Основные инструменты ИМО по оценке и управлению риском: МКУБ
Основные инструменты ИМО по оценке и управлению риском: МКУБ
Источник: A Guide to Risk Assessment in Ship Operations, IACS N 127
Основные инструменты ИМО по оценке и управлению риском: МКУБ
Основные инструменты ИМО по оценке и управлению риском: Конвенция ПДНВ 78
Основные инструменты ИМО по оценке и управлению риском: Кодекс ОСПС
СОДЕРЖАНИЕ
Основные термины
Методология
Постановка задач
Идентификация опасностей
Анализ риска
Опции по управлению риском
Анализ стоимости управления риском
Рекомендации для принятия решений
Конвенция МОТ 2006 «О труде в морском судоходстве», КТМС-2006
02.2006 - принятие документа
08.2013 – вступление в силу
01.01.2011:
Новый формат проверок судов по Парижскому Меморандуму (на основе оценки уровней риска);
https://www.parismou.org/inspections-risk/ship-risk-profile/ship-risk-calculator
Калькулятор для расчета параметров
риска судна
Высокий уровень риска,High Risk Ships (HRS)
Низкий уровень риска,Low Risk Ships (LRS)
Стандартный уровень риска,Standard Risk Ships (SRS)
Опасность – это ПРИЧИНА АВАРИИ
УЩЕРБ
(потери ресурсов) от аварии
Риск - комбинация частоты и тяжести последствий происшествия
R=FS
РИСК=ЧАСТОТА х ПОСЛЕДСТВИЯ
Источник: MSC-MEPC.2/Circ.12/Rev.1
Определение риска
Оценка риска
В практических оценках риска (R) частота (F) и вероятность (P) происшествия считаются эквивалентными терминами
Единицы оценки R – ущерб от конкретных происшествий на судно в год: время, финансовые потери , фатальные исходы или эквивалент
Источник: IACS: Guide to Risk Assessment in Ship Operations, No. 127, June 2012
Оценка риска
Источник: IACS: Guide to Risk Assessment in Ship Operations, No. 127, June 2012
Терминология
Опасность ≠ авария≠ последствия
ВАЖНО!
Не путать терминологию!
Источник: MSC-MEPC.2/Circ.12 Пересмотренный циркуляр по формализованной оценки безопасности, июль 2015 г.
Терминология
Методы оценки риска
Дополнительный контроль не требуется, но необходимы меры для поддержания уровня риска, включая наблюдение.
Зона незначительного риска
(Negligible)
Зона риска настолько низкого, насколько это практически возможно
(As low as reasonably practicable)
Зона недопустимого риска
(Intolerable)
Методы оценки риска
Численные значения F ,S и R в матрице (1) заменены на их описание в матрице (2)
(1)
(2)
Методы оценки риска
Методы оценки риска
Методы оценки риска
Логическая последовательность действий с помощью стандартной формы оценки риска
Методы оценки риска
Идентификация опасностей -самый важный этап во всей процедуре оценки риска !!!
Недостаточный контроль за работой навигационного оборудования.
Трудности обнаружения связанные с маневрированием при большом числе рыболовных судов.
Перегруженность дополнительной работой, чрезмерное доверие техническим средствам и пренебрежение визуальным наблюдением.
Некорректная настройка авторулевого.
Неадекватная оценка влияния ветра, течения и прочих факторов.
Неверное определение расстояния до опасностей
Неверное толкование намерений другого судна. Использование радиосвязи в целях нарушения правил плавания. Пренебрежение использованием связи для определения намерений другого судна.
Значительное отклонение от курса, вызванное отсутствием контроля за местом судна.
Пропуск поворотной точки, вследствие невнимательности или загруженности другой работой.
Неверная оценка опасности. Ожидание маневра расхождения со стороны другого судна.
Отсутствие докладов капитану из-за убежденности в ясности ситуации.
Отсутствие контроля при расхождении за маневрированием другого судна
Идентификация опасностей -самый важный этап во всей процедуре оценки риска !!!
Отвлечение вахтенного помощника от выполнения прямых; обязанностей по несению навигационной вахты;
Недостаточный состав экипажа судна;
Снижение финансирования на безопасность;
Усталость и недостаточный отдых экипажа;
Некомпетентная и неэффективная политика компании. Низкая ответственность должностных лиц компании;
Неверная расстановка приоритетов в деятельности компании;
Недостаточная тренажерная подготовка экипажа и неоптимальная практическая подготовка.
Высокая эксплуатационная скорость судов компании;
Источники информации для оценки и управления риском
Комментарий:
Величину риска можно измерить (оценить) только приближенно. Принципиально, это усредненный прогноз возникновения ущерба от возможной реализации опасности в ситуации, которая может возникнуть в некотором интервале времени и/или пространства. Этот прогноз основан на предыдущем опыте. При возникновении неопределенности целесообразно для оценки риска применять пессимистический подход «Считай себя ближе к опасности » .
Индивидуальный риск фатального исхода для члена экипажа на судно в год в период 1978-1999 г.г.
Источник: Skjong R. (2002a) “Risk Acceptance Criteria: current proposals and IMO position”, Surface transport technologies for sustainable development, Valencia, Spain 4-6 June.
ЭКВИВАЛЕНТЫ:
1 ФИ = 10 тяжелых травм (ТТ)
1 ТТ = 10 легких травм (ЛТ)
Источник: MSC-MEPC.2/Circ.12/Rev.1
Источник: MSC-MEPC.2/Circ.12/Rev.1
Источник: MSC-MEPC.2/Circ.12/Rev.1
Разработка формы оценки риска и ее применение
Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Редакция 2015)
Потенциально опасные ситуации
(near miss incidents)
Количество инцидентов обратно пропорционально
тяжести последствий от этих инцидентов.
Минимизация количества малых инцидентов приводит к уменьшению инцидентов с тяжелыми последствиями
Herbert William Heinrich
Источник: http://www.intertanko.com/upload/2007HoustonTankerEvent/Higuchi.pdf
Тяжелая авария
Авария с незначительными последствиями
Потенциально опасная ситуация
Небезопасные условия и
небезопасные действия = Опасные события и нерегулярное наблюдение
Потенциально опасные ситуации
Закон Хайнриха (1931)
Теория айсберга
(анализ корневых причин аварии)
Потенциально опасные ситуации
Закон Хайнриха и теория айсберга
Суда компании Costa Crociere на начало 2012 года:
Пример 1
Аварии и опасные ситуации с судами компании
Costa Crociere
Аварии и потенциально опасные навигационные ситуации в западной части Балтики (Пример 2)
Источник: NAV 51/INF.3
ROUTEING OF SHIPS, SHIP REPORTING AND RELATED MATTERS
Assessment of the traffic in the Baltic Sea West, 3 March 2005.
Навигационная безопасность в Западной части Балтики
Запись движения судов на ЭК
с помощью АИС
Рекомендованные пути и
реальные траектории движения
судов за октябрь 2004 года
Пример иллюстрации прохождения определенного количества судов через
конкретный район за октябрь 2004 года. Большинство судов следует по осевым линиям фарватеров.
Зона безопасности судна
Для танкера «Невский Проспект»: Lэ= 1000м, Bэ= 400м
Навигационная безопасность в Западной части Балтики
Запись движения судов на ЭК
с помощью АИС
Теория
Зона безопасности, использованная для исследования
•
•
Мель –”почти посадка на грунт” (near miss grounding)
Судно–”почти столкновение” (near miss collision)
Потенциально опасные ситуации
Почти столкновения (near miss collision)
Мель –почти посадка на грунт (near miss grounding)
•
За период исследования
(31 сутки) не произошло ни
одной аварии
▲
Рекомендации из приведенных примеров:
Источник: IACS: Guide to Risk Assessment in Ship Operations, No. 127, June 2012
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наилучшая гарантия предупреждения аварий- это осуществление реальных принципов культуры безопасности, которая строится на компетентности и постоянной бдительности всего вовлеченного персонала, а также установление режима безопасности, как постоянной и естественной основы для принятия решений в рамках организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНЕЦ ПРЕЗЕНТАЦИИ. ПРОЧТИТЕ ЛЕКЦИЮ
«Оценка и управление рисками »
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть