
Понятия, характеризующие функционирование систем:
Состояние
Поведение
Равновесие
Устойчивость
Развитие


Слайд 112. Виды систем
Английский кибернетик Ст. Бир классифицировал системы по двум критериям:
По

степени сложности:
Простые
Сложные
Очень сложные
2) По характеру поведения:
Детерминированные
Стохастические (вероятностные)


Слайд 12
Существуют и другие классификации систем:
По отношению к внешней среде: (открытые, закрытые)
По

признаку изменения в зависимости от фактора времени (статические, динамические)
По степени организованности (хорошо организованные, плохо организованные (диффузные), саморганизующиеся)



Слайд 133. Организация как система
Организация – разновидность социальных систем, главным элементом которых

является человек. Это сообщает ей ряд особых качеств:
Способность к целеполаганию
Уникальность
Непредсказуемость
Способность противостоять энтропийным тенденциям
Способность адаптироваться к изменяющимся условиям

Слайд 14
В современных теориях управления организация рассматривается как открытая динамическая самоорганизующаяся система.


Слайд 15
В современных условиях организация может рассматриваться как:
Производственная система, объединяющая ресурсы, производственный

процесс и продукцию
Социально-техническая система, представляющая взаимодействие людей и технической системы
Коммуникативная система, представляющая собой взаимодействие людей в ходе производственного процесса


Слайд 16
Также выделяют подсистемы организации:
Производство
Маркетинг
Финансы
Персонал
Разработки


Слайд 17
Классики системного подхода к управлению – П. Друкер и Ч. Барнард

(1887-1961).
По мнению Барнарда, в организации, понимаемой как система скоординированных действий, индивиды достигают таких результатов, каких никогда не достигли бы поодиночке.

Слайд 18
Основные задачи менеджмента, по Барнарду, состоят в следующем:
Определение целей организации
Создание системы

коммуникаций
Разработка системы стимулов для привлечения и удержания персонала, а также для обеспечения приверженности общей цели.


Слайд 19
П. Друкер к общим функциям менеджера относит:
Организацию, распределение работы, создание необходимой

структуры
Определение целей
Обеспечение побудительных мотивов, создание коллектива
Анализ деятельности организации, оценка работников

Слайд 20
Большой вклад в развитие системного подхода к управлению внес американский социолог

Т. Парсонс (1902-1979).
Парсонс определяет организацию как социальную систему.
Подсистемы организации – формальная и неформальная структуры, статусы и роли. Эти элементы тесно связаны между собой.


Слайд 21Нецеленаправленные

Р. Акофф (1919–2009) выделяет следующие типы систем: детерминированные, анимационные (одушевленные),социальные и

экологические.


Слайд 22В 1980-е гг. одной из популярных теорий в рамках системного подхода

стала концепция «7s», разрабатываемая Т. Питерсом, Р. Уотерманом и др.
«7 s» – это 7 взаимосвязанных элементов организации:



Слайд 234. Кибернетический подход к управлению как развитие системных представлений
Кибернетика (от греч.

«кибернетикос» - искусство кораблевождения) – наука об управлении, трактуемом как процесс переработки и передачи информации.
Впервые термин кибернетика в значении «искусство управления государством» употребил древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.)


Слайд 24
«Управление – это не что иное, как посылка сообщений, эффективно влияющих

на поведение их получателя»
Норберт Винер
(Работы: «Кибернетика и общество», «Творец и робот» и др.)


Слайд 25Особенности кибернетического подхода к управлению:
1. Управление имеет информационную природу
Информация об объекте

воспринимается управляющей системой, перерабатывается и в виде управляющих воздействий передается на объект управления.


Слайд 26
Процессы получения информации, ее хранения и передачи в кибернетике называются связью.
Если

система способна воспринимать и использовать информацию о результатах своей деятельности, то говорят, что она обладает обратной связью.
Переработка информации, идущей по каналам обратной связи, в сигналы, корректирующие деятельность объекта управления, называется контролем (регулированием).


Слайд 27
2. Алгоритмизация
Алгоритм – способ (программа) решения задачи, точно предписывающий, как и

в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.


Слайд 28
3. Математическое моделирование
Реальную физическую модель системы заменяет математическая модель, позволяющая менять,

в зависимости от цели исследования, исходные параметры системы и прогнозировать ее будущее состояние.

Слайд 29
С точки зрения кибернетического подхода можно говорить о системе управления организацией.
Система

управления – совокупность устойчивых связей между органом управления, объектом управления и внешней средой, которые опосредованы потоками управленческой информации.

Слайд 30
Общий вид системы управления можно представить с помощью схемы:
Проблема

→ Процесс → Решение проблемы
(вход) управления (выход)

Слайд 31
Процесс управления - совокупность действий по выработке решений и воздействий на

объект управления (реализация основных функций управления). Поскольку управление является непрерывным процессом, используют понятие управленческого цикла.
Управленческий цикл – это постоянно воспроизводящаяся последовательность работ по реализации целей организации.

Слайд 32Характеристики системы управления:
обладает целостностью
является большой
является сложной
имеет стохастическую природу
имеет структуру
иерархична
делима
характеризуется множественностью состояний

своих частей




Слайд 33Составляющие системы управления
Теоретико-методическая
Социальная
Организационно-техническая


Слайд 34
Динамический аспект системы управления представлен функциями управления.
Функция управления – это совокупность

относительно однородных действий, направленных на достижение частной цели и в то же время подчиненных общей цели управления.


Слайд 35
Общие функции управления:
Планирование
Организация и координация
Формирование мотивации
Контроль


Слайд 36Закономерности процесса управления
Непрерывность
Стадийность
Общность
Согласованность


Слайд 37Принципы управления
Системности
Иерархичности
Обратной связи
Адаптивности
Устойчивости
Развития


Слайд 38
Классическая кибернетика (кибернетика Винера) имела дело с управляемыми моделями, в которых

благодаря работе регулятора и отрицательной обратной связи уменьшаются нежелательные отклонения от установившегося или желательного состояния.

Слайд 39
Однако мы повсеместно обнаруживаем образцы систем, в которых взаимодействия усиливают отклонения

от исходного состояния (эволюция живых организмов, социальные конфликты, накопление капитала и т.д.)


Слайд 40
На смену классической кибернетике пришла «кибернетика второго порядка», под влиянием синергетики

уделяющая больше внимания спонтанности в поведении сложных систем.

Слайд 41
В книге «Мозг фирмы» С. Бир выделил алгоритмическую и эвристическую модели

управления. «Эвристика ведет нас к цели, которую мы не в состоянии ясно выразить и, возможно, узнать, сумев ее достигнуть».

Слайд 42
На древе кибернетики «второго порядка» сформировался т. наз. «эволюционный менеджмент», в

рамках которого управление сравнивается не с инженерной задачей, а с садоводством или воспитанием.

Слайд 43
В книге «Фактор обновления» Р. Уотермен дает рекомендации по организации управления,

созвучные идеям эволюционного менеджмента:
Постоянные поисковые воздействия, позволяющие определить собственные цели
Тактика выжидания
Поощрение климата благоприятствующей коммуникации при ограничении роли внешнего контроля
Роль правил и традиций в организации

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика