Основы социального управления презентация

Содержание

Слайд 1ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной
службы и управления при Главе Республики Башкортостан»
Уфа,

2017

Основы социального управления

Халиков М.И.


Слайд 2Структура курса
Модуль 1. Понятие управления. Виды управления Модуль 2. Социальное управление: сущность,

типология. особенности, принципы Модуль 3. Этапы социального управления. Менеджмент как современный этап социального управления Модуль 4. Технологии социального управления

Слайд 3Модуль 1. Понятие управления. Виды управления Актуальность проблемы управления в России

обусловлена следующими факторами

Традиционно низкий уровень управленческой культуры в России
Недооценка роли специального управленческого образования
Резкое возрастание значения управленческой деятельности в современном обществе
Повышение сложности управленческой деятельности


Слайд 4Понятие управления
Управление – это функция системы, направленная на выживание этой системы

посредством координации, организации, упорядочения элементов данной системы как между собой так и с внешней средой

Слайд 5Основные тезисы определения
Мир состоит из систем.
Система – это совокупность элементов, образующих

нечто целое, качественно определенное.
Важнейшим свойством (программой) живых систем является стремление к выживанию или самосохранению.
Выживание обеспечивается посредствам выполнения различных функций.
Функции – это виды деятельности (активности), направленные на обеспечение выживания системы. Функции бесконечно разнообразны, как разнообразны и системы.
У всех живых систем есть одна общая функция – это управление.
Суть функции управления – это координация (организация, регулирование, контроль) элементов системы как единого целого, чтобы обеспечить выживание системы.

Слайд 6Управление – всегда в системе!


Слайд 7Управление в различных системах


Слайд 8Виды управления
Управление в биологических системах (природа – природа)
Управление в технических системах

(техника – техника)
Управление в социальных системах (человек - ?):
Биологическое управление (ч. – пр.)
Техническое управление (ч. – т.).
Социальное управление (ч. – ч.)


Слайд 9Управление как процесс и как функция
Управление как процесс акцентирует внимание на

внутреннем алгоритме и содержании, на качественной определенности данного понятия. Управление как функция определяет место и роль управления в системных объектах


Слайд 10Виды управления


Слайд 11Виды управления в социальных системах


Слайд 12Модуль 2. Социальное управление: сущность, типология. особенности, принципы
социальное управление –

это функция общества (социальных систем), направленная на обеспечение своего выживания посредством координации социальных элементов данной системы как между собой, так и с внешней социальной средой


Слайд 13Принципиальные отличия социального управления от всех других видов управления
Управление осуществляется на

основе законов развития общества и носит нелинейный характер
Свобода воли и свобода выбора, собственное целеполагание у объекта управления. Однако способность к целеполаганию не отменяет объективного характера социального управления.
Способность объекта управления к саморазвитию, в том числе на основе нелинейных процессов и связей.
Сверхценность объекта управления по сравнению с субъектом, то есть объект ценнее, значимее субъекта. (управление – всего лишь одна из функций (свойств) системы)
Социальное управление - самый сложный вид человеческой деятельности.
Способность к взаимным переходам от объекта управления к субъекту и наоборот.


Слайд 14Модели социального управления
Способность к взаимным переходам от объекта управления к субъекту

и наоборот реализуется через три модели социального управления:
Субординационная (начальник – подчиненный)
Реординационная модель (подчиненный-начальник)
Координационная модель (коллега-коллега)

Слайд 15Виды социального управления

Классификация социального управления на основе выделения доминирующих средств управления:
Командно

– административное управление;
Экономическое управление;
Технократическое управление (привлечение техники и технологий).



Слайд 16По степени формализации в управлении

Регламентированное, не гибкое;
Нормативное;
Социально – регулируемое управление;
Распорядительное управление.



Слайд 17По критерию распределения полномочий

Высокоцентрализованное управление;
Децентрализованное управление;
Управление на основе гибкого распределения полномочий.


Слайд 18По объектам управления

- Управление институциональными объектами (люди, группы, организации);
- Управление социальными

отношениями;
- Управление социальными процессами.


Слайд 19По стилям управления
- Авторитарное управление;
- Демократическое управление;
- Либеральное управление;
- Бюрократическое управление;
-

Адаптивное управление;
- Партисипативное управление и т.д.



Слайд 20По масштабам для системы

- Стратегическое управление;
- Оперативное управление;
- Тактическое управление


Слайд 21По соотношению затрат и результатов

- Эффективное управление;
- Неэффективное управление.



Слайд 22На основе исторических этапов развития социального управления

- Консервативно-клановое управление;
- Административно-формализованный тип

управления
- Партнерский тип управления (менеджмент).



Слайд 23По степени научности

Эмпирическое управление;
Прагматично-рациональное управление;
Научное управление.


Слайд 24Формы проявления, способы бытия социального управления
Социальный институт.
Исторический феномен.
Совокупность знаний (теория, наука).
Организация.
Процесс,

практическая деятельность.
Функция.
Кадры.
Система, структура.
Культурный феномен.



Слайд 25Общие принципы социального управления

Принцип системности социального управления, означающий, что вне систем

управление невозможно.
Принцип самосохранения системы как важнейшей цели социального управления.
Принцип координации, как выражение основной содержательной специфики социального управления.
Принцип универсальности функции управления в социальных системах. При всем бесконечном многообразии конкретного набора функций у различных систем, функция управления будет присутствовать в них всегда.
Принцип социального управления как социального отношения. На основе этого принципа, в частности, вытекает обязательность наличия двух или более сторон в управленческом процессе, обязательность так называемой обратной связи как актуализация каких-либо свойств (реакция) у второй стороны управленческих отношений.
Принцип воспитания. Воспитание, как проявление людьми или группами необходимых качеств, возможно только через формирование системы соответствующих социальных отношений.
Принцип возрастания сложности социального управления на основе диверсификации социальных систем и роста неопределенности социальных связей и отношений.
Принцип константы качества социального управления. В историческом контексте уровень мудрости человечества и, следовательно, уровень качества управления социальными системами остается величиной постоянной, точнее колеблется в рамках не меняющейся амплитуды. Управленческие отношения развиваются только в том, чтобы сохранить эту константу в условиях непрерывного усложнения социальных систем.



Слайд 26Социальное управление – самый сложный вид человеческой деятельности
Предмет труда – люди

и организации
Цель – эффективное выживание системы через координацию социальных элементов
Смена субъекта и объекта управления
Диверсификация социальной среды
Рост неопределенности и нелинейности социальных связей

Слайд 27Модуль 3. Этапы социального управления. Менеджмент как современный этап социального управления
Управленческие

отношения это часть социальных отношений, отражающая координационные связи в организациях и институтах. Соответственно с изменением социальных управленческих отношений меняется и характер координационных связей между субъектом и объектом управления. Менеджмент – это этап управленческих отношений, управленческой деятельности, характерной для современного рыночного общества.

Слайд 28Сущность управленческих отношений
В рамках управленческих отношений социальные системы реализуют способность осуществлять

координацию своих внутренних, а также внешних элементов для обеспечения своего самосохранения.
Исторически изменялся главным образом характер, тип координационных связей.
 


Слайд 29Критерий оценки этапов развития управленческих отношений
На каждом этапе развития производства требуется

определенный тип работника, способный создать и реализовать технологии этого уровня производства.
Однако тип работника – это производная определенного типа личности, находящегося в системе определенных социальных – в том числе и управленческих! - отношений и воспроизводящего эту систему.
Таким образом, именно тип личности (социальной системы), обусловленный определенным уровнем производительных сил, определяет характер управленческих отношений в обществе.


Слайд 30Этапы развития управленческих отношений
Консервативно-клановый тип управленческих отношений
Основной единицей (ячейкой) общества

выступает род, племя как замкнутое и стабильное объединение родственников.
Существующий тип производства (охота, собирательство) обеспечивал выживание и конкурентоспособность системы только на условиях группового единства и следования тысячелетним традициям.
Поэтому ключевыми особенностями социальных – и в том числе управленческих - отношений на этом этапе являются семейно-групповой коллективизм (индивид не мог выжить вне рода) и социальный консерватизм (племя было замкнутой системой и могло выжить, следуя раз и навсегда установленным обычаям, табу).



Слайд 31Консервативно-клановый тип управленческих отношений
специальной системы управления, осуществляющей свою деятельность на

профессиональной основе, не существовало.
этот тип управления не только прост, но и прочен, ведь система состоит из жестко спаянных традиционными групповыми ценностями индивидов, не имеющих и не видящих иных вариантов поведения.
система управления весьма гармонична, позволяя индивиду оставаться целостным субъектом, минимизируя все формы социального отчуждения и односторонней специализации («Золотой век»).
модифицированные формы консервативно-кланового типа управленческих отношений встречаются и в наше время, например в тейповых, трайбалистских, криминальных клановых системах.


Слайд 32Второй этап управленческих отношений - административно-формализованный
Этот этап начинается с формирования

классов и государства и продолжался до конца ХХ века.
На основе выросшего уровня производительных сил создается возможность специализации производственной деятельности и разделения труда. Это, в свою очередь, намного повышает производительность, обеспечивая выживание социальных систем на новом, более высоком уровне.
Административно-формализованный тип управления, построен на жестких административных отношениях в формализованных организациях, позволяет обеспечить большую производительность труда и более высокие темпы общественного развития.
Однако естественной платой за этот прогресс стал отказ от гармонии целостной личности, ведущий к отчуждению человека и социальному антагонизму.


Слайд 33Конкретные формы реализации второго этапа управленческих отношений
по способам производства (рабовладельческий,

феодальный, капиталистический),
по социальным институтам (производственное управление, семейное управление, военное управление и другие) и т.п.
в любом случае они строятся на основе административно-формализованных управленческих отношений.
С точки зрения управления раб, феодальный крестьянин или индустриальный рабочий ничем не отличаются друг от друга – конкретное содержание их координационных связей разное, но тип, характер управления – один и тот же.
 


Слайд 34Управленческая зависимость
В управленческих административно-формализованных системах доминировала линейная, жесткая (личная или обезличенная)

зависимость подчиненных от руководителей.
При этом сама форма зависимости могла выступать как собственность (раб, крепостной крестьянин) или как вынужденный договор неравноправных сторон (феодальный крестьянин, слуга, рабочий).
В современных условиях форма зависимости выступает как взаимный интерес на добровольной основе.


Слайд 35Специфика современного, третьего этапа управленческих отношений - менеджмента
Специфика в наличии партнерских

связей между объектом и субъектом управления, где каждая сторона на добровольной и взаимовыгодной основе строит совместную деятельность и имеет определенные права и обязанности друг перед другом.
Таким образом, характерными чертами современных управленческих отношений выступает взаимный интерес, взаимная ответственность и свободный выбор.
Объективно эти отношения более гуманны в том смысле, что требуют подхода к человеку как к свободной, самостоятельной и ответственной личности, а к работнику - как к творцу, способному создавать новые продукты и услуги на основе внутренней мотивации.


Слайд 36Логика менеджмента
НТР – меняет место человека в системе производства
От работника требуются

другие качества (креативность, нацеленность на интересы клиента)
Для реализации иных качеств требуются новые управленческие отношения (принцип воспитания)

Слайд 37Трактовки понятия менеджмент
1) управление производством, людьми или какой-либо организацией;
2) совокупность

принципов, методов, средств и форм управления социальными системами;
3) группа людей, составляющих орган управления;
4) искусство управления, набор управленческих навыков;
5) наука об управлении социально-экономическими процессами.

Часто менеджмент просто отожествляют с управлением.


Слайд 38Понятие менеджмента
Менеджмент – это современный этап управленческой деятельности, отличающийся партнерским характером

отношений между субъектом и объектом управления

Слайд 39Сущность менеджмента как нового этапа управленческих отношений
менеджмент – это этап социального

управления, он реализуется в рамках социальных отношений, то есть в системе отношений «человек-человек». Общепризнанным является то, что менеджмент не распространяется на управление человеком техникой или природой.
менеджмент, будучи объективно возникающим современным этапом управленческих социальных отношений, распространяется на все виды управленческой деятельности. Это означает, что отношения менеджмента имеют место во всех типах социальных систем – от индивида, семьи до международного сообщества.
сущность современного этапа социальных управленческих отношений заключается в том, что он носит партнерский характер. Мы уже отмечали, что в данном случае стороны управления становятся партнерами, то есть строят отношения на принципах добровольности, взаимного интереса и взаимной ответственности.


Слайд 40Потенциал менеджмента
Потенциал огромен, так как управление гармонично:
во-первых, здесь в максимальной

мере реализуется творческий – сущностный! - потенциал человека. Система не просто допускает это, она требует проявления творческой активности работника, независимо от того, в какой сфере он трудится.
Во-вторых, система носит целостный характер, поскольку строится на взаимных интересах. Достижение одностороннего интереса здесь невозможно и просто невыгодно, особенно в долгосрочной перспективе.
Поэтому объективно главная задача менеджмента – создание и поддержание таких социальных отношений, которые бы в полной мере могли обеспечить реализацию творческих возможностей личности на основе взаимных интересов и тем самым обеспечить самосохранение общества в современных условиях.


Слайд 41Функции управления
Планирование
Организация
Мотивация
Контроль
Прогнозирование


Слайд 42Планирование
Планирование является важнейшей функцией процесса управления, определяющей цели (предприятия, коллектива, личности),

наиболее эффективные методы и средства, необходимые для достижения этих целей
Этапы планирования:
скрупулезная и объективная оценка состояния дел в организации и определение ее возможностей;
определение цели (основной и промежуточных, второстепенных) и способов ее достижения
выбор методов оперативного контроля.
Такова принципиальная модель планирования для любых масштабов деятельности — от государственного до семейного.

Слайд 43Прогнозирование
(от греческого prognosis - предвидение, предсказание), разработка прогноза; первоначально предсказание хода

болезни, затем всякое предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем (предсказание погоды, исхода выборов и т.п.);
в узком значении - специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления.



Слайд 44Виды прогнозирования
По срокам прогноза:
краткосрочное до 1-2 лет,
среднесрочное на 5-10 лет,


долгосрочное на 15-20 лет,
сверхдолгосрочное на 50-100 лет.

Выделяют 3 класса методов прогнозирования:
экстраполяция, моделирование, опрос экспертов. Это научное предвидение, основанное на анализе фактических данных прошлого и настоящего исследуемого объекта.

По форме представления прогнозы делятся на количественные и качественные.

По охвату прогнозированием объекта исследования прогнозы бывают общими и частными.


Слайд 45Организация как функция управления
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической,

экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях.
Любая организация должна располагать такими важными ресурсами, как капитал, информация, материалы, оборудование и технология.


Слайд 46Мотивация
(от фр. motif - побуждение) комплекс мероприятий по стимулированию деятельности

человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации.
Осознаваемые в той или иной мере людьми и их группами потребности являются главным источником их активности, деятельности.

Слайд 47КОНТРОЛЬ
(фр. controle; англ. control, verification, supervision, inspection) - одна из

ведущих функций управления, состоящая в выявлении отклонений фактических параметров деятельности объекта от нормативных. Это позволяет не только определять, но и предупреждать такие отклонения

Слайд 48Виды контроля
Предварительный, текущий (оперативный) и последующий.
Предварительный К. проводится перед осуществлением

тех или иных операций в целях предупреждения нерациональных действий.
Текущий К. осуществляется по ходу деятельности, в момент совершения действий, операций.
Последующий К. проводится после завершения операций и процессов.
Виды контроля по объектам: бухгалтерский, валютный, кредитный, статистический, финансовый и т. д.

Слайд 49Модуль 4. Технологии социального управления

Методы

Метод – способ достижения цели
Обязательно – направленность

на результат и алгоритм действий
Виды методов = виды деятельности

Слайд 50Методы и технологии


Слайд 51Виды технологий
По видам деятельности
По уровню развития
По степени сложности
По типам систем
По уровню

обобщения
По ???

Слайд 52Технологии управления
Технологии – это совокупность приемов, операций, обеспечивающих гарантированное достижение заданного

результата. Именно владение определенными технологиями отличает профессионала от дилетанта

Слайд 53Гарантии результата
На основе объективных законов, материалов, процедур…
Ограничения:
Неполный контроль за предметом

труда
Несоблюдение технологической дисциплины
Конкуренция
Личностный фактор (для социальных систем)


Слайд 54Виды управленческих технологий
технологии принятия управленческих решений,
технологии организационного развития,
технологии управления персоналом

(прием, оценка, мотивация, развитие работников и т.д.),
технологии управления конфликтами,
коммуникационные технологии в менеджменте,
технологии самоменеджмента

Слайд 55Вспомогательные функции менеджмента
Функции, которые связаны с обеспечением управленческой деятельности: компьютерное и

информационное обеспечение, логистика, контроль качества и т. п.
Они часто переплетены с основными функциями компании, косвенно работают на потребителя, но потребитель не соотносит их с конкурентоспособностью продукта.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика