Слайд 1Основы менеджмента социально-культурной деятельности
Лекция 6
Востряков Лев Евгеньевич,
д.полит.н.
lev-vostriakov@yandex.ru
20 марта 2017 г.
Слайд 2Основы менеджмента социально-культурной деятельности
Основное внимание исследователей разных школ теории менеджмента было
сконцентрировано на внутренних факторах организации вплоть до 1960-х гг.
Внешняя среда питает организацию ресурсами, необходимыми ей для поддержания внутреннего потенциала на должном уровне.
Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания
Слайд 3Основы менеджмента социально-культурной деятельности
Менеджмент организации должен иметь глубокое представление о
– внешней
среде в целом,
– тенденциях развития внешней среды,
– месте, занимаемом организацией во внешней среде
Слайд 4Основы менеджмента социально-культурной деятельности
План:
1. Внешняя среда организации СКД как объект
управления
2. Микроокружение организации
3. Макроокружение организации
4. Неопределенность внешней среды
5. Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
Слайд 5
Внешняя среда организации СКД
как объект управления
Окружающая среда организации –
все, что существует за пределами организации и потенциально может влиять на организацию в целом или на ее отдельные элементы
Сфера деятельности характеризует нишу, занимаемую организацией, а также составляющие среды, с которыми организация должна взаимодействовать для достижения своих целей
Слайд 6Внешняя среда организации СКД
как объект управления
Сектора внешней среды организации:
микроуровень,
или непосредственное окружение (среда прямого воздействия) – другие организации и группы, непосредственно влияющие на цели организации:
клиенты (потребители),
партнеры (поставщики),
конкуренты
Слайд 7Внешняя среда организации СКД
как объект управления
Сектора внешней среды организации:
макроокружение
(среда косвенного воздействия) – все внешние факторы, определяющие условия функционирования и развития организации:
политические факторы,
экономические компоненты,
правовые факторы,
социокультурные факторы,
технология,
международные отношения
Слайд 8Внешняя среда организации СКД
как объект управления
Внешнее окружение организации, по А.И.
Пригожину (1940 –):
– макрофакторы
– социокультурные (традиции и нормы делового поведения),
– правовые (полнота и качество законов),
– политические (характер власти, борьба интересов),
– природные (климат, минеральные ресурсы)
– орбиты влияния на организацию
– ближняя орбита;
– региональная орбита;
– страновая орбита;
– мировая орбита
Слайд 9Внешняя среда организации СКД
как объект управления
1. ближняя орбита:
клиентура (дилеры, покупатели,
потребители),
партнеры (поставщики, кредиторы, инвесторы, спонсоры и др.)
конкуренты
2. региональная орбита:
– местная власть,
– население,
– рыночная ситуация (насыщенность рынка, конкурентная среда, состояние спроса и пр.).
Слайд 10Внешняя среда организации СКД
как объект управления
3. страновая орбита :
поведение государственного
аппарата (характер и степень его вмешательства в рынок),
макроэкономическая ситуация (устойчивость валюты, специализация народного хозяйства),
демографическая ситуация (возрастной и национальный состав населения),
общая деловая культура народа,
рыночная ситуация (уровень жизни, характер спроса, насыщенность рынка, потребительское поведение народа)
Слайд 11Внешняя среда организации СКД
как объект управления
4. мировая орбита:
состояние международных отношений,
состояние
финансовых рынков,
деятельность надгосударственных объединений
Слайд 12Внешняя среда организации СКД
как объект управления
Разбалансированная, заниженная в своей культурной
ценности, внешняя среда провоцирует усредненный уровень культурного обслуживания населения, поощряет низкое качество продукта культуры
Слайд 13Внешняя среда организации СКД
как объект управления
Специфика деятельности организаций СКД вследствие
особенностей представляемых ими товаров и услуг:
не только адаптируется к внешней среде,
но и формирует ее
? влияние на формирование личности, уровень развития нации,
? в конечном итоге на отношение к сфере культуры в социуме
Слайд 15Микроокружение организации
Потребители товаров и услуг учреждений СКД – отдельные индивиды, группы
и все население
Параметры профиля потребителя:
география,
демография (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.),
социально-психологические характеристики, отражающие положение потребителя в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.,
отношение потребителя к продукту (почему приобретает данный продукт, сам ли является пользователем продукта и т.д.)
Слайд 19Микроокружение организации
Партнеры (поставщики) организации:
поставщики капитала;
поставщики трудовых ресурсов;
поставщики оборудования
Конкурентная сила поставщика:
уровень специализации,
стоимость
переключения на других клиентов,
концентрированность на работе с конкретными клиентами,
важность для поставщика объема продаж
Слайд 20Микроокружение организации
Партнеры учреждений культуры:
прилагающие совместные усилия для решения общих задач
– подобные
организации,
– органы государственной и муниципальной власти,
– общественные и некоммерческие организации
Особая группа партнеров организаций СКД:
– благотворители,
– меценаты,
– попечители,
– волонтеры,
– спонсоры,
– инвесторы
Слайд 21Микроокружение организации
Конкуренты – те, с кем организации приходится бороться за потребителей
и ресурсы
Конкуренты учреждений СКД:
учреждения культуры, предлагающие сравнимые культурные услуги (музеи, театры, филармонии и др.);
организации сферы досуга, производящие услуги качественно иного характера (клубы, спортивные организации, танцхоллы и др.)
Слайд 22Макроокружение организации
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации СКД
Макроокружение не носит
специфического характера по отношению к отдельно взятой организации
Степень влияния макроокружения на различные организации различна
Слайд 23Макроокружение организации
Политические факторы:
базовые характеристики политической подсистемы (правящая идеология, стабильность правительства, способность
правительства проводить политику в жизнь, степень общественного недовольства деятельностью органов государственной власти),
программы партийных структур,
группы лоббирования в органах власти,
отношение правительства к регионам страны,
предполагаемые изменения в законодательстве
Слайд 24Макроокружение организации
Экономическая компонента (характеризует формирование и распределение ресурсов):
общий уровень экономического развития,
развитость
конкурентных отношений,
структура населения,
уровень образованности рабочей силы,
величина заработной платы,
величина валового национального продукта,
темп инфляции,
уровень безработицы,
процентная ставка,
производительность труда,
нормы налогообложения,
климат и т.п.
Слайд 25Макроокружение организации
Правовая составляющая:
законы и др. нормативные акты, устанавливающие правовые нормы и
рамки отношений,
действенность правовой системы,
сложившиеся традиции в правовой сфере,
процессуальная сторона практической реализации законодательства
Слайд 26Макроокружение организации
Социокультурная компонента:
отношение людей к работе и качеству жизни,
существующие в обществе
обычаи и верования,
разделяемые людьми ценности,
демографические структуры общества,
уровень образования людей,
мобильность людей, готовность к перемене места жительства
Технологическая компонента
Международные условия
Слайд 27Макроокружение организации
1.) Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации
2.) Изменения в
одной из компонент обязательно приведут к изменениям в других компонентах макроокружения
3.) Крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие
Слайд 28Неопределенность внешней среды
Неопределенность – ЛПР не имеют достаточно информации о
факторах окружающей среды для того, чтобы предсказать внешние изменения и предусмотреть ответные действия организации
Слайд 30Неопределенность внешней среды
В сложной внешней среде организация взаимодействует с множеством различных
элементов среды и оказывает на них влияние.
В простой окружающей среде организация взаимодействует, оказывая влияние, с незначительным числом внешних элементов
Слайд 31Неопределенность внешней среды
Внешняя среда считается стабильной, если она остается прежней
в течение нескольких месяцев или лет
В нестабильных условиях элементы внешней среды меняются внезапно
Слайд 32Неопределенность внешней среды
На уровень динамики внешней среды влияют внешние факторы:
дестабилизация
политики государства
непредсказуемые повороты в экономике;
неожиданные изменения в потребительском спросе;
изменения электронных технологий;
непредвиденная синоптиками смена погоды
Слайд 33Неопределенность внешней среды
Г. Минцберг выделяет дополнительные характеристики внешней среды:
* Разнообразие рынка
*
интегрированные/единые рынки;
* диверсифицированные рынки
* Враждебность среды:
* благоприятная внешняя среда
* враждебное окружение
Слайд 34Неопределенность внешней среды
В простой стабильной окружающей среде неопределенность мала. Организации
противостоят немногие элементы, имеющие тенденцию к стабильности
Сложная стабильная внешняя среда характеризуется большей неопределенностью. Здесь больше элементов внешней среды, но их изменения происходят не быстро и не неожиданно
Слайд 35Неопределенность внешней среды
Простая нестабильная внешняя среда:
Для организации имеют значение лишь немногие
из элементов внешней среды;
их поведение трудно предсказать, они могут неожиданно реагировать на действия организации;
быстрые изменения создают неопределенность для менеджеров организации
Слайд 36Неопределенность внешней среды
Сложная нестабильная внешняя среда:
на организацию воздействует много элементов среды;
они часто меняются или интенсивно реагируют на действия организации;
в случае одновременного изменения нескольких секторов внешней среды, внешняя среда становится турбулентной
Слайд 38
Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
Для адаптации организаций к неопределенности
внешней среды применяют:
создание новых должностей и подразделений,
дифференциация и интеграция организаций, процессов контроля,
характер планирования
Слайд 39Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
Цель буферных подразделений – амортизация неопределенности
внешней среды
Работа в пограничной области – работа с изменениями информации:
1) обнаружение сведений об изменениях внешней среды и доставка этих сведений в организацию;
2) передача в окружающую среду информации, представляющей организацию в выгодном свете
Слайд 40Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
Дифференциация – узкая специализация подразделений
Интеграция характеризует
качество сотрудничества подразделений
П.Р. Лоуренс (Lawrence, Paul Roger, 1922–2011) и Дж.У. Лорш (Lorsh, Jay William, 1932–): организации работают лучше, когда уровень дифференциации и интеграции соответствует уровню неопределенности внешней среды
Слайд 41Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
В условиях неопределенной внешней среды особую
важность приобретают планирование и прогнозирование, которые повышают готовность организации к координированным быстрым ответным действиям
TINA (There Is No Alternative = «Альтернатив нет»)
Слайд 42Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
Дж. Дженнингс (Jennings, Jason) и Л.
Хотон (Haughton, Laurence) «Не большой съедает маленького, а … быстрый – медленного»
Слайд 43Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
Г. Минцберг предлагает для борьбы
с неопределенностью внешней среды координационные механизмы:
– прямой контроль,
– стандартизация рабочих процессов,
– стандартизация выпуска,
– стандартизация знаний и навыков,
– взаимное согласование
Слайд 44Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
Слайд 45Адаптация организаций СКД к неопределенной среде
Межорганизационные связи – компромисс между получением
ресурсов и автономией организации
– чтобы получить недостаточные ресурсы и повысить свою конкурентоспособность в глобальном масштабе организации объединяются
– развивая связи с другими организациями, организации стремятся быть максимально автономными и независимыми