Принятие управленческих решений презентация

Содержание

Предмет курса Курс «Принятие управленческих решений» относится к группе инструментальных. Другие управленческие курсы учат слушателей, какое решение следует принять, в той, или иной ситуации. Курс «Принятие управленческих решений» учит,

Слайд 1Принятие управленческих решений
Егоров Илья Владимирович,
К.псх.н., доцент


Слайд 2Предмет курса
Курс «Принятие управленческих решений» относится к группе инструментальных.
Другие управленческие

курсы учат слушателей, какое решение следует принять, в той, или иной ситуации.
Курс «Принятие управленческих решений» учит, как организовать процесс разработки и принятия решения. Какие организационные формы, методические приемы, инструменты и методы могут быть использованы.
Иногда это называют «Мета-решениями».

Слайд 3Место дисциплины в системе подготовки менеджеров
Менеджмент
Организационное поведение
Психология
Количественные методы в управлении
ПУР


Слайд 4Задачи курса
Развить диагностические навыки
Расширить инструментальный набор методов анализа и выбора вариантов

решений



Слайд 5Задачи курса
Дать представление о своей роли, а также роли своих подчиненных,

коллег и вышестоящих руководителей в процессе принятия решений, возможностях и ограничениях своего стиля и сложившегося в организации подхода к принятию решений

Слайд 6Принятие решений и решение проблем

Принятие решения
Решение проблем
Задача
Неопределенные возможности
Максимизация ожидаемой ценности, максимизация

ожидаемой полезности, поиск эффективных решений, исключение по аспектам

Мозговой штурм, визуализация, ролевое проигрывание сценариев, переключение на иной вид деятельности для инкубации






Слайд 7Модели процесса принятия решения
Дескриптивные – «Как проходит ПРУР на практике?»
Нормативные –

«Как должен проходить ПРУР?»

Слайд 8Дескриптивные модели ПРУР
Прогнозирование. Как будет протекать ПРУР? Чего следует ожидать в

ходе ПРУР?
Оценка. Какие характеристики имеет данный ПРУР и каковы их значения?
Идентификация. Имеет ли здесь место ПРУР? В каком варианте?

Слайд 9Нормативные модели ПРУР
Организация. Как распределить роли (функции) в ПРУР?
Планирование. Что и

в какой последовательности следует делать?
Планирование. Как распределить ресурсы – времени, информации, средств и полномочия между отдельными этапами и участниками ПРУР?

Слайд 10Модели процесса принятия решений
Дескриптивные
Нормативные
На основе мануфактурной парадигмы
На основе творческой парадигмы


Слайд 11Мануфактурная парадигма
Производственный процесс «изготовления решения»
Деперсонификация, тиражирование, передача машине
Расчленение процесса на более

простые фазы. Движение сверху вниз, от общего к частному. Анализ.
Пропорциональность, непрерывность, параллельность, прямоточность, ритмичность
Моделирование реальной ситуации, т.е. представление ее в упрощенном для изучения виде
Возможность достижения более высокого качества за счет экстенсивного развития

Слайд 12Мануфактурная парадигма
«Основными принципами рациональной организации любых процессов (в том числе процессов

разработки управленческих решений) являются следующие: пропорциональность…, непрерывность…, параллельность…, прямоточность…, ритмичность…» [Лафта, 2002, с. 61-62].
«Суть концепции «рациональных решений» состоит в том, что решающим аргументом при принятии решения, т.е. при сознательном выборе наилучшего варианта среди других, принято считать логически непротиворечивую, полную и, лучше всего, количественно подтвержденную систему доказательств. … Принципы, заложенные в парадигму рациональных решений, предполагают, прежде всего, моделирование реальной ситуации, т.е. представление ее в упрощенном для изучения виде… это расчленило процесс на более простые фазы, позволило распараллелить работы по разработке решений» [Воробьев, Уткин, Балдин, 2003, с.46-49].

Слайд 13Творческая парадигма
Процесс принятия решений есть вид творческой деятельности
Реализация интеллектуального и личностного

потенциала
Синтез, целостное рассмотрение проблемы.
Не следование определенным правилам (в т.ч. логическим) а нарушение их
Ставит под сомнение логику экстенсивного развития
Ставит под сомнение эффективность создания спокойных, стабильных условий для принятия решений


Слайд 14Творческая парадигма
«Невербальные эвристики, интуиция, разного рода предвосхищения, готовность к рискованным решениям

могут выступать критериями психологически рационального мышления» [Корнилова, 2003, с. 81].
«…избыточная информация может стать препятствием и разрушить логику решений, что дает возможность власть имущим манипулировать поведением людей в условиях риска….чем большим числом возможностей представлена некая совокупность исходов, тем больше суммарная вероятность, приписываемая этой совокупности» [Бернстайн, 2000, с. 299-300].

Слайд 15Творческая парадигма
«Чутье иногда оказывается полезнее, чем рассудок. В книге «Мои великие

предшественники» я рассматриваю развитие шахмат на примере партий, сыгранных великими шахматистами за последние 200 лет. Я анализировал эти партии, в том числе с помощью компьютера, и обнаружил очень интересный феномен. Свои самые выдающиеся, революционные решения эти великие шахматисты зачастую находили в наиболее сложных, тяжелых ситуациях, когда полагаться можно было только на интуицию. Когда игроки воспроизводили игру в спокойной обстановке, они, как правило, ошибались чаще, чем в поединке» [Каспаров, 2005, с. 38-39].

Слайд 166 мыслящих шляп Э.де Боно
Белая (облака) – для отображения фактов, цифр

и информации в чистом виде.
Красная (огонь) - для выражения чувств, эмоций, предчувствий и интуитивных ощущений.
Черная (буря) – для негативных суждений типа: «Это не получится, потому, что…».
Желтая (солнце) – для выражения ясности, оптимизма, позитивных и конструктивных предложений типа: «Почему это обязательно получится!»
Зеленая (поле) – для творческих, нетривиальных мыслей, побуждающих приток новых идей.
Синяя (небо) – для выражения общих взглядов – мыслей высокого порядка, подведения итогов перед началом действий.

Слайд 17ТРИЗ Г.С. Альтшуллера Мета-алгоритм изобретения
Диагностика проблемной ситуации
Редуцирование (приведение к известным моделям)‏
Трансформация

(получение идей на основе направляющих правил трансформации)‏
Верификация (проверка потенциальной достижимости целей)‏
[Орлов М.А. Основы классической ТРИЗ, 2006, с.93]

Слайд 18ТРИЗ Г.С. Альтшуллера
По четкой программе, шаг за шагом, ведется обработка задачи,

выявляются и исследуются физико-технические противоречия, делающие задачу проблемой;
Для преодоления противоречий используется сконцентрированная информация, вобравшая опыт нескольких поколений изобретателей (таблицы типовых моделей решения задач – приемы и стандарты, таблицы применения физических эффектов и т.д.)‏
На протяжении всего хода решения идет управление психологическими факторами: АРИЗ направляет мысль изобретателя, гасит психологическую инерцию, настраивает на восприятие необычных, смелых идей
[Орлов М.А. Основы классической ТРИЗ, 2006, с.64]

Слайд 19Модели ПРУР– Г. Минцберг
Дескриптивный подход
Три параллельно существующих схемы выработки решений
Критика рациональной

модели:
Формализованный процесс
Решение «по поводу действия», т.е. предшествует ему
Локализация во времени

Слайд 20Модель Г. Минцберга: «сначала думаю»
Определение проблемы
Диагностика
Проектирование
Решение (выбор)‏


Слайд 21Модель Г. Минцберга: «сначала вижу»
Подготовка
Инкубирование
Просветление
Верификация


Слайд 22Модель Г. Минцберга: «сначала делаю»
Действие
Выбор
Закрепление


Слайд 23Сравнение трех моделей


Слайд 24Альтернативы:
Принять решение самому
Поговорить об опыте. Потом решить самому
Поговорить о задаче. Потом

решить самому
Провести собрание. Потом решить самому
Решить вместе на собрании




Слайд 25Модель Врума, 2003
Новая классификация процессов («стилей»)‏
Две схемы: ориентированная на время и

ориентированная на развитие ЛПР



Слайд 26Модель Врума, 2003


Слайд 27Модель Врума, 2003




Важность решения
Вероятность разногласий

У меня есть знания
Достижение приверженности весьма вероятно

и без участия в решении
Время дорого
Взаимодействие затруднено или невозможно

У группы есть знания
Мне необходима приверженность
Развитие важно
Цели группы соответствуют моим
Группа – это единая команда

Консультации в группе

Консультации один на один

Решать самому

Фасилитация

Делегировать


Слайд 28Модель ситуационного лидерства Херси-Бланшара


Слайд 294 стиля лидерства по П.Херси и К. Бланшару
«Указвающий» (Telling) стиль. Последователи

не обладают потенциалом для самостоятельного выполнения задачи и не хотят брать на себя ответственность за нее. Нуждаются в прямом руководстве.
«Продающий» (Selling) стиль. Последователи хотят выполнить задачу, но не в полной мере обладают потенциалом для этого. Нуждаются как в указаниях,так и в поддержке своего энтузиазма.

Слайд 304 стиля лидерства по П.Херси и К. Бланшару
«Партисипативный» стиль. Последователи обладают

потенциалом для самостоятельного выполнения задачи, но им не хватает уверенности, или энтузиазма. Нуждаются в диалоге и участии в решениях.
«Делегирующий» стиль. Последователи хотят выполнить задачу, и в полной мере обладают потенциалом для этого. Не нуждаются ни в указаниях,ни в поддержке своего энтузиазма.

Слайд 31Сопоставление моделей Врума и Херси-Бланшара
Важность решения
Важность приверженности
Знания и опыт лидера
Вероятность приверженности
Соответствие

целей
Знания в группе
Опыт групповой работы

Нет
Нет
Нет
Вероятность приверженности
Соответствие целей
Знания в группе
Опыт групповой работы*


Слайд 32Сопоставление моделей Врума и Херси-Бланшара
«Указвающий» (Telling) стиль
«Продающий» (Selling) стиль
«Партисипативный» стиль
«Делегирующий» стиль
Решить

самому
Консультации один на один или консультации в группе
Фасилитация
Делегирование

Слайд 33

Четырехэтапная схема ПРУР по М. Вудсу
Этап анализа
Этап практики
Этап действий
Этап вопросов
«Почему?», «Зачем?»
Наблюдение,

рефлексия
Открытые вопросы
«Делать правильные вещи»
Обсуждение постановки проблемы
Генерирование альтернатив без критики


Слайд 34Типы мышления менеджера для принятия решений (Г. Минцберг)‏
Рефлексивный – управление собой
Аналитический

– управление организацией
Практический – управление средой
Коллаборационистский –управление отношениями
Деятельностный – управление изменениями

Слайд 35Развитие рефлексивного типа мышления
Уход от ежедневных реалий, попытка переосмысления содержания

своей деятельности
Атмосфера, располагающая к откровенной дискуссии
Неоднородная аудитория
Упражнения на team-building

Слайд 36Развитие аналитического типа мышления
Наиболее традиционная форма подготовки
Теоретические знания
Умение формулировать теории

и определять проблемы
Однородная аудитория

Слайд 37Развитие практического типа мышления
Основной акцент – на решении проблем
Влияние среды в

широком понимании
Приближение аудитории к практике, кейсы
Разнообразие среды действия – «чужие» задачи

Слайд 38Развитие деятельностного типа мышления
«Собственные» проекты
Планирование, управление временем
Управление изменениями
«Длинные» курсы




Слайд 39Развитие коллаборационистского типа мышления
Роль кросс-культурных различий и доверия в сотрудничестве
Неоднородная

аудитория
Совместная деятельность слушателей



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика