Основополагающие законы организации презентация

Содержание

Вопросы лекции: 1. Закон синергии 2. Закон самосохранения 3. Закон развития

Слайд 1«Основополагающие законы организации»
ТЕМА ЛЕКЦИИ:


Слайд 2Вопросы лекции:
1. Закон синергии

2. Закон самосохранения

3. Закон развития


Слайд 3Закон синергии

Организация

Перспективы развития
Научный потенциал
Кадровый потенциал
Технический потенциал
Имидж
Микроклимат в коллективе
Производительность
Заинтересованность
Отношение к внешней

среде

Любая организация характеризуется наличием следующих элементов:


Слайд 4Значения представленных элементов определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. В

качестве примеров организаций с высоким потенциалом можно привести:
- Конструкторское бюро академика С.П. Королева, где работал академик А.Д. Сахаров;
- Группу фирмы «APPLE», создавшей новый тип компьютеров серии «Macintosh»;
- Крепкие семьи.

Слайд 5Потенциал организации зависит от каждого работника и их расстановки, технологической оснащенности

и профессионализма руководителей.
Потенциалы отдельных ресурсов, составляющих организацию, влияют на ее общий потенциал.
Различные сочетания элементов этих потенциалов могут создать большой набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Низкий потенциал может возникнуть, например:
- при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников;

Слайд 6- при увольнении работников, генерирующих идеи;
- при приеме на работу

конфликтного работника.
Высокий потенциал может возникнуть, например:
- при приобретении организацией компьютера;
- при приеме на работу совместимых с коллективом работников;
- при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников.
При этом потенциал организации, т. е. возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами:

Слайд 7а) пропорционально привлечению дополнительных ресурсов (рис.слева); б) скачкообразно (существенно больше привлечения

дополнительных ресурсов) (рис. справа).

Слайд 8*
*
При втором варианте (рис. справа), соединение хорошо совместимых двух ресурсов А

и Г создает такой общий потенциал организации, который существенно перекрывает потенциал, полученный при объединении трех ресурсов А, Б и В (рис. слева). При этом величина самого ресурса Г существенно меньше суммы ресурсов Б и В.
Процесс резкого повышения или понижения потенциала организации, носит название синергетического эффекта. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия.

Слайд 9Графически синергию можно представить следующим образом:
Варианты синергии:
а) положительная (слева); б)

отрицательная (справа)

Слайд 10На левой стороне рисунка имеются три области (1, 2, 3). Область

1 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 2 характеризуется резким (скачкообразным) увеличением потенциала организации от нескольких ресурсов, при этом приращение потенциала организации существенно больше, чем потенциал каждого введенного ресурса (эффект синергии). Область 3 - это спад, когда в организации работает слишком много людей или техники, а также при внесении новым ресурсом рассогласования между уже имеющимися.

Слайд 11На правой стороне рисунка также имеются три области (4, 5, 6).

Область 4 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 5 характеризуется резким (скачкообразным) уменьшением потенциала организации вследствие того, что новый элемент свел на «нет» потенциал имеющихся элементов и внес отрицательные последствия своего участия в деятельности организации (эффект синергии).

Слайд 12Область 6 - это небольшой подъем при существенном увеличении составляющих ресурсов.

Область скачкообразного изменения потенциала (2 или 5), может носить созидательный (область 2) или разрушительный (область 5) характер. Поведение кривой в областях 2 или 5 носит название закона синергии.

Слайд 13Закон синергии формулируется так: для любой организации существует такой набор элементов,

при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.
Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Слайд 14Пример. Можно ли создать молодую семью, потенциал которой всегда будет

в области созидательной синергии?

Решение: очень трудно, так как не все элементы, необходимые для синергии, находятся в сфере управления семьи. Например, несовершенное законодательство, экология, социальная политика, влияние внешней среды и т.д.


Слайд 15Закон синергии может быть реализован в трех вариантах.
Первый вариант: Руководитель

и подчиненные ничего не знают о законе синергии.
Результат стихийного действия закона:
руководитель и персонал, заботясь о процветании своей компании, исходя из средств будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше;

Слайд 16купленное первоклассное быстродействующее оборудование может не реализовать свои возможности в ряду

уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала. Таким образом, потенциал многих приобретенных ресурсов может в сумме дать меньший, чем запланировано, результат.

Слайд 17Так, например, в 1945 г. в последние месяцы Второй мировой войны

США и СССР искали и вывозили из Германии военных и гражданских специалистов экстра класса для работы на отечественных предприятиях. Немецкие специалисты добросовестно работали на соответствующих объектах, однако синергетический эффект достигнут не был. Этому мешали многочисленные препятствия личного и профессионального характера. И в конце концов многим из этих специалистов разрешили возвратиться на родину в ФРГ.

Слайд 18Второй вариант: Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.
Результат действия

закона:
руководитель будет стараться приобрести или правильно расставить ресурсы в организации для достижения гармонии и получения положительного синергетического эффекта. Подчиненные могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут сопротивляться согласно закону самосохранения, так как не всегда непрофессионал в области управления может правильно понять маневр руководителя.

Слайд 19Так, для подбора персонала в конкретный коллектив руководитель должен иметь (или

собрать) своеобразное досье на каждого работника коллектива, чтобы качества нового работника сразу нашли там свое место и не создали неудобств для уже работающих. Однако многие работники с большой неохотой будут давать достоверную и подробную информацию о себе.

Это самый плохой вариант, приводящий к непониманию действий руководителя и персонала.


Слайд 20Третий вариант: Руководитель и подчиненные знают о законе синергии.
Результат действия закона

будет самым благоприятным:
все работники в рамках своих полномочий и ответственности с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и ресурсов. Кроме того, подчиненные будут сами самосовершенствоваться для достижения синергии. Синергия - это прежде всего благоприятный климат, творческая работа и прибыль.

Слайд 21В жизни почти каждой реальной организации бывали ситуации, когда она оказывалась

на грани банкротства или даже вступала в процедуру банкротства. Одни из них на этом завершали свой путь, другие, найдя ресурсы и преодолев трудности, успешно восстановили свою репутацию и сейчас доминируют на мировом рынке.
Теоретической основой для анализа общего состояния организации служит закон самосохранения.
Закон гласит: каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для достижения этого весь свой потенциал (ресурс).

Закон самосохранения.


Слайд 22В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:

∑Ri > ∑ (V1i + V2i),
i=1 i=1
где Ri — потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и т.д.), способствующий ее развитию.
V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия;
V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.
Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов.

Слайд 23Левая часть в формуле носит название «энергия удержания» (У), а правая

часть — «энергия ликвидации» (Л). Данную формулу можно представить в виде:
У > Л.
V1i и V2i могут влиять на деятельность организации как позитивно, так и негативно.

Слайд 24Первый вариант: Руководитель и подчинённые ничего не знают о законе самосохранения.
Результат

стихийного действия закона.
До тех пор пока организация функционирует успешно, закон себя не проявляет. При нарастании неблагоприятных воздействий (увеличивается энергия ликвидации) организация в лице всего коллектива начинает сопротивляться (наращивать энергию удержания).

На практике существует три варианта действия закона.


Слайд 25Чаще всего такое сопротивление носит спонтанный и криминальный характер (увеличение продолжительности

рабочего дня, конфликты, подделка финансовых документов и т.д.). Действие закона приводит к быстрому уменьшению энергии удержания.

Второй вариант: Руководитель знает о законе самосохранения, а его подчинённые нет.
Результат действия закона.
Руководитель наблюдает за изменениями в организации и формирует потенциальные ресурсы удержания. Персонал вообще не интересуется самосохранением и не формирует долгосрочных ресурсов выживания.


Слайд 26Третий вариант. Руководитель и подчинённые знают о законе самосохранения.
Результат действия закона

будет самым благоприятным.
Все работники в рамках своих полномочий и ответственности заранее предполагают, что организация в условиях рыночной экономики может оказаться в неблагоприятных условиях. Дорожа своим рабочим местом, они в плановом порядке создают новые ресурсы, укрепляют старые связи, снижают отрицательные возмущающие влияния.

Слайд 27*
*
Закон развития.
Развитие - это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания.

Различают две формы развития:
эволюционную, связанную с постепенными количественными и качественными изменениями (изменение сознания сочетается с изменениями материи);
революционную, характеризующуюся скачкообразным неосознанным переходом от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса.

Слайд 28*
*
Выделяют прогрессивное и регрессивное развитие. Прогрессивное развитие — это переход от

низшего к высшему, от менее к более совершенному, регрессивное — это деградация, понижение уровня знаний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройденным формам и структурам.
Прогресс и регресс тесно связаны между собой и составляют диалектическое единство. Без регресса нет прогресса, а без прогресса нет регресса.

Слайд 29Развитие организаций обусловлено следующими факторами:
изменениями внешней среды (экономика, политика, этика, культура

и др.);
изменениями внутренней среды (перемещения работников, переход на новые технологии и др.);
потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении и самопроявлении человека, потребность в прибавочном продукте общества и др.);
старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);
изменениями экологии (загрязнение или очищение среды, сокращение или увеличение флоры и фауны);
техническим прогрессом;
глобальным состоянием мировой цивилизации.

Слайд 30Развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы, который включает восемь

взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности (Э1), внедрение (Э2), рост (Э3), зрелость (Э4), насыщение (Э5), спад (Э6), крах (Э7) и ликвидация или утилизация (Э8).

Динамика развития материальной системы


Слайд 31Восемь этапов включают как прогрессивное, так и регрессивное развитие. Тангенс угла

наклона кривой на этапах внедрения, роста, зрелости, спада и краха определяет принадлежность развития к эволюционной или революционной форме, спаду или подъему. Значения угла в диапазоне 50 — 60° свидетельствует о революционной форме развития, диапазон 10 — 30° — эволюционной форме развития, промежуточный диапазон 30 — 50° — это период постепенного перехода к перечисленным формам, диапазон 0 — 10° — это стабилизация или изменение запасов. Положительное значение тангенса свидетельствует о подъеме, а отрицательное — о спаде.

Слайд 32Спасибо за внимание !


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика