Слайд 1Разработка управленческих решений
Слайд 2Решение - это результат мыслительной деятельности
человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например, полное бездействие, разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его реализация.
Слайд 3Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его
должностных полномочий и компетенций и направленный на достижение целей организации. Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.
Управленческое решение - это творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления.
Слайд 4Импульсом управленческого решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности проблемы за счет
ее решения, то есть приближение в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым, прогнозным.
Слайд 5Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация.
Черты управленческих решений:
обоснованность;
своевременность;
комплексность подхода;
законность;
четкая
формулировка задач;
посильность исполнения;
преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям.
Слайд 6Виды управленческих решений
Общие затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность.
Общие управленческие решения определяют коренные изменения на предприятии, а также дальнейшее развитие производства (компьютеризация производственного и управленческого процессов, переход на выпуск новой продукции, реорганизация предприятия и т.п.).
Частные касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы (например, о дисциплине, об увольнении сотрудника, об изменении графика работы какого-либо подразделения и т.п.).
Слайд 7Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов,
кредиторов (например, необходимость получения ссуды в банке).
Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия связаны с управляемой системой (например, изменение штатного расписания, которое повлечет за собой сокращение сотрудников или разработку новой структуры управления, в результате появится дополнительная должность топ-менеджера).
Слайд 8по периоду их действия: на длительный срок (штатное расписание) и короткий срок
(авария на производстве, форс-мажорные обстоятельства, такие как землетрясение, ураган, пожар и т.д.).
по уровням иерархии: зависит от характера вопроса, по которому принимаются решения, и от компетенции и права каждой ступени иерархии принимать решения.
по степени структурированности:
слабоструктурированные (незапрограммированные) и высокоструктурированные (запрограммированные), т. е. являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий или шагов.
Слайд 9по количеству целей: моноцелевые (одноцелевые) и полицелевые (многоцелевые).
По длительности действия различают управленческие решения
стратегические (долгосрочные и среднесрочные), тактические, оперативные (текущие).
Управленческие решения бывают индивидуальными и групповыми.
По уровню принятия различают управленческие решения, затрагивающие организацию в целом, структурные подразделения организации, функциональные службы организации, отдельных работников.
По глубине воздействия бывают управленческие решения одноуровневые и многоуровневые.
Слайд 10По причинам:
ситуационные;
по предписанию;
программные;
инициативные;
сезонные.
По времени действия:
оперативные;
тактические;
стратегические.
По организации принятия решений:
индивидуальные;
коллективные;
коллегиальные.
Слайд 11По степени новизны:
традиционные;
оригинальные.
По степени регламентации:
нормативные;
ориентирующие;
рекомендующие.
По способу фиксации:
письменные, устные, электронные.
По
содержанию:
решения, имеющие количественные характеристики;
решения, не имеющие количественных характеристик.
Слайд 12По функциональной направленности:
планирующие, организующие, координирующие, информирующие.
От системы оценки альтернатив (числа
критериев):
однокритериальные;
многокритериальные.
По способу выработки:
интуитивные, основанные на суждениях, рациональные.
Слайд 13Формы разработки и реализации УР
С точки зрения государственной системы документационного
обеспечения управления выделяют следующие виды документов, на основе которых принимаются УР и в которых фиксируется принятое решение:
организационно-правовые;
распорядительные;
справочно-информационные.
Слайд 14К организационно-правовым документам относятся:
учредительные документы организации (устав);
положение об организации;
положение о структурном
подразделении, коллегиальном и совещательном органах управления;
регламент работы коллегиальных и совещательных органов, аппарата управления или руководства;
структура и штатная численность;
штатное расписание;
инструкции по отдельным видам деятельности, нуждающимся в регламентации (инструкция по делопроизводству);
должностные инструкции.
Слайд 15Распорядительные документы - основное назначение - регулирование деятельности, позволяющее органу управления
обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач, получать максимальный эффект от деятельности организаций, входящих в его систему. Распорядительные документы содержат решения, идущие сверху вниз: от управляющего органа к подчиненным организациям и структурным подразделениям.
По своему действию распорядительные документы подразделяются на:
- правовые акты, действующие на федеральном уровне: акты, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, органами федеральной исполнительной власти.
Слайд 16правовые акты, действующие на уровне субъектов РФ;
правовые акты, действующие в пределах
отрасли (издаются отраслевыми органами федеральной исполнительной власти);
правовые акты, действующие в рамках отдельной организации, учреждения, фирмы.
С точки зрения принятия решения распорядительные документы делятся на:
издаваемые в условиях коллегиальности;
издаваемые в условиях единоличного принятия решений.
Как правило, коллегиально принимаются и издаются постановления и решения.
Слайд 17Стадии управленческого решения
Первая стадия - уяснение проблемы - включает в себя: сбор
информации; анализ информации; выяснение ее актуальности; определение условий, при которых проблема будет решена.
Вторая стадия - составление плана решения - включает в себя: разработку альтернативных вариантов решения; сопоставление их с имеющимися ресурсами; оценку альтернативных вариантов по социальным последствиям; оценку их по экономической эффективности; составление программ решения; разработку детального плана решения.
Слайд 18Третья стадия — выполнение решения — включает в себя доведение решений до конкретных
исполнителей; разработку мер поощрений и наказаний; контроль за выполнением решений.
Работа менеджера над принятием решения состоит из ряда этапов: определение цели управления; диагностика проблемы; сбор информации, как основной, так и дополнительной; определение критериев ограничений; подготовка вариантов решений, в том числе альтернативных; оценка вариантов решений; выбор окончательного варианта.
Принятие решения является главным звеном — это творческий этап.
Слайд 19Параметры
по целям - субъект управления принимает решение не для
удовлетворения собственных интересов, а для решения проблем организации, текущих вопросов и достижения тактических и стратегических целей организации.
по последствиям - решения, принимаемые в частной жизни сказываются на жизни принявших их индивидов, управленческие решения влияют на деятельность всей организации и ее сотрудников; чем выше уровень принятия управленческого решения, тем серьезнее их последствия.
Слайд 20по разделению труда - в частной жизни решение выполняется тем, кто
его принял, управленческие решения выполняются на основе разделения труда: руководитель - исполнители.
по профессионализму - решения частного порядка принимаются людьми в силу их опыта и разума, управленческие решения требуют не только опыта, но и специальной подготовки, профессиональных знаний, дающих право получить полномочия для самостоятельного принятия решений.
Слайд 21Аспекты
Психологический аспект - решение представляет собой логико-мыслительный акт субъекта управления,
на который могут оказывать влияние различные как внутриличностные, так и внешние факторы.
Информационный аспект:
1) к информации, на основе которой принимается решение, предъявляется целый ряд требований в плане ее достоверности, полноты и верифицируемости, поскольку это определяет уровень определенности ситуации и степень риска от принятого решения;
2) само по себе УР - это информация, к которой также предъявляется ряд требований.
Слайд 22Требования, предъявляемые к управленческим решениям
Наличие ясной цели
Должно быть обоснованным
Иметь адресата и
сроки исполнения
Должно бать непротиворечивым и правомочным
Должно быть эффективным и конкретным
Должно быть своевременным
Должно обладать полнотой, краткостью и четкостью
Слайд 23Юридический аспект - УР, должно приниматься субъектом, имеющим на то полномочия,
поскольку любое решение имеет юридические основания и последствия, представляет собой совокупность прав и обязанностей лиц, задействованных в процессе принятия и исполнения решения.
Организационный аспект - УР, как было уже нами рассмотрено, является основой управления, поскольку решения связывают в единый процесс базовые функции управления.
Слайд 24Принятие решения — это процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора
и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.
Следовательно, процесс принятия решения — это процесс выбора лицом, принимающим решение, наиболее эффективного варианта из множества альтернатив.
Слайд 25Типовой процесс принятия решений включает:
предварительное формулирование проблемы;
определение целей решения и выбор
соответствующих критериев оптимальности;
выявление и установление ограничений;
составление списка альтернатив и их предварительный анализ с целью исключения явно неэффективных;
сбор управленческой информации и прогнозирование изменений параметров решения в будущем;
Слайд 26точное формулирование поставленной задачи;
анализ и выбор метода решения задачи и разработку
алгоритма решения;
разработку модели решения, позволяющую оценивать эффективность каждой альтернативы;
оценку альтернатив и выбор наиболее эффективных;
принятие решения;
доведение решения до исполнителей;
выполнение решения и оценку результата.
Слайд 27Схема разработки и принятия УР
Выявление и описание проблемной ситуации, прогноз
ее развития либо
Анализ состояния внутренней и внешней среды организации
Формулировка целей разработки УР
Оценка времени и ресурсов, необходимых для разработки УР
Разработка альтернативных вариантов УР
Оценка альтернатив и прогнозирование ситуации, определяющей последствия реализации альтернатив
Выбор альтернатив, разработка и принятие (согласование и утверждение) решения
Контроль реализации решения*
Оценка эффективности*
Слайд 28Виды решений
1. Организационное решение:
запрограммированное
незапрограммированное
2. Компромиссы
3. Интуитивное решение
4. Решение основанное на суждении
5.
Рациональное решение
Слайд 29Этапы принятия решения
Этап 1. Диагностика проблемы
Диагностика проблемы включает в
себя: выявление и осознание симптомов затруднений или имеющихся возможностей;
установление причин возникновения проблемы;
определение характера проблемы;
Слайд 30Этап 2. Формулировка ограничений и критериев принятия решений
определение ограничений и
формулировка критериев принятия решения.
Этап 3. Определение альтернатив
Этап 4 Оценка альтернатив
Этап 5. Выбор альтернативы
Этап 6. Реализация решений
Этап 7. Обратная связь (контроль выполнения решения)
Слайд 31Этапы рационального решения проблем
1 - диагностика проблема;
2 - формулировка ограничений и
критериев;
3 – выявление альтернатив;
4 – оценка альтернатив;
5 – окончательный выбор.
1
2
3
5
4
Слайд 32Пояснения (этапы рационального решения)
Диагностика проблемы – необходимость собрать и проанализировать требующуюся
внешнюю и внутреннюю информацию.
Ограничение решений – это определяемые высшим руководящим звеном, сужения полномочий всех членов организации.
Критерии принятия решений – это стандарты, которым оцениваются альтернативные варианты выбора.
Слайд 33Пояснения (этапы рационального решения)
Оценка альтернатив – определение достоинств и недостатков каждого
из решений, а также возможных последствий.
Выбор альтернатив – тщательное определения проблемы, после которого руководитель выбирает альтернативу с наиболее благоприятными последствиями.
Слайд 34Пояснения (виды решений)
Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель,
чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должности.
Компромиссы – это решение, которое с учетом все факторов, представляется наиболее удачливым с точки зрения конечного результата.
Слайд 35Пояснения (виды решений)
Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на
основе ощущения того, что он правилен.
Решение основанное на суждении – это выбор обусловленный знаниями или накопленным опытом.