Системность, как общее свойство. Основные понятия теории систем презентация

Содержание

Глава I. Понятие системности. Системность как общее свойство.

Слайд 1Системность как общее свойство. Основные понятия теории систем.
Подготовили:
Короткова К.
Логачёва Л.


Слайд 2Глава I. Понятие системности. Системность как общее свойство.


Слайд 3Понятие системности.


Слайд 4Основными признаками системности в практической деятельности являются:
подчиненность данной деятельности определенной цели;
структурированность;
взаимосвязанность

составляющих её частей;
алгоритмичность.

Слайд 5Последовательность построения деятельности по-другому называется алгоритмом.
все действия подчиняются определенному алгоритму,

хотя этот алгоритм в реальных условиях не всегда и осознается.
если результаты каких-то действий оказываются неудовлетворительными, то причину этого следует искать, прежде всего, в несовершенстве алгоритма.

Свойства алгоритмичности:


Слайд 6Невозможность полной формализации многих практических действий возникает:
в процессе руководства коллективами

организаций,
при управлении производственными системами и процессами,
при проектировании и эксплуатации крупных технических комплексов,
при вмешательстве в жизнедеятельность человеческого организма,
при воздействии человека на природу, т.е. в тех случаях, когда приходится взаимодействовать со сложными системами.



Слайд 7Факторы возникновения и развития системных представлений:


Слайд 8Расчлененность мышления на анализ и синтез и взаимосвязанность этих частей являются

очевидными признаками системности познания.

Слайд 10Системность– это всеобщее свойство природы, которое можно трактовать как форму существования

материи. Известные ее формы - время, пространство, движение, структурированность – представляют собой частные проявления, аспекты системности мира.

Слайд 11Жизненный цикл системы.
Жизненный цикл системы – это множество ее закономерных изменений

во времени (фаз) от момента возникновения (появления) системы до момента ее исчезновения (ухода).

Слайд 12Три основные фазы:


Слайд 14Человеческая практика системна:
всякое наше осознанное действие преследует цель;
во всяком

действии легко увидеть его составные части или более мелкие действия. Эти составные части должны выполняться не в произвольном порядке, а в определенной последовательности.

Системность в практической деятельности человека


Слайд 15Системное исследование всегда сочетает два направления:
Системность познавательных процессов


Слайд 16Диалектический способ мышления.
Диалектику следует рассматривать как методологию согласования системности мышления с

системностью природы.
Это согласование в настоящее время ведется в двух направлениях:


Слайд 17Глава II. Основные понятия теории систем.


Слайд 18Определения системы:
Система есть комплекс элементов, находящийся во взаимодействии.
Система — это множество объектов вместе

с отношениями этих объектов.
Система — множество элементов находящихся в отношениях или связях друг с другом, образующая целостность или органическое единство (толковый словарь)


Слайд 19Система — это полный, целостный набор элементов (компонентов), взаимосвязанных и взаимодействующих

между собой так, чтобы могла реализоваться функция системы.

Слайд 20Основные категории исследования объекта как системы:
Структурное представление
Функциональное представление систем
Макроскопическое представление
Микроскопическое представление
Иерархическое

представление
Процессуальное представление

Слайд 22Цель — желаемый результат, который может иметь место при функционировании системы.


Функция — совокупность задач, работ и мероприятий, выполняемых системой.
Задача — то, что необходимо сделать для достижения цели функционирования системы.
Работа — действие, связанное с затратами ресурсов: людских, материально-технических, финансовых средств и времени.

I класс.


Слайд 23Мероприятие — совокупность действий, связанных с затратами ресурсов.
Событие — факт достижения

цели или выполнения какой- либо задачи или какой-либо работы (мероприятия, функции, процесса).
Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы.
Проблема — различие между полученным результатом и тем, что хочется получить.

I класс.


Слайд 24Несоответствие — различие между полученным результатом и тем, что должно быть

в соответствии с требованиями к процессу или системе.
Вариант функционирования — совокупность условий, параметров управления (работ, мероприятий), ограничений, при которых осуществляется функционирование системы.

I класс.


Слайд 25Состояние — “срез” системы. Состояние системы характеризуется совокупностью параметров.
Поведение —

реакция системы на внешние воздействия и управления. Поведение системы характеризуется изменениями параметров системы во времени и пространстве.
Равновесие —равенство (условное) условий, возмущающих и стабилизирующих систему.

II класс.


Слайд 26Устойчивость —сохранение параметров функционирования системы при не незапланированных воздействиях.
Развитие —

улучшение показателей, характеризующих состояние системы (совершенствование системы).
Управляемость — способность системы изменять свое состояние.

II класс.


Слайд 27Объект управления — элемент системы, воздействие на который приводит к изменению

показателей ее функционирования, что в конечном итоге оказывает влияние на степень достижения системой в целом.
Орган управления — элемент системы, оказывающий воздействие на объект управления.
Переходный процесс — процесс перехода из начального в конечное состояние в результате управляющего воздействия, которое происходит в течение определенного времени, называемого лагом, или временем релаксации.


III класс.


Слайд 28III класс.
Лаг — задержка между моментами времени управляющего воздействия и перехода

системы в конечное состояние. Известны два вида лагов: сосредоточенный и распределенный.
Сосредоточенный лаг равен времени между началом управляющего воздействия и временем получения конечного результата. Распределенный лаг характеризует динамику переходного процесса из начального в конечное состояние системы.


Слайд 29Способы получения объекта:



Слайд 31Номинальная шкала (nominal scale) — шкала, содержащая только категории.
Примеры такой шкалы:

профессия, город проживания, семейное положение. Для этой шкалы применимы только такие операции: равно (=), не равно (≠).

Номинальная шкала (nominal scale)


Слайд 32Порядковая шкала (ordinal scale) — шкала, в которой числа присваивают объектам

для обозначения относительной позиции объектов, но не величины различий между ними.

Примеры такой шкалы: место (1, 2, 3-е), которое команда получила на соревнованиях, номер студента в рейтинге успеваемости (1-й, 23-й, и т. д.), при этом неизвестно, насколько один студент успешней другого, известен лишь его номер в рейтинге. Для этой шкалы применимы только такие операции: равно (=), не равно (≠), больше (>), меньше (<).



Порядковая шкала (ordinal scale)


Слайд 33Интервальная шкала (interval scale) — шкала, разности между значениями которой могут

быть вычислены, однако их отношения не имеют смысла.

Пример такой шкалы: температура воды в море утром 19 °С, вечером — 24 °С, т. е. вечерняя температура на 5 °С выше, но нельзя сказать, что она в 1,26 раз выше. Для этой шкалы применимы только такие операции: равно (=), не равно (≠), больше (>), меньше (<), операции сложения (+) и вычитания (-).



Интервальная шкала (interval scale)


Слайд 34Относительная шкала (ratio scale) —шкала, в которой есть определенная точка отсчета

и возможны отношения между значениями шкалы.

Пример такой шкалы: вес новорожденных детей (4 кг и 3 кг), первый в 1,33 раза тяжелее; цена картофеля в супермаркете выше в 1,2 раза, чем цена на базаре.
Для этой шкалы применимы только такие операции: равно (=), не равно (≠), больше (>), меньше (<), операции сложения (+) и вычитания (-), умножения (•) и деления (/).

Относительная шкала (ratio scale)


Слайд 35Дихотомическая шкала (dichotomous scale) — шкала, содержащая только две категории.

Пример

такой шкалы: пол (мужской и женский).

Дихотомическая шкала (dichotomous scale)


Слайд 36Множество измерений свойств различных объектов


Слайд 37Пример использования различных шкал для измерений свойств одной системы (в данном

случае температурных условий):

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика