Слайд 2Руководитель и менеджер
    Слово «менеджер» первоначально обозначало умение
                                                            
                                    объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит глагол «to manage» – управлять, который происходит от латинского «manus» – рука. 
    Термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами. 
                                
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 3Функции управления 
Планирование.
Организация.
Мотивация. 
Контроль.
                                                            
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Социальные функции менеджера
Современный менеджер выступает в системе общественного производства как :
а)
                                                            
                                    управляющий; 
б) дипломат; 
в) лидер;
 г) воспитатель; 
д) инноватор; 
е) личность.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Менеджер-управляющий.
    Осуществляя эту функцию, менеджер становится персоной, облеченной
                                                            
                                    властью. Считают, что менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Менеджер-дипломат.
    Эта функция связана с процедурой переговоров. Сегодня
                                                            
                                    менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Для этого требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Менеджер-лидер.
     Современный менеджер в идеале осуществляет также
                                                            
                                    лидерские функции. Функции менеджера и лидера далеко не идентичны. Сейчас больше обращают внимание на человеческую подсистему бизнеса, т. е. объект управления.
     Чтобы эффективно справиться с задачей управления людьми, нужно быть способным вести их за собой, т. е. быть лидером. 
     В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов – профессионально-технократических и эмоционально-личностных.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Менеджер-воспитатель.
     По мере усложнения производственных процессов возрастают
                                                            
                                    требования к персоналу. С одной стороны, появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, с другой – в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Менеджер, претендующий на успех, должен понимать, что этическое эмоциональное воспитание работников – существенная сторона всех менеджерских функций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Менеджер-инноватор.
    Одной из главных сторон менеджерских функций является
                                                            
                                    деятельность по инновациям. Менеджер должен обладать качествами, необходимыми для введения инноваций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Менеджер-личность.
    Менеджер – это личность, т. е. сложная
                                                            
                                    система социально-биологических качеств.
    Каждый менеджер обладает индивидуальными особенностями, характером, темпераментом, способностями. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Определения
Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на
                                                            
                                    других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой. 
Существуют линейные и функциональные руководители.
Линейные руководители возглавляют относительно обособленные производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро). 
Функциональные руководители – это начальники специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо
                                                            
                                    в какой-либо группе — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 13Лидерство –
    это естественный социально-психологический процесс, протекающий в
                                                            
                                    любой группе. Лидерство является психологическим феноменом и порождается системой неформальных отношений. Роль лидера возникает, как правило, стихийно, «снизу». 
    Лидер имеет ограниченные возможности для санкций; как правило, эти санкции носят неформальный характер, право на их применение официально не зафиксировано. В то же время он не несет и ответственности за деятельность группы. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Три основных подхода к пониманию происхождения лидерства 
Теория черт.
Системная теория лидерства.
Ситуационная
                                                            
                                    теория лидерства.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 15Руководство
  – социальный феномен, возникающий в системе формальных отношений. Роль
                                                            
                                    руководителя возникает не стихийно, а определяется заранее «сверху», вышестоящим руководством, оговаривается круг функций руководителя.
    Руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет официальное право на применение санкций и управленческих воздействий (как негативных, так и позитивных); несет ответственность за деятельность группы.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Основные типы руководителей 
    Классификации, основанные на внутренних
                                                            
                                    установках человека, позволяют различать: 
1) манипулятор,
3) актуализатор.
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Личностные ограничения руководителей
Неумение управлять собой.
Размытые личные ценности.
Слабые навыки руководства.
(М. Вудкок и
                                                            
                                    Д. Фрэнсис)
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18В психологии приняты различные классификации лидеров:
по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
по
                                                            
                                    характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Различают:
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное
                                                            
                                    лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 20Выделяют стили лидерства:
Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер
                                                            
                                    не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 21Классификация этапов управленческого общения 
Становление контакта. 
Ориентация в ситуации.
Обсуждение вопроса.
Принятие решения.
Достижение
                                                            
                                    цели.
Выход из контакта.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Лидеры в основном бывают двух видов: одни ведут народ, другие -
                                                            
                                    толкают.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 23Задача лидера
- задача руководителя
Задача лидера – настроить на общие
цели, расставить всех
                                                            
                                    по своим местам, помочь поверить в собственные силы. 
                                  Н. С. Лесков
Задача руководителя ? – задание для обсуждения в группе
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 24
Лидеры не рождаются и не делаются кем-либо – 
они делают себя
                                                            
                                    сами 
                                                
                                                  Стивен Кови