Слайд 1 Организационные структуры управления в туриндустрии
Корнеева Е.И., К.и.н., доцент кафедры «Технологии
и организации предприятий питания»,
РЭУ имени Г.В.Плеханова
Слайд 2Организационные структуры управления в гостиницах
Административная служба формирует управленческий стиль, отвечает за
организацию управления всеми службами гостиничного комплекса, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения
Слайд 3Организационные структуры управления в гостиницах
Административная служба занимается созданием и поддержанием
необходимых условий труда для персонала гостиницы, контролирует соблюдение установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной и экологической безопасности.
Слайд 4Организационные структуры управления в гостиницах
К административной службе относятся: генеральный и исполнительные
директора, дежурный менеджер, секретари.
Слайд 5Организационные структуры управления в гостиницах
Служба приема и расчетная часть занимается решением
вопросов, связанных с бронированием и распределением номеров, приемом туристов, прибывающих в гостиницу, их регистрацией и размещением по номерам, а также отправкой домой или к следующему пункту маршрута путешествия.
Слайд 6Организационные структуры управления в гостиницах
Также функциями службы приема и размещения являются
расчеты с гостями и составление базы данных о клиентах гостиницы. С этой службой гость контактирует больше всего, получает необходимую информацию и от того, как он был встречен, зависит его впечатление о гостинице в целом.
Слайд 7В эту службу входят: директор службы, портье, менеджеры по бронированию услуг.
Слайд 8Организационные структуры управления в гостиницах
Служба обслуживания работает с клиентами в близком
контакте и выполняет все функции, связанные с их непосредственным обслуживанием, что включает встречу гостя, сопровождение его к номеру, поднос багажа, предоставление необходимой информации, выполнение личных поручений.
Слайд 9Организационные структуры управления в гостиницах
К службе относятся: менеджер службы, дворецкие, швейцары,
коридорные, багажисты, гардеробщики, лифтеры, рассыльные, консьержи, водители.
Слайд 10Организационные структуры управления в гостиницах
Служба размещения обеспечивает обслуживание туристов в номерах,
поддерживает необходимое санитарно-гигиеническое состояние номеров и уровень комфорта в общественных помещениях (холлах, фойе, коридорах), занимается оказанием бытовых услуг.
Слайд 11Организационные структуры управления в гостиницах
По численности персонала эта служба является самой
крупной службой гостиницы. Как правило, здесь работает до 50% всех служащих отеля. В службу входят: директор службы, супервайзеры, горничные, стюарды, дежурные по этажу, уборщики, цветочники.
Слайд 12Организационные структуры управления в гостиницах
Служба питания обеспечивает обслуживание гостей в ресторанах,
кафе или барах гостиницы, в номерах, решает вопросы по организации и обслуживанию банкетов, презентаций.
Слайд 13Организационные структуры управления в гостиницах
Служба питания также включает множество работников: директор
службы, директор ресторанов и баров, шеф-повар, метрдотель, официанты, помощники официантов, менеджер банкетинга.
Слайд 14Организационные структуры управления в гостиницах
Коммерческая служба (служба маркетинга и продаж) занимается
вопросами маркетинга услуг, налаживает контакты с партнерами и клиентами, занимается вопросами рекламы гостиницы, планирует использование помещений.
Слайд 15Организационные структуры управления в гостиницах
В службу входят: директор службы, менеджеры по
продажам, специалисты по маркетингу, рекламе.
Слайд 16Организационные структуры управления в гостиницах
Инженерные (технические) службы создают условия для функционирования
таких систем гостиницы, как кондиционирование, теплоснабжение, санитарно-техническое оборудование, системы телевидения и связи, ремонта и строительства.
Сюда входят: технический директор, инженеры, ремонтники.
Слайд 17Организационные структуры управления в гостиницах
Служба снабжения обеспечивает бесперебойную деятельность гостиницы, может
выполнять отдельные пожелания гостей.
В службе снабжения работают: директор службы, рабочие, кладовщики.
Слайд 18Организационные структуры управления в гостиницах
Вспомогательные службы обеспечивают процесс работы гостиничного комплекса,
предлагая услуги прачечной, химчистки. В информационном листке, имеющемся в каждом номере, гостю сообщается, когда, каким образом и по каким расценкам он может воспользоваться услугами данных служб.
В службу входят: работники прачечной, химчистки, портновской.
Слайд 19Организационные структуры управления в гостиницах
Служба по оказанию дополнительных услуг предоставляет платные
услуги, повышающие конкурентоспособность гостиницы. В ее состав входят парикмахерская, сауна, спортивный зал, другие подразделения в зависимости от специализации гостиницы.
Слайд 20Организационные структуры управления в гостиницах
Состав службы: директор службы, работники салонов красоты,
парикмахерских, солярия, сауны, бизнес-центры, массажисты.
Слайд 21Организационные структуры управления в гостиницах
Бухгалтерия (финансовый отдел) решает финансовые и учетные
вопросы.
Сюда входят: финансовый директор, главный бухгалтер, бухгалтера, кассиры.
Слайд 22Организационные структуры управления в гостиницах
Отдел кадров занимается проблемами подбора и расстановки
персонала гостиницы, повышением квалификации. Также может награждать сотрудников по итогам работы.
В службе работают: директор отдела кадров, инспектор по персоналу.
Слайд 23Организационные структуры управления в гостиницах
Служба безопасности обеспечивает безопасность гостей и их
собственности, имущества гостиницы, может решать некоторые проблемные вопросы с гостями.
Работу службы обеспечивают операторы, охранники
Слайд 24Организационные структуры управления в гостиницах
Слайд 25Организационные структуры управления в гостиницах
Между обществом с ограниченной ответственностью «Балчуг»
и Акционерным обществом «Кемпински Отельс» заключен «Договор о менеджменте», по которому АО «Кемпински Отельс» взяло отель «Балчуг Кемпински Москва» в управление и включило его в свою мировую сеть.
Слайд 26Структура управления отеля «Балчуг Кемпински Москва».
Слайд 27Структура управления отеля «Балчуг Кемпински Москва».
Слайд 28Организационные структуры управления в гостиницах
Отдел номерного фонда состоит из таких подразделений,
как служа приема и размещения (Front Office), служба портье (Concierge), служба горничных (Housekeeping), служба текущего ремонта (Maintenance), объединенная сервисная группа (uniformed service), служба безопасности (security).
Слайд 29Организационные структуры управления в гостиницах
Слайд 30ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЦАХ
Слайд 31Орг. структуры втурфирмах
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «СТАР ТРЭВЕЛ».
ДИРЕКТОР ПО РАЗВИТИЮ
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА И
РЕКЛАМЫ
ОТДЕЛ РАБОЧИХ ПРОГРАММ
ФИНАНСОВЫЙ ОТДЕЛ
IT - ОТДЕЛ
ОТДЕЛ БРОНИРОВАНИЯ
ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР
СИСТЕМНЫЙ АДМИНИСТРАТОР
ПР - МЕНЕДЖЕР
НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА
Отдел рабочих прогр
Слайд 32ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЦАХ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТУРФИРМЫ «ПРОФИТ»
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
БУХГАЛТЕР
МЕНЕДЖЕРЫ ПО ПРОДАЖЕ
ТУРОВ
СЕКРЕТАРЬ
КУРЬЕР
КАССИР
Слайд 33ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В ГОСТИНИЦАХ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
КУРЬЕРЫ
ГЛАВНЫЙ МЕНЕДЖЕР
БУХГАЛТЕР
МЕНЕДЖЕРЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
СПЕЦИАЛИСТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ
СПЕЦИАЛИСТ
ПО МАРКЕТИНГОВЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
СПЕЦИАЛИСТ ПО РЕКЛАМЕ И PR
ОТДЕЛ МАРКЕТИНГА
Слайд 34Организационные структуры управления службой питания в гостиницах
Ресторанная служба
Рум-сервис
Генеральный директор
Заместитель
генерального директора
Шеф-повар
Отдел кадров
Отдел по снабжению
Бригада официантов
Бармены
Метрдотель
Менеджер по залам
Кондитерский цех
Отдел маркетинга
Главный инженер
Главный бухгалтер
Заместитель главного бухгалтера
Банкетный офис
Заместитель директора
Начальник банкетного офиса
Дежурный официант банкетного офиса
Служба питания гостиницы «Метрополь»
Слайд 35Организационные структуры управления в ресторане
ШЕФ-ПОВАР
ЗАМ. ДИРЕКТО-РА ПО ФИНАНСАМ
ЗАМ. ДИРЕКТО-РА ПО СНАБЖЕНИЮ
ЗАМ.
ДИРЕКТО-РА ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ
МЕТР-ДОТЕЛЬ
ОФИЦИАН-ТЫ
БАРМЕНЫ
УБОРЩИЦЫ
ГАРДЕРОБ-ЩИК
ШВЕЙЦАР
ОТДЕЛ КАДРОВ
СЛУЖБА ОХРАНЫ
МЕНЕДЖЕР ПО СНАБЖЕ-НИЮ
ГЛ.БУХГАЛТЕР
ПОВАРА
ПОСУДО-МОЙЩИЦЫ
ЭКСПЕДИ-ТОР-ВОДИТЕЛЬ
БУХГАЛТЕР
КАССИРЫ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР
Слайд 36
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР РЕСТОРАНА
БУХГАЛТЕР
КАССИР
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА
ПОВАР ХОЛОДНОГО ЦЕХА
ПОВАР ГОРЯЧЕГО ЦЕХА
ШЕФ – ПОВАР
(ЗАКУПЩИК)
СУШИ - ПОВАР
ОФИЦИАНТЫ
ШВЕЙЦАР-ГАРДЕРОБЩИК
ОХРАННИК
БАРМЕН
АДМИНИСТРАТОР
УБОРЩИЦА - ПОСУДОМОЙКА
Слайд 37Методика построения организационной структуры управления фирмой
Методика компании «БИГ»
Кондратьев В.В., Краснова В.Б.
Реструктуризация управления компанией. М. Инфра-М, 2002
Семь нот менеджмента. Под ред. В. Красновой. М. ЗАО Эксперт, 2002 г.
www. big-group.ru
Слайд 38Методика компании «БИГ»
Этапы проектирования организационной структуры предприятия
Анализ функций управления
Проектирование функциональной модели
Разработка
Положения об организационной структуре в компании
Постановка регулярного менеджмента
Слайд 39Методика компании «БИГ»
Основные разделы «Положения об организационной структуре в компании»
Перечень продуктов
Перечень
обеспечивающих функций
Перечень функций менеджмента
Перечень структурных звеньев
Органиграмма
Слайд 40Перечень продуктов
Перечень продуктов представляет собой группировку продуктов по одному из следующих
признаков:
По продукту
По географическому признаку
По сегментам
Слайд 41Перечень функций
Перечень функций представляет собой описание бизнес-процессов
материально-техническое обеспечение
организация сбыта
административное обеспечение
обеспечение безопасности
……………………………..
Слайд 42Перечень функций менеджмента
Структуризация
Управление маркетингом
Управление финансами
Бизнес-планирование
……………..
Контроль
Слайд 43Методика Пригожина
Пригожин А.И. Методы развития организаций.
М. МЦФЭР, 2003, 863 с.,
300 р.
т. 933-52-61,
www.mcfrbook.ru
Слайд 44Методика Пригожина
Этапы совершенствования организационного проектирования
1. Организационная диагностика организации
2. Определение функций каждого
подразделения, сотрудника
3. Построение организационной структуры
Слайд 45Методика Пригожина
Основные подходы к определению функций:
Перечень работ, которые сотрудник должен выполнить
Продуктовый
подход (результат деятельности)
Слайд 46Тема: Литература по должностным инструкциям
Труханович Л.В.,
Щур Д.Л.
Кадры туристических агентств,
экскурсионных бюро, туроператоров. Сборник должностных и производственных инструкций.
М. Финпресс, 2003,
159 с., 125 р.
Слайд 47Тема: Литература по должностным инструкциям
Труханович Л.В.,
Щур Д.Л.
Кадры в сфере
гостиничного обслуживания. Сборник должностных и производственных инструкций.
М. Финпресс, 2003
159 с., 125 р.
Слайд 48Тема: Литература по должностным инструкциям
Труханович Л.В.,
Щур Д.Л.
Кадры ресторанов, закусочных,
столовых, баров, кафе. Сборник должностных и производственных инструкций.
М. Финпресс, 2003
190 с, 125 р.
Слайд 49Методика Пригожина
Функция :
– общефирменная цель, переведенная на уровень конкретного подразделения, сотрудника
-
сделка между внутренним поставщиком и клиентом(потребителем)
Слайд 50ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационная диагностика
Закрепление функций за конкретными
подразделениями, сотрудниками (по проекту)
Построение новой (проектируемой) схемы организационной структуры управления предприятием
Слайд 51Организационная диагностика
ОРГДИАГНОСТИКА – комплекс мер по исследованию сложившейся на предприятии организационной
структуры управления и выявлению ее достоинств и недостатков.
Слайд 52МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ САМОДИАГНОСТИКИ
Метод «Метафора»
Метод «Крестовина»
Схема «Жизненного цикла» организации
Анализ управленческих ошибок
Анализ организационных
патологий
Слайд 53Метод «Метафора»
Приглашается 15-20 сотрудников средней по размерам организации включая генерального директора
Каждый
участник оргдиагностики рисует свой образ фирмы (предметы, абстракции и т.д.)
Все рисунки коллективно обсуждаются и определяется общее представление об орг. структуре – совокупный образ организации
Слайд 54Метод «Крестовина»
Так же как и в предыдущем методе определяется группа участников
Участники
должны оценить 4 ориентации:
на власть, иерархию отношений;
на внутренние проблемы организации;
на инициативность, инновационность персонала;
на рынок, клиентов.
(строится схема, на которой отмечается длина соответствующей линии)
Слайд 55Метод «Крестовина»
3. Анализируются полученные рисунки и строится общий образ предприятия по
указанным ориентациям
2. СОСРЕДОТО-ЧЕННОСТЬ НА ВНУТРИОРГ. ПРОБЛЕМАХ
1. ИЕРАРХИЧ-НОСТЬ, УВАЖЕНИЕ К ВЛАСТИ
3. ИННОВА-ЦИОННОСТЬ, ИНИЦИАТИВ-Н0СТЬ ПЕРСОНАЛА
4. ОРИЕНТА-ЦИЯ НА РЫНОК, НА КЛИЕНТА
Слайд 56Схема «Жизненного цикла»
Так же как и в предыдущем методе определяется группа
участников
Участники должны оценить на каком этапе жизненного цикла находится организация
Строится общая парабола жизненного цикла организации
Слайд 57Работа с управленческими ошибками
Так же как и в предыдущем методе определяется
группа участников
Участники должны выявить наличие управленческих ошибок.
Ошибки систематизируются и строится общая картина предприятия
Слайд 58Управленческие ошибки руководителей
1.Естественные (неизбежные) :
в прогнозах тенденций рынка, действий конкурентов
в оценках
ситуации в организации, ее ресурсов и т.д.
2. Предубеждения (сложившиеся стереотипы поведения руководителя)
Слайд 59Управленческие ошибки руководителей
3. Незнания (мотивационных систем, управленческих технологий и т.п.)
4. Неумения
(формулировать цели, разрабатывать стратегии и т.п.)
Слайд 60Работа с управленческими ошибками
2. Определяется перечень проблем:
- представляющих наибольшую опасность
для дела
- особенно актуальных для организации в настоящее время
3. Список проблем обрабатывается и определяются «узкие» места организации
Слайд 61Работа с оргпаталогиями
ТИПЫ ОРГПАТАЛОГИЙ:
В построении организационной структуры: (господство структуры над функцией,
несовместимость личности с функцией, бюрократия)
Слайд 62Работа с оргпаталогиями
2. В организационных отношениях (конфликты, неуправляемость, преобладание личностных отношений
над служебными, рассеивание целей фирмы на уровне подразделений и сотрудников)
Слайд 63Работа с оргпаталогиями
3. В управленческих решениях (игнорирование орг. порядка, разрыв между
решениями и их реализацией, демотивирующий стиль руководства, стагнация)
Слайд 64Затраты времени на проведение орг. самодиагностики
Метод «Метафоры» - 1,5 часа
Метод «Крестовины»
- 40 мин
«Жизненный цикл» - 40 мин
Управленческие ошибки – 2 часа
Оргпаталогии – 1,5 часа
Слайд 65Выводы по орг. самодиагностике
Самодиагностика не может быть окончательной – она предварительна.
Более обоснованную и доказательную картину можно получить только с помощью полной и всесторонней диагностики фирмы
Слайд 66Наиболее распространенные ошибки в построении организационных структур управления
Наличие «дублирования» функций (одна
и та же функция закреплена за разными структурными подразделениями
Наличие функций управления, не закрепленных за каким-либо структурным подразделением
Слайд 67Закрепление функций управления за сотрудниками турфирмы «Профит»
Слайд 68Закрепление функций управления за сотрудниками турфирмы «Профит»
Слайд 69Принципы построения орг. структур управления
Простота – обеспечение минимально возможного числа иерархических
ступеней
Адаптивность – способность изменяться в определенных пределах при изменении внешних и внутренних условий;
Слайд 70Принципы построения орг. структур управления
Структура предприятия должна отражать цели и задачи
фирмы, быть подчиненной процессу производства и оказания услуг и меняться вместе с ним;
Структура должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий менеджеров, которые в свою очередь определяются политикой, процедурой, правилами и должностными инструкциями;
Слайд 71Принципы построения орг. структур управления
При построении структур управления должен быть реализован
принцип соответствия между функциями и полномочиями, с одной стороны, и квалификацией и уровнем культуры конкретного сотрудника – с другой;
Каждая функция, реализуемая фирмой, должна быть закреплена за конкретной службой, т.е. недопустимо закрепление одной функции за двумя или несколькими службами;
Слайд 72Принципы построения орг. структур управления
Иерархия служб не должна подчинять одному субъекту
управления более шести-семи объектов.
Кратчайшие пути прохождения информации
Разделение стратегических и оперативных функций
Слайд 73Принципы построения орг. структур управления
Сочетание вертикальных (линейно-функциональных) и горизонтальных (программно-целевых)
связей в управлении
Увеличение степени самостоятельности при принятии решений
Расширение участия персонала в управлении
Слайд 74ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
На эффективность организационной структуры управления влияют:
действительные взаимосвязи, возникающие между
людьми и их работой, что отражается в их должностных обязанностях;
действующая политика руководства и методы, влияющие на поведение сотрудников;
полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем, высшем).
Слайд 75Основные направления совершенствования орг. структур
Внесение крупных изменений (глубокая реорганизация орг. структуры
управления)
Текущая реорганизация – эволюционное совершенствование орг. структуры управления