Слайд 1РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ
Тема 1. Понятие и сущность менеджмента
Профессор кафедры менеджмента
Маслова Елена
Лорандовна
Слайд 2План лекции:
Значение и необходимость менеджмента
Понятие менеджмента.
2. Менеджмент в системе рыночной
экономики
3. Специфические особенности управленческого труда
4. Уровни менеджмента в организации
5.Роли и задачи менеджера
Профессиональные качества менеджера
Самоменеджмент
Слайд 3Рекомендуемая литература
Мескон М.Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента
Семенов А.К. Теория менеджмента: Учебник,
2012
Маслова Е.Л. Менеджмент, Учебник, 2015
Слайд 4Менеджмент
В широком смысле:
управление фирмой в условиях рыночной экономики, в котором участвуют
ее собственники, предприниматели, профессиональные менеджеры, работники
в узком смысле:
деятельность профессиональных менеджеров по планированию, организации, мотивации, контролю деятельности фирмы
Менеджмент связан с людьми
Слайд 5Менеджмент - особый тип управления предпринимательской фирмой в условиях рыночных отношений
деятельность,
которая в соответствии с целями и задачами бизнеса разрабатывает планы, определяет, что и когда надо делать, кто будет выполнять намеченное и как оно было сделано с последующим обязательным контролем за результатами работы
Слайд 6Управление и менеджмент не идентичные понятия
Термин «управление» используется в социально-экономических, технических,
биологический и других системах.
Менеджмент лишь одна из форм управления – управление социально-экономическими процессами посредством и в рамках организации, АО
Менеджмент только в коммерческих организациях – устаревшая позиция
Слайд 7Цель менеджмента
Как науки - разработка теории управления, научных подходов, принципов и
методов, обеспечивающих устойчивое, надежное, перспективное и эффективное функционирование системы управления
как практики - достижение высокой прибыльности, конкурентоспособности организации или иных целей путем рациональной организации производственного (торгового) процесса и развития технико-технологической базы предприятия
Слайд 9 2. Менеджмент в системе рыночной экономики
Обеспечивается существование фирмы на рынке
определяются
и достигаются цели
выявляется приоритетность целей
рационально используются материальные и трудовые ресурсы
разрабатывается стратегия развития
обеспечивается сочетание интересов собственника, ТК и потребителей
обеспечивается сведение к минимуму рисковых ситуаций
Слайд 10Осуществляется стимулирование работы сотрудников
контролируется эффективность деятельности фирмы
координируется работа всех подразделений
вырабатывается система
мероприятий для решения проблем
определяются необходимые ресурсы и источники их обеспечения
распределяются полномочия и ответственность за выполнение конкретных задач
Слайд 11Менеджер – профессиональный управляющий
Менеджер – это человек, занимающий управленческую должность и
наделенный полномочиями принимать решения по определенныи видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Слайд 123. Специфические особенности управленческого труда
Операции и работы, выполняемые административно-управленческими работниками
они сами
непосредственно не воздействуют на предмет труда, т.е. не производят материальных ценностей
они создают необходимые организационно-технические и социально-экономические предпосылки для эффективного труда работников
Слайд 13предмет труда - информация. Ее использование и преобразование в соответствующие решения
для изменения состояния объекта управления в направлении достижения поставленных целей
конечный продукт УТ - решения, причем именно реализованные. Результат труда должен оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов.
Слайд 144. Уровни менеджмента в организации
В зависимости от позиции менеджеров в организации
их функции, решаемые задачи будут различаться
Каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем организации или подразделения
Слайд 15Уровни менеджмента в организации
Высший (совет директоров, президент, вице президенты). Отвечают за
принятие важнейших решений для организации в целом
Средний (руководители отделов, цехов, филиалов) координируют и контролируют работу младших начальников
Линейный (мастера, руководители участков, групп, начальники отделов) непосредственно руководят рабочими и другими работниками. Занимаются больше оперативными вопросами
Слайд 17Уровни руководителей и решаемые ими задачи
Слайд 18Профессионализм менеджера
Владение специальными знаниями и навыками в области управления, организации производства
(коммерции), способность работать с людьми в различных сферах
Нужно ли быть специалистом в той отрасли, в которой менеджер работает?
Принцип Парето
Слайд 19Соотношение управленческих навыков и профессионализма
Слайд 20В зависимости от уровня руководства
Слайд 215. Роли менеджера
Роль - это ожидаемый набор действий или поведения, определяемых
работой
Минцберг выделяет 10 ролей менеджеров
Слайд 237. Основные требования к менеджерам
1. Наличие знаний и опыта в области
управления
2. Компетентность в вопросах состояния и развития отрасли деятельности предприятия
3. Навыки решения проблем (анализ ситуации, постановка целей, определение критериев успеха, сбор информации, выбор решения, выполнение решения и поиск его улучшения)
Слайд 244. Способность управлять собой и своим временем
5.Разумные личностные ценности (наиболее важные
убеждения. Отношение к жизни, к работе, к власти, к риску, к поощрению и наказанию)
6. Четкие личные цели (критерии: личная заинтересованность, последовательность достижения, временные пределы, конкретный конечный результат)
7. Постоянный личный рост
8. Высокая культура, честность, способность быть образцом во всем
Слайд 259. Научно-исследовательский, творческий подход
10. Способность влиять на подчиненных (приказы, уговоры,
угрозы, просьбы, подкуп)
11. Понимание специфики управленческого труда (использование гибких и ясных организационных структур, методов мотивации и обучение подчиненных)
12. Способность руководить
13. Умение обучать работников
14. Умение собрать команду
Слайд 26Компетенция
От лат. (competo) – добиваться, соответствовать, подходить
Способность применять знания, умения и
личностные качества для успешной деятельности в определенной области