Слайд 2Руководитель и менеджер
Слово «менеджер» первоначально обозначало умение
объезжать лошадей и править ими. В основе этого слова лежит глагол «to manage» – управлять, который происходит от латинского «manus» – рука.
Термин «менеджмент» буквально означает «руководство людьми». В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой, рабочими коллективами.
Слайд 3Функции управления
Планирование.
Организация.
Мотивация.
Контроль.
Слайд 4Социальные функции менеджера
Современный менеджер выступает в системе общественного производства как :
а)
управляющий;
б) дипломат;
в) лидер;
г) воспитатель;
д) инноватор;
е) личность.
Слайд 5Менеджер-управляющий.
Осуществляя эту функцию, менеджер становится персоной, облеченной
властью. Считают, что менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.
Слайд 6Менеджер-дипломат.
Эта функция связана с процедурой переговоров. Сегодня
менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Для этого требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим.
Слайд 7Менеджер-лидер.
Современный менеджер в идеале осуществляет также
лидерские функции. Функции менеджера и лидера далеко не идентичны. Сейчас больше обращают внимание на человеческую подсистему бизнеса, т. е. объект управления.
Чтобы эффективно справиться с задачей управления людьми, нужно быть способным вести их за собой, т. е. быть лидером.
В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов – профессионально-технократических и эмоционально-личностных.
Слайд 8Менеджер-воспитатель.
По мере усложнения производственных процессов возрастают
требования к персоналу. С одной стороны, появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, с другой – в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Менеджер, претендующий на успех, должен понимать, что этическое эмоциональное воспитание работников – существенная сторона всех менеджерских функций.
Слайд 9Менеджер-инноватор.
Одной из главных сторон менеджерских функций является
деятельность по инновациям. Менеджер должен обладать качествами, необходимыми для введения инноваций.
Слайд 10Менеджер-личность.
Менеджер – это личность, т. е. сложная
система социально-биологических качеств.
Каждый менеджер обладает индивидуальными особенностями, характером, темпераментом, способностями.
Слайд 11Определения
Руководитель – это должностной статус (положение) человека, который обязан влиять на
других (подчиненных) таким образом, чтобы они выполняли работу, порученную фирмой.
Существуют линейные и функциональные руководители.
Линейные руководители возглавляют относительно обособленные производственные и хозяйственные подразделения (фирму, цех, отдел, бюро).
Функциональные руководители – это начальники специализированных функциональных служб всех уровней управления (главный инженер, начальники планово-экономического отдела, отдела труда и зарплаты и т.д.).
Слайд 12
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо
в какой-либо группе — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Слайд 13Лидерство –
это естественный социально-психологический процесс, протекающий в
любой группе. Лидерство является психологическим феноменом и порождается системой неформальных отношений. Роль лидера возникает, как правило, стихийно, «снизу».
Лидер имеет ограниченные возможности для санкций; как правило, эти санкции носят неформальный характер, право на их применение официально не зафиксировано. В то же время он не несет и ответственности за деятельность группы.
Слайд 14Три основных подхода к пониманию происхождения лидерства
Теория черт.
Системная теория лидерства.
Ситуационная
теория лидерства.
Слайд 15Руководство
– социальный феномен, возникающий в системе формальных отношений. Роль
руководителя возникает не стихийно, а определяется заранее «сверху», вышестоящим руководством, оговаривается круг функций руководителя.
Руководитель получает соответствующие властные полномочия, имеет официальное право на применение санкций и управленческих воздействий (как негативных, так и позитивных); несет ответственность за деятельность группы.
Слайд 16Основные типы руководителей
Классификации, основанные на внутренних
установках человека, позволяют различать:
1) манипулятор,
3) актуализатор.
Слайд 17Личностные ограничения руководителей
Неумение управлять собой.
Размытые личные ценности.
Слабые навыки руководства.
(М. Вудкок и
Д. Фрэнсис)
Слайд 18В психологии приняты различные классификации лидеров:
по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
по
характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д.
Слайд 19Различают:
формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
неформальное
лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Слайд 20Выделяют стили лидерства:
Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер
не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует.
Слайд 21Классификация этапов управленческого общения
Становление контакта.
Ориентация в ситуации.
Обсуждение вопроса.
Принятие решения.
Достижение
цели.
Выход из контакта.
Слайд 22Лидеры в основном бывают двух видов: одни ведут народ, другие -
толкают.
Слайд 23Задача лидера
- задача руководителя
Задача лидера – настроить на общие
цели, расставить всех
по своим местам, помочь поверить в собственные силы.
Н. С. Лесков
Задача руководителя ? – задание для обсуждения в группе
Слайд 24
Лидеры не рождаются и не делаются кем-либо –
они делают себя
сами
Стивен Кови